Основные тенденции развития мировой транспортной системы

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Все пути сообщения, трансп. предпр-я и трансп. средства образуют мир. трансп. сеть.

1. Три вида сухопутного тр-та: ж/д, размещение мировой ж/д сети отличается большой неравномерностью 1/2 их длины приходится на первую десятку стран: США, Россия,Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина,Франция, ФРГ и Бразилия.

2. Автомобильный: наиб. по протяженности приходится на США, Японию, Россию.

3. Трубопроводный (1-е место применения в США, 2 - в России)

4. Водный транспорт. Морской транспорт важная составная часть мир. трансп. системы, без которой функционирование МХ и МГРТ было бы невозм. в таких странах как Япония, США, Россия.

5. Возд. транспорт - Более современный. Ведущее место - Россия. Возд. державы: США, Япония, Великобритания, Франция, Канада. Транспорт имеет важное значение в жизни людей. Понизилась роль ж/д, автомобильный лидирует, морской перевозит очень мало пассажиров, авиационный наоборот с каждым годом перевозит всё больше пассажиров.

Все пути сообщения и транспортные средства в совок-ти образуют мировую трансп. систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить трансп. системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные трансп. системы.

Наиб. высокого уровня развития достигла региональная трансп. система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.

Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Зап. Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько колич-ое, сколько кач-ое изменение трансп. сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты — 300, железная руда — 340, каменный уголь — 370, зерно — 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн т.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формир-е контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония — Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа — Ближний и Средний Восток).

Все более широкое распростр-е получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют 2 и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюд-е сроков и ритмичности доставки грузов.

В 90-х гг. началось создание трансп. коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осущ-ся на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.

37. Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о
разделе продукции. Концессии.

Россия заинтересована в иностранных инвестициях как в предпринимательс-кой форме (прямые и портфельные инвестиции), так и в ссудной (кредиты, компенсации, лизинг и др.). Иностранный капитал в РФ по закону «Об иностранных инвестициях» привлекается к освоению природных возобновляемых природных ресурсов. При этом допускается участие в добыче полезных ископаемых на основе специального перечня месторождений. Законодательство РФ допускает раздел продукции, произведенной на предприятиях с участием иностранного капитала, т. е. определяется общий объем поставок на внутренний рынок в соответствии с основным договором о концессии для иностранного инвестора. Из-за потенциальной емкости рынка, дешевой и квалифицированной рабочей силы, богатых природных ресурсов, значительного научно-технического потенциала и слабой конкуренции среди иностранных компаний Россия во многом привлекательна для инвесторов, но политическая нестабильность не позволяет им рисковать крупными суммами капитала. Поэтому существующий объем инвестиций большинство специалистов оценивают как недостаточный. Также особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных капиталов создаваемых компаний. В РФ началось создание защиты инвестиций от коммерческих рисков в рамках деят-ти коммер-х банков и страх-х компаний. Важную роль для гарантий иностранным инвесторам играют двусторонние соглашения РФ с рядом стран о поощрении и защите капиталовложе-ний. Привлечение иностранного капитала в освоение прир-х ресурсов осуществляется на основе соглашений о разделе продукции. Инвестор, получив исключительное право на разведку и добычу природного ресурса на свой риск и за свой счет, свободно владеет продукцией, выплачивает налог на прибыль и платежи за пользование недрами путем поставки части произведенной продукции на местный рынок. При этом происходит раздел продукции между компанией и страной. В доход государства поступает арендная плата за контрактную территорию (ренталс). Предоставление прав на разработку по соглашениям о разделе продукции в соответствии с законодательством РФ осуществля-ется на основе тендора. Концессия - форма привлечения иностранного капитала, когда государство или местные органы власти сдают в эксплуатацию на конкретный срок на возмездной основе землю, источники природных ресурсов, предприятия и другие хозяйственные объекты иностранным фирмам или частным лицам. Концессионер вкладывает свои средства в разработку полез-х ископ-х и освоение районов, организацию произ-ва каких-либо изделий, получая за это соответствующую прибыль и уплачивая определенную плату государству. Согласно международному праву государство может прекратить действие концессии по истечение срока договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: