Бенчмаркинг процессов

При проведении бенчмаркинга процессов решающее значение имеют ориентация на сами процессы и нацеливание структур предприятия на фактически проходящие процессы. Для этого необходимо применять методы управления процессами. Целью управления процессами является заблаговременное воздействие на результат через регулирование процессами. Для этого необходимо изучить все процессы. Их анализ показывает не только различия в эффективности тех или иных процессов, но и условия, при которых происходит создание стоимости. На этапе сравнения собственных процессов с процессами на других предприятиях можно найти инновационные решения для организации предпринимательских процессов. При этом исходят из предположения, что на других предприятиях процессы реализуются эффективнее, чем на собственном. Объектом рассмотрения бенчмаркинга процессов являются процессы, которые следует улучшить. Для этого эти процессы необходимо очень точно определить, соответствующим образом структурировать и придать им цифровое значение с помощью соответствующих измеряемых величин. Эти измеряемые величины являются основой для сравнения соответствующих процессов у партнера по бенчмаркингу. Сравнение процессов может показать, почему сравниваемые процессы у партнера по бенчмаркингу реализуются лучше. Затем происходит переход знаний партнера в системные знания. Для успешного проведения бенчмаркинга процессов необходимо обеспечить сравнимость процессов и перенос лучших методов других предприятий на собственное.

Резюмируя, можно дать следующие определения бенчмаркинга процессов:

Бенчмаркинг процессов - это сравнение схожих процессов с целью их оптимизации. Сравнение распространяется на внутренние процессы предприятия, отраслевые или межотраслевые процессы независимо от конкуренции и границ отрасли. При этом выявляются различия, причины их возникновения и возможности для улучшения процессов.

Если раньше на переднем плане стояло рассмотрение и сравнение показателей, то основное внимание при проведении бенчмаркинга процессов уделяется тому, чтобы понять первопричину (процессы), которые ведут к образованию данных величин (показателей). Самым важным здесь является не измерение и не придание числовых значений собственной производственной деятельности, а распознавание трудовых процессов на собственном предприятии и понимание того, почему сравниваемые в ходе бенчмаркинга процессы функционируют у партнера лучше.

В специальной литературе в качестве основных приводятся следующие этапы бенчмаркинга процессов: идентификация процессов, которые сравниваются в ходе бенчмаркинга, отображение этих процессов, сравнение их с другими и взаимообучение. Производительность предприятия повышается одновременно с ростом производительности процессов.

В ходе проведения внутреннего бенчмаркинга путем сравнения схожих процессов, которые имеют различные уровни производительности, достигается оптимизация собственных процессов. Идя таким путем, структурное подразделение может повысить уровень своих процессов. При расширении областей рассмотрения, т. е. при рассмотрении схожих процессов вне собственных структурных подразделений, возможна дальнейшая оптимизация процессов. При достижении нового уровня производительности всеми сравниваемыми внутренними процессами стабильно повышается производительность всей организации. А это в свою очередь повышает конкурентоспособность и прибыль. Какие виды бенчмаркинга существуют? В качестве основы успешного управления качеством нужна процессно-ориентиро-ванная структурная организация предприятия. К тому же появляется возможность отобразить эффективность абсолютно нового мышления в измеряемых величинах. Опыт многочисленных предприятий, которые уже внедрили у себя концепцию всеобщего управления качеством, доказал, что философия, ориентированная на предпринимательские процессы, является важным элементом эффективной организации предприятия.

Применение бенчмаркинга процессов

Диапазон применения бенчмаркинга процессов очень широк. Имеет смысл сначала провести бенчмаркинг основных процессов, затем перенести его на несколько других специально отобранных процессов, а затем - на составляющие процессов.

Еще один важный аспект бенчмаркинга процессов — это целевая идентификация и улучшение основных процессов. К таковым относятся те процессы, время прохождения которых и связывание мощностей которыми, вызывают наибольшие проблемы. А также те процессы, которые приносят клиентам наибольшую пользу и преобразование которых вскрывает значительный потенциал успеха. Эти процессы нужно направить так, чтобы они оптимально создавали для предприятия стоимость.

Сравнение своих основных процессов с основными процессами других предприятий позволяет определить свою позицию и стать лучше. Для этого нужно искать самые инновационные и одновременно лучшие методы организации производства, а также возможности перенесения их на собственные процессы.

На передний план выдвигаются поиски ответов на следующие вопросы:

- Как выглядят логистические процессы на ведущих предприятиях?

- Какие процессы при разработке нового продукта используются на наиболее успешных предприятиях?

- Какие стратегии внедрения применяют ведущие предприятия?

- Как организована финансовая отчетность на ведущих предприятиях?

Постановка вопросов, очевидно, свидетельствует о том, что следует выбирать такие компании для сравнения, для которых данная область является основной компетенцией. В специальной литературе уже есть перечни, в которых мировые лидеры подразделены по видам основной деятельности (см. табл. 8). Сложность в данном случае заключается в структуре и отборе собственных требований.

В табл.. представлены примеры из уже реализованных проектов по бенчмаркингу. Выбор в данной таблице обусловлен решением конкретной проблемы, и поэтому результаты не могут быть использованы для решения собственных задач.

Преимущества Недостатки
• Большой потенциал улучшений за счет возможностей выйти за рамки отрасли • Высокий эффект в течение продолжительного времени • Хорошая переносимость найденных лучших методов • Не на многих предприятиях есть процессно-ориентированное мышление • Межотраслевой бенчмаркинг еще не получил широкого распространения

Сложности, возникающие при проведении бенчмаркинга процессов

При проведении бенчмаркинга процессов выбираются предприятия, имеющие схожие или идентичные предпринимательские процессы, которые реализуются более успешно. Сравниваемые предпринимательские процессы необходимо распознать. Также необходимо обеспечить сам процесс сравнения и перенос лучших методов на собственное предприятие. Нельзя сравнивать предпринимательские процессы, если:

- отсутствует схожесть в структуре процессов,

- нет совпадения целевых величин,

- существует ошибочное предположение, что сравнимость продуктов - это то же самое, что сравнимость процессов.

До сих пор не существует системного подхода к использованию бенчмаркинга для процессов. Соответственно выбор предприятий для сравнения происходит бессистемно и случайно. Нет и возможностей для оценки процессов, а, следовательно, возникают проблемы при поиске сравниваемых величин измерения. Затруднено и получение информации. Перечисленные выше сложности показывают, что при выборе партнеров по бенчмаркингу и последующей проверки сравнимости необходимо использовать иные расширенные критерии и информационные данные.

Помощь может оказать программное обеспечение, разработанное специально для бенчмаркинга. Эти программы позволяют осуществить системный поиск схожести на основе классификации предприятий и оптимизации процессов.

При поиске аналогий первоочередное значение имеют структуры и измеряемые величины процессов. Должна быть также обеспечена сравнимость предпринимательских процессов и перенос организационных характеристик производственных процессов между предприятиями, относящимися к разным отраслям. Лучший опыт, который есть в других отраслях, может быть раскрыт при сравнении рассматриваемого процесса с характеристиками и требованиями, предъявляемыми к нему в других отраслях. Функционально-ориентированный подход с пристальным рассмотрением сравниваемых функций не позволяет получить результаты, которые можно сравнить и перенести в другие отрасли. Слишком большие различия с точки зрения выполняемых задач и содержания существуют в функциональных областях различных отраслей. А вот прохождение предпринимательских процессов в различных отраслях сравнить можно, так как они не привязаны к функциональной области. Это относится в первую очередь к прохождению процессов с простой структурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: