В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Один из таких подходов принадлежит американскому психологу Э. Эриксону. Основные положения его учения:
1) человек на протяжении жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества;
2) процесс прохождения этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания;
3) эпигенетический принцип означает, что личность развивается, переходя от одной ступени к другой по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста;
4) жизнь человека включает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего совершенствования личности (табл. 5).
Таблица 5. Стадии развития личности по Э. Эрпксону | Стадии | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития | | 1. Раннее младенчество (до 1 года) | Доверие к людям формируется с удовлетворением основных потребностей ребенка, в общении, любви родителей | Подозрительность как результат плохого обращения, отлучение ребенка от груди, эмоциональная изоляция | | 2. Позднее младенчество (от 1 до 3 лет) | Автономия формируется с приобретением ребенком самостоятельных навыков, в том числе навыка контролировать естественные отправления | Несамостоятельность, сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда возникают у ребенка, если он ощущает неприспособленность, сомневается в своих способностях | | 3. Раннее детство (от 3 до 5 лет) | Инициативность проявляется любознательности, активности в изучении окружающего мира, подражании взрослым, появлении первых элементов полового поведения | Покорность формируется при переживании ребенком повторных неудач, гиперопеки со стороны взрослых, подавлении инициативы и т. п. | | 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие — ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих усложняющихся задач, при этом развивается вкус к работе | Чувство неполноценности — слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревнований с другими детьми развивает чувство неполноценности | | 5. Подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет) | Идентификация — усвоение образцов поведения значимых для подростка людей. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения, жизненное самоопределение | Спутанность ролей — неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей, которые подросток играет в аффективной, социальной и профессиональной сферах | |
Окончание табл. 5 | Стадии | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития 1 | | 6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) | Опыт близких отношений приобретается в поиске близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа — рождение детей — отдых» | Изоляция от людей связана с j избеганием интимных близких отношений либо неразборчивые беспорядочные связи, что приводит к замыканию на самом себе | | 7. Средняя взрослость (от 45 до 60 лет) | Генеративность характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к последующему поколению и его воспитанию | Застой — состояние псевдоблизости обрекает супругов на существование для самих себя, приводит к оскудению межличностных отношений | | 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Удовлетворенность прожитой жизнью | Отчаяние | |
Проблема онтогенетического развития в рамках современной отечественной психологии основывается на том, что организм всегда находится в известных активных отношениях со средой.