К инструментам регулирования внешней торговли можно отнести тарифные и нетарифные средства.
Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.
Таможенная пошлина — особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе или вывозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостный барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний.
Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости:
1. от направления движения (перемещения) товара различают: а) импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну; б) экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки; в)транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко, и в основном в фискальных целях. В России транзитные пошлины отсутствуют.
|
|
2. от способа (порядка) установления (взимания) пошлин: а) адвалорные (от лат. ad valorem— от стоимости) пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара; б) специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.); в) смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемые для адвалорной и специфической пошлин.
3. от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: а) минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торговом политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Россия имеет двустороннее соглашение о предоставлении РНБ почти со 130 странами мира; б) максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила РНБ, либо если страна происхождения товара неизвестна; в) преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.
|
|
4. от характера действия и цели применения, помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют отдельные виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации.
Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф состоит из двух основных элементов — ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.
Различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более ставок) таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения, эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.
Процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, номенклатуры товаров, которые обращаются во внешней торговле, относительное выравнивание цен на аналогичные пошлины, уже не могли полностью удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к регулированию внешнеторгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифных ограничений (барьеров).
Нетарифные ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
В настоящее время насчитывается около 800 конкретных видов нетарифных ограничений, условно их можно подразделить на две крупные группы: экономические и административные.
|
|
Экономические нетарифные ограничения — это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа нетарифных ограничений действует через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары.
Административные нетарифные ограничения — это эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта», система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др.
Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу. При использовании экономических нетарифных ограничений последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.
Нетарифные меры могут быть разделены на следующие группы: количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля), технические меры (технические барьеры в торговле), паратарифные (сверхтарифные) меры, меры валютно-финансовой политики, меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле, правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий.