В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Один из таких подходов принадлежит американскому психологу Э. Эриксону. Основные положения его учения:
1) человек на протяжении жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества;
2) процесс прохождения этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания;
3) эпигенетический принцип означает, что личность развивается, переходя от одной ступени к другой по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста;
4) жизнь человека включает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего совершенствования личности (табл. 5).
Таблица 5. Стадии развития личности по Э. Эрпксону
Стадии
| Нормальная линия развития
| Аномальная линия развития
| 1. Раннее младенчество (до 1 года)
| Доверие к людям формируется с удовлетворением основных потребностей ребенка, в общении, любви родителей
| Подозрительность как результат плохого обращения, отлучение ребенка от груди, эмоциональная изоляция
| 2. Позднее младенчество (от 1 до 3 лет)
| Автономия формируется с приобретением ребенком самостоятельных навыков, в том числе навыка контролировать естественные отправления
| Несамостоятельность, сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда возникают у ребенка, если он ощущает неприспособленность, сомневается в своих способностях
| 3. Раннее детство (от 3 до 5 лет)
| Инициативность проявляется любознательности, активности в изучении окружающего мира, подражании взрослым, появлении первых элементов полового поведения
| Покорность формируется при переживании ребенком повторных неудач, гиперопеки со стороны взрослых, подавлении инициативы и т. п.
| 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)
| Трудолюбие — ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих усложняющихся задач, при этом развивается вкус к работе
| Чувство неполноценности — слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревнований с другими детьми развивает чувство неполноценности
| 5. Подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)
| Идентификация — усвоение образцов поведения значимых для подростка людей. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения, жизненное самоопределение
| Спутанность ролей — неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей, которые подросток играет в аффективной, социальной и профессиональной сферах
| |
Окончание табл. 5
Стадии
| Нормальная линия развития
| Аномальная линия развития 1
| 6. Ранняя
взрослость
(от 20 до 45 лет)
| Опыт близких отношений приобретается в поиске близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа — рождение детей — отдых»
| Изоляция от людей связана с j избеганием интимных близких отношений либо неразборчивые беспорядочные связи, что приводит к замыканию на самом себе
| 7. Средняя взрослость (от 45 до 60 лет)
| Генеративность характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к последующему поколению и его воспитанию
| Застой — состояние псевдоблизости обрекает супругов на существование для самих себя, приводит к оскудению межличностных отношений
| 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)
| Удовлетворенность прожитой жизнью
| Отчаяние
| |
Проблема онтогенетического развития в рамках современной отечественной психологии основывается на том, что организм всегда находится в известных активных отношениях со средой.