Особенности психол. раз-ия в младенчестве и ран. детстве

Младенчество как период стабильного развития

Младенческий возраст (2м-1г). Он подразделяется на 2 фазы: раннее младенчество (2-6мес) и позднее (7-12мес). Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития — младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми (Д.Б. Эльконин).

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют явления госпитализма. Потребность в общении у ребенка появляется примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности, и должна как можно более полно удовлетворяться. Дети в больнице или детском доме отстают в психическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения и воспитания в младенчестве получили название госпитализма. Явления госпитализма могут возникнуть и в семье у равнодушных к своим детям матерей. Дети с синдромом госпитализма начинают улыбаться позднее, инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они напрягаются и отстраняются при взятии на руки; речь появится у них очень поздно.

Развитие общения и речи

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании взрослого удовлетворяется в ходе непосредственно-эмоционального общения, выполняющего функции ведущей деятельности. Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт. Период от рождения до одного года — подготовительный этап развития речи.

К 9 месяцам складывается автономная речь. Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания по смыслу равные предложению, понять значение которых можно только ориентируясь на наличную ситуацию. Другая сторона развития речи — пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Во втором полугодии разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса конца первого года жизни ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: