Предмет, объект, цель и задачи логопедии. Связи логопедии с другими науками
Логопедия – (обучение речи\обучение речью) это наука о нарушениях развития речи, их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Объект логопедии – (человек (логопад) с нарушением речи) это состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.
Предмет логопедии – это нарушение речи процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.
Цель логопедии – разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение и воспитание лиц с нарушениями речи.
Задачи логопедии:
1. Теоретические:
- изучить этиология, патогенез (механизм), структуру и симптоматику нарушения речи;
- выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез речи) при различных ее нарушениях;
- охарактеризовать взаимовлияние речи и личности человека (логопсихология или психологи лиц с нарушениями речи);
|
|
- изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями в развитии (интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
- разработать методы обследования и приемы устранения нарушения речи у детей и взрослых.
2. Практические:
- разработка методов преодоления нарушений речи у лиц с различными отклонениями в развитии;
- дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.
Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.
1. Внутрисистемные связи включают в себя
а) педагогический блок: педагогика (методы, приемы обучения и воспитания), специальная педагогика, методика дошкольного воспитания и методика развития речи (дошкольники), методика обучения русскому языку (школьники), логопедическая ритмика
б) психологический блок: психология, специальная психология, психодиагностика, патопсихология (лица с патологией развития – шизофреники), нейропсихология (высшие психические функции), психолингвистика*
2. Межсистемные связи включают в себя:
а) медико-биологический блок: педиатрия, генетика, нейрофизиология и внд, невропатология (без заключения не имеем право ставить диагноз), оториноларингология, психопатологи.
б) лингвистический блок: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис, психолингвистика.
*из психолингивстики логопеду особенно необходимы теории происхождения и восприятия речевого высказывания
Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи