Рынок невозобн. природных ресурсов

К невозобновляемым природным ресурсам относятся ресурсы, к.е после полного их исчерпания восстановить невозм-о. Сюда, в первую очередь, следует отнести все полезные ископаемые. Однажды использованные запасы железной руды, нефти, газа и т.п. никогда не возобновятся, поскольку и газ, и нефть, и другие полезные ископаемые формировались в течение миллионов и миллионов лет при определенных геологических условиях в прошлом. К тому же каждая частица невозобн. ресурсов, используемых в производстве, сокращает остаточную величину соответствующих запасов. Невозобн. ресурсы всегда обладают высокой общественной значимостью и ценностью. Собственники этих ресурсов, регулируя Vы их поступления на рынок, оказывают заметное воздействие на общеэкономическую ситуацию в стране. Специфика данного вида природных ресурсов в том, что в отличие от использования всех других ресурсов, используемых для пр-ва Т с целью получения определенной выгоды, для собственника данных ресурсов одинаково выгодно м.б. и использование, и неиспользование этих ресурсов в течение определенного времени. М.б. даже, что неиспользование их обеспечит большую выгоду, имея в виду возм-ость роста цен на рассма3ваемые ресурсы в будущем. Роль невозобн. ресурсов в современной эк-ке имеет особое значение и будет возрастать с каждым годом. Как немедленное использование, так и консервация невозобн. ресурсов имеет свои преим-ва: — при немедленном использовании невозобн. ресурсов, направленном на расширение текущего потребления, решающее значение приобретает повыш-е оценки сегодняшнего потребления относительно будущего. — при немедленном использовании невозобн. ресурсов, направленном на расширение инвестиций, ускоряется первоначальное накопление кап-ла, которое само по себе позволяет увеличить пр-во Т и У в будущем. Консервация невозобн. ресурсов имеет ряд своих плюсов: существуют возм-ости использования этих ресурсов в будущем, к.е окажутся более ценными и выгодными, нежели чем имеющиеся на сегодняшний день. Действительно, по мере истощения запасов невозобн. ресурсов ст-ть их единицы для будущих пользователей будет расти. Т.о., оптимальное использование невозобн. ресурсов состоит в точной корректировке и балансе плюсов и минусов их немедленного потребления. Неожиданные изменения спроса могут вызвать неконтролируемый рост цен на невозобн. ресурсы со скоростью, намного превышающей существующую норму Р на кап-л. Эк-ая ситуация на рынках невозобн. ресурсов показывает, что этот рынок сам по себе содержит встроенный механизм консервации упомянутых ресурсов. Действительно, если текущее потребление превышает определенный предел, имеющиеся в наличии резервы создадут ожидания более высоких цен на эти ресурсы в будущем. Такие ожидания в свою очередь будут стимулировать владельцев месторождений вкладывать средства в их консервацию, а не продавать свой Т немедленно. Т.о., извлечение максимальной Р при операциях на рынке конкурирующих продавцов трансформирует ожидания хозяйственных агентов относительно сокращения запасов в конкретные действия, направленные на их консервацию. Россия явл-я одной из крупнейших мировых нефтедобывающих держав, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только внутренние потребности в углеводородном сырье, но и экспортирующая значительные Vы нефти за рубеж. В сегодняшней Рос нефтяной сектор в целом оказался наиболее стабильным сектором эк-ки. Когда продается нефтяная скважина, каменоломня или, золотой рудник, их продажная цена формируется на основании ренты, к.ю эта собственность способна принести, при использовании невозобн. ресурсов, направленном на расширение инвестиций, ускоряется первоначальное накопление кап-ла, которое само по себе позволяет увеличить пр-во Т и У в будущем. Консервация невозобн. ресурсов имеет ряд своих плюсов: существуют возм-ости использования этих ресурсов в будущем, к.е окажутся более ценными и выгодными, нежели чем имеющиеся на сегодняшний день. Действительно, по мере истощения запасов невозобн. ресурсов ст-ть их единицы для будущих пользователей будет расти. Т.о., оптимальное использование невозобн. ресурсов состоит в точной корректировке и балансе плюсов и минусов их немедленного потребления. На рынке конкурирующих продавцов распределение невозобн. ресурсов во времени определяется реш-ями конкретных владельцев ресурсов, к.е руководствуются текущими рыночными ценами. Сохранение запасов в виде резервов газа для владельца месторождения означает вероятный рост стоимости принадлежавших ему ресурсов по мере увеличения цены кубометра газа с течением времени. Добыча газа и его немедленная реализация на рынке позволяет владельцам месторождений аккумулировать богатство в любой удобной для них форме— инвестируя средства в производственное оборудование, здания и сооружения, приобретая ценные бумаги, акции корпораций и т. д.

8) Информация как ресурс. Неполнота информации и ее последствия. Информация как эк-кое благо обращается в эк-ке как Т (информационных продуктов, У), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деят-ти. Информационные продукты и Уи обмениваются на информационном рынке и имеют большое кол-во особенностей, как на стадиях разработки, пр-ва, так и на этапе обращения. К информационным Тм и Уам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные Уи, консультирование, резул-ы НИОКР и прочие. В процессе создания информационных Т основным средством пр-ва выступает интеллект, к.й представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деят-ти создается уникальный продукт, к.й приносит д-д ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в Тх, средствах пр-ва, технологиях. Для осуществления информационного пр-ва требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она явл-я редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее пр-ва и использования, гл. субъектом к.го выступает человек. Так, в настоящее время 1ми из наиболее актуальных проблем явл-ся проблема сильного информационного давления на людей. Накопленные Vы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, к.е смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях. В функционировании информации как эк-ого ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в эк-ке. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возм-ости целенаправленного использования информации и знаний в эк-ки, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" [4]. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Информация как эк-ий ресурс используется в различных направ-ях, результатом чего явл-я многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди осн-х направлений следует выделить следующие: коммерциализация информации в Тх, Уах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных Т, информационных У, разработка новых технологий пр-ва и управления и т. д.); воздействие на субъективные восприятия и ожидания эк-х субъектов. В качестве примеров м-о привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них. Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, ИКТ, компьютерная техника явл-ся специфическими машинами нового этапа эк-ого развития – информационного, предопределяя возм-ости и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с к.й развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию". Повыш-е значимости и повсеместное распространение качестве эк-х ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возм-остей людей. Существует и разл-е проблемы, свойственных эк-ке, в к.й информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и эк-ие институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей м-ет оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того, Исследование информации как эк-ого ресурса, выявление ее роли и возм-остей использования в эк-ке явл-ся 1ми из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед эк-й теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта пр-ва информационной продукции, расширение границ применения информации в эк-ке обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации. Рынок, к.й сталкивается с несовершенством, м-ет и не быть наилучшим способом распределения ресурсов. Причиной снижения интен­сивности конкуренции и приобретение монопольной власти на рынках служит неполнота и асимме3чность информации. Информация явл-я 1м из важных типов эк-х ресурсов. Каждому экономическо­му агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возмож­ных последствиях вызвана следующими причинами: - получение информации связано с затратами ресурсов. Рациональ­ный эк-ий агент не будет платить за информацию > того уровня, на котором предельные издержки на её получение превышают предельный д-д от ее использования; - не всегда информация надежна. Даже если информация, получаемая экономическим агентом сегодня, была точной, завтра она м-ет устареть в силу изменения эк-й среды и, следов-о, на нее нельзя бу­дет более полагаться при принятии эк-х решений; - эк-ие агенты не в состоянии запомнить и переработать весь V доступной им информации. Они вынуждены отбирать для хранения и непосредственного использования только наиболее важную ин­формацию. Часть совокупной информации неизбежно теряется; - не все эк-ие агенты обладают достаточными знаниями и навыками, к.е позволили бы им адекватно переработать поступаю­щую информацию. Неполнота информации явл-я непременным признаком эк-й жизни. Большая или меньшая неполнота информации м-ет влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополни­тельные трансакционные издержки для эк-х агентов. Наи>е воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации — асимме3чная информация. Асимме3чность информа­ции встроена в эк-ие отношения. Она характерна для многих си­туаций в бизнесе. Как правило, продавец Т знает о его качестве >, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. Должники лучше, чем кредиторы, знают о перспекти­вах погашения долга. Совет директоров и менеджеров знает > чем акционеры, о прибылях компании, а клиенты страховых компаний — > о собственной кредитоспособности, чем страховщики.

9) Взаимосвязь размеров и типафирмы, формы организации бизнеса Компания с 1м владельцем—это фирма, принадлежащая одному владельцу, к.й единолично управляет ею, получает всю Р, но и лично отвечает по всем ее обяз-вам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики и наиболее характерны для строительной индус3и и розничной торговли. Преим-ва компаний с 1м владельцем. Такая форма организации имеет целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, наи>е преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко. Практически это сводится лишь к регистрации названия фирмы. Несложен и процесс ликвидации дел — владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает. Второе преимущество — это сосредоточение всей Р (если, конечно, она есть) в руках одного владельца. Д-д от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным под-дным налогом. И, наконец, компания с 1м владельцем имеет неоспоримое преимущество в том, что она, работает сама по себе и неподотчетна нанимателям или совладельцам. Очень многие люди ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственное дело, довольствуясь скромными д-дами, нежели работать на третьих лиц. Недостатки компаний с 1м владельцем. Эта форма ведения дел имеет и определенные недостатки, к.е ограничивают их возм-ости, особенно в крупных п/пх. 1м из существенных недостатков явл-я полная финансовая ответственность владельца компании. Наряду с тем, что владелец получает всю Р, он лично несет бремя потерь. Вся ответственность компании — долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контрактов — лежит на владельце. Т.о., банкротство такой компании означает банкротство ее единственного владельца. Партнерство Партнерство — это объединение двух и более людей, ведущих дело как совладельцы. Партнерство — наименее распространенная форма организации бизнеса, составляющая только 7% от общего числа американских компаний. Их доля — менее 4% от всех денежных поступлений и д-дов в американском бизнесе. Партнерство как форма организации бизнеса чаще всего распространено в таких сферах, как юриспруденция, медицина и бухгалтерия. В этих областях федеральные з-ны ограничивают организацию крупных корпораций представителями одной профессии. Однако нек.е послабления юридического характера последних лет приводят к появлению корпораций, созданных по профессиональному признаку. Преим-ва партнерства. Образование партнерства явл-я 1м из возможных путей развития компаний с 1м владельцем. Два и более компаньонов объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая более мощную и крупную фирму, нежели две сепаратные компании. Партнерства имеют налог-е преим-ва перед корпорациями. Раздел о налогообложении корпораций это покажет. Недостатки партнерства. Вышеуказанные преим-ва компенсируются существенными недостатками. Один из них — это неограниченная ответственность партнеров. С точки зрения обяз-в положение партнера в этой форме п/п даже хуже, чем полновластного владельца компании, поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирма разоряется, то каждый из членов партнерства м-ет потерять гораздо >, чем он сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном порядке возместить убытки другом членам партнерства. Временные рамки партнерства - другая серьезная проблема, поскольку смерть любого из партнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Уход партнера также создает проблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, либо третье лицо, обязаны выкупить его долю в фирме. До тех пор, пока покупатель не найден, его вклад в дело замораживается, то есть вклад нельзя забрать как наличные или вложить в иное дело. Партнерства с ограниченной ответственностью. Для нек.х целей — например купли-продажи недвижимого им-ва —создастся особый вид партнерств, так называемые партнерства с ограниченной ответственностью, что позволяет избежать вышеописанных неудобств. Партнерство с ограниченной ответственностью включает несколько партнеров, к.е отвечают за организацию работы фирмы и имеют почти такой же статус как совладетели обычного партнерства. Но рассма3ваемая форма организации п/п включает в себя еще ряд партнеров с ограниченной ответственностью, к.е вносят средства на организацию фирмы, получают Р, но чья ответственность по обяз-вам фирмы никогда не м-ет превышать сумму, вложенную ими в дело. Партнерство с ограниченной ответственностью обладает многими преим-вами корпорации, способными умножить кап-л. В то же время эта форма организации бизнеса сохраняет налог-е льготы партнерства. Корпорация—это третья основная форма организации п/п. Корпорация организована как юридически независимый эк-ий объект, в котором собственность разделена на доли; Корпорация явл-я основной формой организации больших фирм. Преим-ва корпораций. Польза корпоративной формы организации большого бизнеса базируется на двух осн-х положениях:. корпорация, действующая в рамках существующего з-нодательства, — это эк-ая система, независимая от ее владельцев;. совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность. Акционеры могут входить или покидать компанию по собственному желаний. Кредиторы и клиенты имеют дело с 1м экономическим объектом, а не с рядом партнеров. Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не могут понести ущерб больший, нежели сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенная защита акционера. У человека могут быть вложены средства в дюжину корпораций, но он ничем не рискует. Подобный риск не м-ет игнорироваться владельцем собственной. Недостатки корпораций. Корпорации, разумеется, не свободны от недостатков. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один из недостатков—относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деят-ти корпорации. Хотя каждый американский штаг имеет свои з-ны, регулирующие подобного рода деятельность, образование корпораций обычно требует У адвокатов и выплату гонораров и вознаграждений. Эти затраты делают корпоративную форму организации предприятий малоподходящей для многих мелких или временно организуемых компаний. Существенным минусом в деят-ти корпораций явл-я двойное налогообложение. Полученная Р облагается налогом с корпораций, а затем, когда Р выплачивается акционерам в виде дивидендов, эти д-ды подлежат индивидуальному под-дному налогообложению. Двойное налогообложение м.б. очень высоким. Например, если федеральные н-ги и н-ги штата на корпорации изымают 40% Р фирмы в момент ее получения, то индивидуальный под-дный налог забирает еще 33% оставшейся суммы при выплате дивидендов. Это значит, что совладельцы фирмы получают только 40 центов от каждого доллара Р корпорации. БЕСРНЫЕ ФИРМЫ еще и существует множество бесРных фирм. К ним относятся церкви, колледжи, госпитали, общества милосердия, профсоюзы, клубы и нек.е другое. Большинство бесРных фирм имеют юридический статус корпораций. в бесРных фирмах нет акционеров. Они управляются независимой группой попечителей, члены к.й выбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. Нек.е бесРные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают д-ды от» гонораров, продажи Т и У; сюда м-о отнести госпитали, театральные группы, издательства. Если бесРная фирма получает в качестве пожертвований или д-дов от продажи Т и У >, чем тратит, з-н обязывает вложить излишки в дело. Кооперативы тесно связаны с бесРными фирмами. Они образуются потребителями, фермерами, иногда—рабочими фабрик для организации предприятий с целью извлечения взаимной пользы. В отличие от бесРных фирм кооперативы могут распределять полученную Р м/у своими членами. Например, д-д кооперативного супермаркета в конце года м.б. распределен м/у членами кооператива, на основе их общих закупок в течение этого периода. Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда ориентированы на получение Р в качестве основной цели. Образование кооператива, например, дает возм-ость потребителям объединять свою покупательную способность я приобретать Т по оптовым ценам, или дает возм-ость фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.

10 ) Измерение результатов эк-й деят-ти. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы расчета ВВП. Осн-е макроэк-е показ-ли и их взаимосвязь.

1м из осн-х макроэк-х показателей, оценивающих резул-ы эк-й деят-ти, явл-я валовый национальный продукт (ВНП), к.й измеряет ст-ть продукции, произведенной ф-рами пр-ва, находящихся в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран. В последние годы в эк-й статистике наи>е распространение приобрел показатель "валовый внутренний продукт" (ВВП). ВВП измеряет ст-ть конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся ф-ры пр-ва в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам). ВВП используется для характеристики результатов пр-ва, уровня эк-ого развития, темпов эк-ого роста, ан-за производительности труда в эк-ке и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита гос-го бюджета к ВВП, или уровень внешней задолженности к ВВП и с другими. Конечными Тми и Уами явл-ся те из них, к.е приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других Т). ВВП м.б. рассчитан следующими тремя методами как сумма: • компонентов конечного использования (метод конечного использования); • добавленной стоимости (производственный метод); • первичных д-дов (распределительный метод). При расчетах ВВП методом конечного использования (по р-дам) суммируются р-ды всех эк-х субъектов рыночной эк-ки, использующих ВВП: ВВП = С + 1п + о + хп. Это уже известное нам основное макроэк-е тождество. При расчете ВВП производственным методом суммируется добавленная ст-ть всех производственных единиц, сгруппированных по отраслям или секторам. Добавленная ст-ть - это разница м/у ст-тью произведенных Т и оказанных У и ст-тью Т и У, полностью потребленных в процессе пр-ва (промежуточное потребление). При подсчете ВВП суммируются продажи конечных продуктов и исключаются продажи промежуточных продуктов.

11Система национальных счетов и проблемы ее использования в регулировании эк-ки и прогнозирования ее развития. Наиболее широко в экономическом анализе применяются два важнейших показателя: валовой продукт и национальный д-д. Центральным показателем новой СНС явл-я валовой внутренний продукт (ВВП); второй ее макроэк-ий показатель – валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают резул-ы деят-ти в двух сферах народного хозяйства – материального пр-ва и У; оба определяются как ст-ть всего V конечного пр-ва Т и У в эк-ке за один год (квартал, месяцу. Подсчитываются эти показ-ли как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового года). Разница м/у ВНП и ВВП состоит в следующем. ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная ст-ть продукции сферы материального пр-ва и сферы У независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. ВНП – это совокупная ст-ть всего V продукции и У в национальной эк-ке независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). Т.о., ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых ф-рных д-дов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну Р от вложенного за рубежом кап-ла, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом ан-гичных вывезенных из страны д-дов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность м/у Рю и д-дами, полученными п/пми и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и Рю и д-дами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, – с другой. Эта разность невелика – для ведущих стран Запада не более ± 1% от ВВП. В нашей стране переход к новым показателям ВВП и ВНП ведется путем пересчета валового общественного продукта (ВОП) и национального д-да (НД), представляющих собой соответственно суммы валовой продукции и чистой продукции отраслей материального пр-ва. Показатель ВОП представлял собой совокупную ст-ть всего V произведенных Т и У в сфере материального пр-ва с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо и др., т.е. не был свободен от повторного счета. Национальный д-д – это вновь созданная за год ст-ть, характеризующая, что прибавило пр-во данного года к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, гос-х субсидий. Это чистый «заработанный д-д» общества, этим и определяется важность НД как макроэк-ого показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе. Различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД – это весь V вновь созданной стоимости Т и У. Использованный НД – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т.д.) и внешнеторгового сальдо. В российской практике до сих пор применяется разбивка на два фонда: - фонд потребления – часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и др.); - фонд накопления – часть НД, обеспечивающая развитие пр-ва. В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от НД. ВВП различают в текущих ценах легче сравнивать м/у собой и удобнее использовать для расчетов, связанных с м/ународными валютно-кредитными отношениями. Для подсчета темпов эк-ого роста используют показатель реального ВВП, освобожденный от влияния инфляции. Для м/ународных сопоставлений ВВП пересчитывают в одну валюту, обычно – в доллары США. П.эвозникает целый ряд проблем. Во1х, оказывается, что относительные показ-ли той или иной страны, ее место в мировой эк-ке сильно зависят от текущего обменного курса, к.й м-ет резко изменяться. Одно из решений данной проблемы – использовать для пересчета не текущий обменный курс, а курс базового года (п.эвозникает проблема выбора такого года); другое реш-е – использовать средний за несколько лет курс обмена. Такой метод применяют эксперты Мирового банка (МБ), использующие усредненные значения обменного курса за 3 последних года. Ан-гичная методика принята в публикациях ООН. Во2х, уровень и стр-ра цен различаются по странам. В связи с этим на одну и ту же сумму, например 100 долл. США, в различных странах после конвертации в национальную валюту м-о приобрести разное кол-во Т и У. К 90-м годам XX в. было найдено реш-е данной проблемы: появилось понятие паритета покупательной способности – ППС (от англ. purchasing power party – РРР). С 1992 г. в ООН в рамках программы м/ународных сопоставлений, а также в ОЭСР, ЕС, МВФ и МБ начинают внедряться расчеты с учетом ППС. ППС – коэф-т пересчета национальных валют в доллары, однако не по банковскому курсу, а исходя из соотношения покупательной способности двух валют в странах, где они выпущены. Для удобства ППС 1 долл. принят за единицу. Для таких расчетов берут единообразную «корзину» Т и У и рассчитывают ее ст-ть по странам. Здесь возникает новая проблема: неадекватность стандартной корзины структуре потреб-х р-дов, кардинально различающихся в разных странах. Это означает, что стандартной «корзины», единой для всех стран, не существует. Ценовые различия – не единственная причина искажений при сопоставлении ВВП; кроме этого, не учитываются теневая эк-ки и затраты труда в домашнем хозяйстве. Все сказанное приводит к выводу о необходимости осторожного подхода к результатам м/ународных сопоставлений макроэк-х показателей. Тем не менее сравнение интересно и необходимо. В частности, сравнение ВВП разных стран позволяет определить их относительный эк-ий потенциал; сравнение среднедушевого ВВП – основа классификации стран по уровню развития и благосостояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: