Задание 1. Проанализируйте картину продуктивности (реализованное™, готовности использовать и развивать свои способности) собственной жизни и определите свой психологический возраст. Для этого заполните таблицу 7. В колонке «возраст» вам необходимо определиться с конечной цифрой вашей жизни и оценить ее продуктивность по пятилеткам. В каждой пятилетке вы оцениваете по 10-балльной шкале степень вашей продуктивности (реализованности), ставя «+» в соответствующей колонке. Таблицу необходимо заполнить до конца, спрогнозировав возможности реализации своих способностей в течении всей жизни.
Расчеты производят по формулам:
1. Показатель реализованности (продуктивности жизни):
Р = сумму баллов до настоящего времени разделить на сумму баллов всей жизни.
Таблица 7. Картина продуктивности жизни (по А. Кронику)
|
2. Психологический возраст:
|
|
Н = Р умножить на продолжительность жизни (итоговая цифра в колонке «возраст»),
3. Коэффициент взрослости:
К = Н разделить на хронологический возраст (возраст по паспорту), умножить на 100 %.
Если К < 100 %, то у вас большой неизрасходованный потенциал, вам необходимо быть более активным и решительным. Если К = 100 %, то у вас адекватная самооценка и вы рационально строите свою жизнь. Если К > 100 %, то вы стремитесь успеть больше, чем это характерно для вашего возраста, чувствуете себя уставшим от жизненных забот. Вам необходимо пересмотреть свои планы и наметить новые пути реализации ваших возможностей.
Задание 2. Проанализируйте, какие факторы влияют на формирование вашего «образа Я» (попробуйте зафиксировать в виде схемы). Какова его роль в осуществлении регуляции поведения? Сравните реальный «образ Я» (те качества личности, которыми вы обладаете в данный момент) и идеальный «образ Я» (то, к чему вы стремитесь в идеале). Узнайте мнение родных и знакомых об их представлении о вас в реальном и идеальном образах. Можете нарисовать эти образы либо написать личностные характеристики. Полученная информация в случае необходимости поможет скорректировать вам свое поведение.
Контрольные вопросы
1 Что такое личность?
2 Раскройте понимание психологической структуры личности
3 Расскажите о теориях личности, разработанных в зарубежной психологии
4 Каковы основные теоретические положения рассмотрения личности в отечественной психологии?
5 Какие этапы в становлении личности выделяет JIС Выготский?
6 Какие условия влияют на формирование личности?
|
|
Литература
1 АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования М, 1984
2 Берне р В. Я-концепция и воспитание М, 1986
3 БодалевА. А. Психология о личности М, 1988
4 Зинченко В. П., Моргунов Е Б. Человек развивающийся М, 1994
5 Леонтьев А. н Деятельность Сознание Личность М, 1999
6 Петровский В. А. Личность феномен субъектности Ростов н/Д, 1993
7 Юнг к Г. Проблемы души нашего времени М, 1998
Глава 2
МОТИВАЦИЯ
1. Понятия мотивации, потребности, мотива
Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни. Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.
В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:
• Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
• Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
• Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.
В отечественной психологии человека рассматривают как деятеля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.
Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности (схема 27).
Интересы |
Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.
Эмоциональные проявления познавательных потребностейчеловека