Классификация инструментов регулирования внешней торговли

К инструментам регулирования внешней торговли можно отнести тарифные и нетарифные средства.

Тарифные средства являются старейшим методом экономиче­ского регулирования внешней торговли. Преимущественно они на­правлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производи­телей) от иностранной конкуренции. Их основой являются тамо­женные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенная пошлина — особый вид платежа в форме косвенно­го налога, взимаемого государством при ввозе или вывозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины яв­ляется обязательным условием осуществления ввоза и вывоза това­ров. Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостный барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностран­ных компаний.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости:

1. от направления движения (пере­мещения) товара различают: а) импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну; б) экспортные, или вывоз­ные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за преде­лы страны товаров, необходимых для национальной экономики, сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки; в)транзитные пошлины взимаются за провоз ино­странных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко, и в основном в фискальных целях. В России транзит­ные пошлины отсутствуют.

2. от способа (порядка) установления (взимания) по­шлин: а) адвалорные (от лат. ad valorem— от стоимости) пошлины уста­навливаются в виде определенного процента от таможенной стоимо­сти товара; б) специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества това­ра (веса, объема, штуки и др.); в) смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, при­меняемые для адвалорной и специфической пошлин.

3. от страны происхождения товара ставки тамо­женных пошлин подразделяются на следующие группы: а) минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торговом политическом отношении предоставляет режим наи­большего благоприятствования. Россия имеет двустороннее соглашение о предос­тавлении РНБ почти со 130 странами мира; б) максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила РНБ, либо если страна происхождения товара неизвестна; в) преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

4. от характера действия и цели применения, по­мимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, вы­деляют отдельные виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации.

Применение таможенных пошлин осуще­ствляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против ка­ждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф состоит из двух основных элементов — ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (то­варной номенклатуры), которая специально создается для целей ре­гулирования и учета внешнеторговой деятельности.

Различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого това­ра определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошли­ны, которая применяется независимо от страны происхождения то­вара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффектив­ной торговой политики. Сложный (многоколонный) тариф преду­сматривает применение различных (двух и более ставок) таможен­ных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения, эффективная тарифная защита достигается благо­даря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Процессы, происходящие в мировой экономике, такие как не­равномерность развития отдельных стран, экономические и полити­ческие кризисы, расширение внешнеэкономических связей, номенк­латуры товаров, которые обращаются во внешней торговле, относи­тельное выравнивание цен на аналогичные пошлины, уже не могли полностью удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к регули­рованию внешнеторгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредст­венно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуля­торов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нета­рифных ограничений (барьеров).

Нетарифные ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению ино­странных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей стра­ны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и на­циональной безопасности.

В настоящее время насчитывается около 800 конкретных видов нетарифных ограничений, условно их можно подразделить на две крупные группы: экономические и административные.

Экономические нетарифные ограничения — это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), раз­личные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регу­лирования. Эта группа нетарифных ограничений действует через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспорт­ные товары.

Административные нетарифные ограничения — это эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экс­порта», система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др.

Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничи­вают доступ импортных и поставку отечественных товаров за грани­цу. При использовании экономических нетарифных ограничений последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При приме­нении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.

Нетарифные меры могут быть разделены на следующие группы: количественные ограничения импорта и экспорта (меры количест­венного контроля), технические меры (технические барьеры в торговле), паратарифные (сверхтарифные) меры, меры валютно-финансовой политики, меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле, правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: