Иностранные инвестиции, особенности их территориального и отраслевого и распределения

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”.Требования к политике привлечения иностранных инвестиций: 1.стабильность законодательства, создание четкой правовой базы для иностранных предприниматедей.2. кредитоспособный уровень налогов, тарифов, льгот.3. наличие гибкой финансовой политики по отраслевым, региональным направлениям, обеспечивающей достижение приоритетных целей в развитие народного хозяйства.4. однозначность компетенций государственных органов при решении вопросов иностранных инвестиций5. формирование системы страхования иностранных инвестиций вложенных в России. В политике привлечение иностранных инвестиций существенную роль играет региональный факто р. Трудоизбыточные регионы(Северный Кавказ, Ставропольский край, Ростовская обл. и т.д.)здесь необходимо проводить политику стимулирования иностр. Инвестиций, сочетающую льготные налоги.Многоотраслевые и депрессивные регионы-весь Север, Восточная Сибирь, и т.д. Здесь следует создать благоприятный режим для иностранных инвестиций за счет частичного освобождения от налогов, используя ускоренную амортизацию и др. стимулов. Высокоразвитые регионы-регионы Центра, Д.Восток. здесь следует создать благоприятный режим для привлечения иностр. капитала в ускоренно развивающиеся секторы экономики и прежде всего в производства продукция которых обладает высоким экспортным потенциалов. Отраслевая структура иностранных инвестиций- топливная промышленность-25%, финансы и кредит-10, торговля-15, машиностроение и металлообработка-9, пищевая-7,7, коммерческая деятельность-5,6, строительство-5,2, деревообрабатывающая промышленность-4,8. Доля инвестиций в базовой отрасли не велика. В промышленности интерес проявляется к добывающим отраслям. Медленно развиваются предприятия с инвестициями в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии. Значительные диспропорции иностранных инвестиций в российскую экономику объясняются отсутствием на госуд.уровне дифференциального подхода к политике.

33. Особенности международной торговли промышленными товарами, машинами и
оборудованием.

Первоначально наибольший удельный вес в мир. товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах. Динамика м/нар. торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами: 1. Усилением м/нар. разделения труда между развитыми странами, что позволяет: а) произвести структурную перестройку экономики; б) увеличить долю наукоемких отраслей; в) значительно сократить потребление сырья и топлива; г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования. 2. Ростом удельного веса развивающихся стран в качестве экспортеров готовых изделий и полуфабрикатов в развитые страны. 3. Модернизацией с/хозяйства и индустриализацией развивающихся стран. Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления сырья, продовольствия, топлива.

Происходит заметное увеличение поставок не только готовых изделий, но и их частей. Помимо этого около 10% м/нар. торговли машинами и оборудованием приходит­ся на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного об­служивания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.

Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде. В последнем случае сбор­ка готовых изделий осуществляется непосредственно в стране-импортере. Поставка машинно-технических товаров в разобранном виде позволяет преодолеть многие барьеры (таможен­ное обложение деталей и узлов в большинстве стран явл-ся льготным по сравнению с обложением готовых изделий), а также сэкономить на упаковке, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и др. (например, одно и то же судно может перевез­ти разобранных автомобилей в несколько раз больше, чем собранных).

С середины 50-х гг. широкое развитие получила торговля комплектным оборудованием. На его долю приходи­лось 15-20% общего объема мировой торговли машинами и обору­дованием. Комплектным принято считать оборудование промышлен­ного предприятия, представляющее собой единый законченный техноло­гический комплекс. Примерно 50-60% общего притока иностранных заказов на комплектное оборудование приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Поставки комплектного оборудо­вания тесно связаны с сооружением объекта, для которого оно предназначено. Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через м/нар.торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда по­купатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (постав­щиков) на товар с заранее определенными хар-ками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на м/нар. арене с 70-х гг. Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и Германия, на долю ко­торых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся гос-ств. Син­гапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признан­ным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на ми­ровой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электро­оборудования, некоторых вооружений и других технически слож­ных видов продукции.

34. Понятие и структура международного рынка услуг, его специфические
особенности.

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:

— транспорт (грузовой, пассажирский);

— поездки (деловые, личные);

— связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

— строительство;

— страхование (рисков, личное);

— финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);

— компьютерные и информационные услуги;

— роялти и другие лицензионные платежи;

— другие бизнес - услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

— лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);

— правительственные услуги.

Услуги делятся на торгуемые и не торгуемые. Услуги могут предоставляться в самостоятельном виде (туризм), а также выступать как дополнение к основным товарным сделкам, например при торговле оборудованием осуществляются услуги инжиниринга, по установке, наладке, передаче знаний. При оказании услуг в мировой экономике возможны различные комбинации в зависимости от мобильности продавца и клиента.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг.

35. Услуги, как объект международной торговли. Типология международных
транспортных услуг.

Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.

В широком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый "третичный сектор" экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США и других развитых стран. Удельный вес услуге ВВП РФ в 2002 г. составлял 52 %.

Отличия услуг от товара: 1. неосязаемость и "невидимость" большинства видов услуг; 2. невидимый экспорт и импорт; 3. неотделимость от источника; 4. неразрывность производства и потребления услуг; 5.непостоянство качества; 6. изменчивость; 7. несохраняемость.

Классификация МВФ включает следующие виды услуг: 1. транспорт; 2. поездки; 3. связь; 5. строительство; 6. страхование; 7. финансовые услуги; 8. информационные услуги; 9. роялти и лицензионные платежи; 10.бизнес-услуги; 11. личные и культурные услуги; 12. правительственные услуги.

В мировой торговле услугами транспорт, уступая туриз­му, занимает значительное место, составляет четверть ми­рового экспорта услуг на протяжении последнего десятиле­тия. Транспортные услуги играют большую роль в обеспе­чении эффективности и конкурентоспособности торговли товарами. Вместе с тем они являются важным самостоя­тельным источником валютных поступлений. Судоходство составляет 50% экспорта услуг таких стран, как Япония, Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, Ве­ликобритания, Франция. Транспорт специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции вклю­чают соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых това­ров на рынок. Параметром роли транспорта во внешнетор­говых отношениях, отражая тесную связь торговли товара­ми и услугами, является категория «транспортная состав­ляющая» - отношение фрахта (стоимость перевозки) к стоимости перевозимого груза. Одновременно транспорт является энерго- и материалоемким сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, поэтому на его долю приходится около 20% мировых основных фондов, и он за­метно влияет на формирование ВВП, составляя в разных странах от 4 до 9% его структуры. Повышение эффектив­ности внешней торговли российских участников внешнеэко­номической деятельности обусловлено качественным транспортным обслуживанием российскими транспортны­ми и экспедиторскими организациями. При анализе транс­портных услуг используется показатель грузооборота, кото­рый показывает, насколько приходится переместить тонну груза, чтобы создать 1 долл. ВВП.

Автотранспорт превосходит другие виды, особенно же­лезнодорожный и внутренневодный, поскольку обеспечива­ет высокоэффективную доставку по принципу «от двери к двери» в условиях модулизации производства, индивидуа­лизации спроса, роста номенклатуры изделий, уменьшение размеров предприятий. Несмотря на обновление подвижно­го состава, доля российских автоперевозчиков на рынке ме­ждународных перевозок, по оценке Минтранса, снизилась с 39 до 32%. Помимо российских компаний на этом рынке активно работают западноевропейские, балтийские и белорус­ские, что связано с ростом импорта, который традиционно обслуживают перевозчики страны-импортера.

Железнодорожный транспорт обеспечивает, как правило, пере­возку насыпных и массовых грузов. Он функционирует в системе интермодальных перевозок, становясь элементом интегрирован­ной системы грузоперевозок. В отдельных странах (КНР и Россия) его значение остается выше, чем в мире в целом. Так, в России транссибирскому контейнерному сервису отводится определяю­щая роль при включении стран в мировую систему транспортных услуг.

Морской транспорт занимает ведущее место в международных перевозках. При морских перевозках транспортные расходы в два раза ниже, чем на железнодорожном транспорте. В организации морских перевозок примечательно такое явление, как «дешевые», или «удобные», флаги (шиллинг), которые представляют собой разновидность оффшоров, к которым приписываются суда разных стран с предоставлением разных налоговых льгот. Для развития морского транспорта существуют определенные ограничения. К ним относятся оснащенность морских портов, в том числе кон­тейнерными терминалами, в соответствии со стандартами 150, пропускная способность морских каналов и проливов, снижаю­щаяся в связи с интенсивностью грузопотока и повышением грузообъемности (грузовместимости) судов. Российский морской флот находится в критическом состоянии. Многие российские па­роходства являются убыточными. Полностью прекратило свое су­ществование Балтийское морское пароходство (БМП), являющее­ся некогда одним из самых крупных в России. Весь флот и вся не­движимость БМП в стране и за рубежом были распроданы за долги. Главная проблема любого пароходства в России устаревшая материальная база — суда, средний возраст которых составляет 22—23 года. Во многих странах действуют ограничения по обслу­живанию судов со сроками эксплуатации старше 20 лет, что снижа­ет конкурентоспособность российского флота. Вместе с тем отме­чаются и позитивные тенденции. Московская холдинговая компа­ния «Новые программы и концепции» приобрела контрольный па­кет акций Северо-Западного пароходства (СЗП), которое пред­ставляет собой объединение холдингового типа. СЗП имеет проч­ные позиции на фрахтовом рынке, обеспечивая перевозки лесных грузов, химических удобрений и металла в российские и европей­ские порты.

Повышаются темпы роста воздушных перевозок. Так, мировой грузооборот удваивается каждые 10 лет, хотя перевозка грузов со­ставляет 1% всего объема работы. Перспективы роста ограничены из-за отсутствия парка грузовых воздушных судов и специфики пе­ревозимых грузов. Проблемы российского воздушного флота вызва­ны введением в соответствии с решением Международной организа­ции гражданской авиации (ИКАО) при настоянии Европейского союза с 1 апреля 2002 г. ограничений полетов самолетов с авиационными двигателями, не отвечающими нормативам шумности и экологичности. В связи с этим необходима замена устаревших двигателей на новые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: