Отраслевой бенчмаркинг выходит за пределы простого сравнения двух фирм. Его целью является выявление тенденций. Отраслевой бенчмаркинг исследует эффективность определенной функции в отрасли. А для этого необходимо исследовать гораздо большую группу предприятий, которые снабжают одни и те же рынки схожими продуктами. В этом случае определяются тенденции, а не позиции в конкурентной борьбе. Границы между отраслевым бенчмаркингом и бенчмаркингом конкурента несколько размыты. И до сегодняшнего дня пока нет ответа на вопрос, где заканчивается целенаправленный бенчмаркинг и начинается исследование тенденций. К тому же преимущества и недостатки бенчмаркинга конкурентов и отраслевого бенчмаркинга очень схожи между собой.
Отраслевой бенчмаркинг позволяет получить очень хорошие результаты при сравнении процессов. Данный вид бенчмаркинга также проводится зачастую с помощью привлеченных экспертов, поскольку существует потенциальная потребность в получении «закрытых» результатов. Опасность такого подхода заключается в том, что нормы внутри отрасли разрабатываются с высокой степенью схожести. Эти нормы могут быть неизвестны привлеченным экспертам, а, следовательно, не могут быть ими восприняты как таковые.
|
|
Межотраслевой бенчмаркинг
Межотраслевой бенчмаркинг имеет еще более широкий горизонт рассмотрения, чем все описанные выше виды бенчмаркинга. Предприятия, которые не конкурируют между собой, готовы к более открытому обмену информацией. Правда, степень открытости меняется в зависимости от подразделений предприятий. Так, например, подразделения, занимающиеся исследованиями и разработкой новых продуктов, не очень охотно идут на обмен информацией. Однако, несмотря на это, межотраслевой бенчмаркинг имеет значительно более высокий инновационный потенциал. Чтобы полностью его использовать, необходим основательный подход к разработке возможностей переноса результатов исследования на другие области.
Для проведения межотраслевого бенчмаркинга необходимо сравнение процессов, потому что только таким образом можно обеспечить межотраслевое сравнение объектов бенчмаркинга.
В приведенной ниже таблице сравниваются виды внешнего бенчмаркинга (см. табл. 6). В таблице ясно прослеживается, что межотраслевой бенчмаркинг имеет гораздо больший потенциал, чем другие виды бенчмаркинга. Наибольшая эффективность достигается на основе сравнения процессов.