На рис.2.16 приведен общий вид дирижабля линзообразной формы.
Найдем проекции на оси связанной с дирижаблем системы координат
аэродинамических силы и момента, действующих на рули управления в приближении малости сил трения и пренебрежении интерференционными эффектами.
Свяжем с не отклоненным рулем управления систему координат
так, как показано на рис.2.13.
Рис.2.16
– К пояснению некоторых линейных и угловых размеров дирижабля линзообразной формы с двумя симметрично расположенными стабилизаторами и, следовательно, двумя рулями управления; система
связывается с главными осями центра масс эквивалентного дирижабля (см. выше); оси
и
направлены по нормали к наблюдателю; руль изображен при 
В нашем случае, как следует из рис.2.16, матрица направляющих косинусов
,
характеризующих взаимную ориентацию этих двух систем координат, и вектор
, характеризующий смещение начала координат связанной с не отклоненным рулем системы относительно начала координат дирижабля в целом, соответственно равны:
,
,
(2.102)
Положение центра масс пластины не отклоненного руля характеризуется в связанной с рулем системе координатами
. При отклонении руля на угол
положение смещенного центра масс пластины характеризуется вектором
.
Тогда в системе координат, связанной с дирижаблем, компоненты радиус-вектора, описывающего положение центра масс руля при отклонении его на угол
, определяются с помощью матрицы однородных преобразований
следующим образом:
.
(2.103)
Компоненты вектора аэродинамической силы от действия левого руля управления в системе координат
определяются по формуле (2.89):
, (2.104)
где
.
Напомним, что
- модуль вектора силы в указанном приближении,
- площадь руля,
- та нормаль (из двух) к пластине, которая в системе
характеризуется координатами
(см. рис.2.13 и рис.2.16).
Подставляя в (2.104) значения коэффициентов
,
матрицы поворота
, получим:
,
,
. (2.105)
Для расчета составляющих момента аэродинамической силы
используем формулы (2.91).
,
,
, (2.106)






