Проблема языка как объекта лингвистики предполагает не только единство и различие двух его коммуникативных состояний (язык и речь), но также единство и различие его устройства, его функционирования, его развития, его связей с материальным миром, обществом и сознанием. Отсюда следует, что сама наука о языке (лингвистика) делится внутри себя на типы:
1) конструктивная лингвистика изучает строение или структуру языка, все элементы которой находятся в действии, в работе, осуществляемой для построения речи;
2) функциональная лингвистика изучает внутриструктурную деятельность фонем, морфем, слов, словообразовательных типов, частей речи, типов предложений;
3) генетическая лингвистика или сравнительно-историческая, получившая начало в 19 в., изучает родство языков, опираясь на их историю, в особенности древнейшую;
4) социолингвистика исследует чистоту и ясность границ языка при встрече его с обществом, социальными институтами, этносом, культурой (разновидность социолингвистики – этнолингвистика в Америке и Западной Германии);
5) психолингвистика изучает отношение языка и мышления, языка сознания.
Осмысливая проблему языка как объекта лингвистической науки, нужно думать и о том, что в процессе развития науки возникли и вторичные по отношению к самому языку объекты изучения: идеи, теории, гипотезы, взгляды, приёмы, способы, модели. Т.о., современная теория языка – это совокупность и система обобщений, объясняющих естественный язык людей, лингвистические теории и гипотезы, модели и «языки» описания его.
Вывод: лингвистика как наукао естественном языке людей за всё время длительного развития получила или выработала внутреннее членение, обусловленное:
1) сложностью и многосторонностью языка;
2) множественностью и многотипностью языков, на которых говорит человечество;
3) различиями связей языка с внешними системами – природой, обществом, сознанием, культурой, поведением человека;
4) различиями принципов, методов и методик его изучения.
Общее яз-е занимает среди множества лингв-х наук особое место: оно изучает язык как инвариант (первичное, неизменяемое явление), реализуемый в разных конкретных языках; изучает общее и существенное в различных языках и представляет собой общую теорию языка и науки о нём.
Язык как объект лингвистики не может быть конструктом, созданным наукой; язык реален и объективен во всех сторонах, частях и структурных единицах. Недопустимо смешивать реальные единицы языка (фонему) и их научные понятийные отображения (название, например, «фонема»), которые действительно являются конструктами и создаются наукой.
Проблема языка как объекта лингвистики в настоящее время не может быть уяснена без различия языка и речи, положенного в основу лингвистической теории Ф. де С, однако односторонне-идеалистически понятого учёным. В русской лингвистике попытки найти материалистическое решение проблемы «язык – речь» были предприняты Л.В.Щербой и А.И.Смирницким. В новейшее время испанским учёным Э.Косериу (20 век) была предложена замена соссюровского различения «язык – речь – речевая деятельность» новым различением «язык – речь – норма» или «язык – норма – узус» (узус – это нарушение нормы, например: в структурном ряде «начальник – начальница, министр – врач -?). Однако понятие нормы у этого учёного остаётся умозрительным, т.е. языковая, а точнее речевая норма не может быть незыблемой: с развитием языка меняется и норма языка, термин «норма» более привычен для русистов как выражение узаконенных и общепринятых вариантов в сфере литературной речи. Более точным может быть противопоставление «язык – речь – речевая деятельность – текст и смысловое содержание текста». Предметом лингвистического изучения являются только первые два компонента. Язык – это совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечённости от текста, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения. Речь – это последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам языка и в соответствии с требованиями выражаемой информации. Языковые единицы в речи получают дополнительные, временные признаки, которых не имеют в языке: выбор, повторение, размещение, комбинирование и трансформирование.
Факт речи становится фактом языка только тогда, когда он начинает функционировать независимо от породившего его текста (например, крылатые слова, фразеологизмы, спец. слова и термины, общеупотребительная и ограниченная сферой употребления лексика и т.д.).
Различение языка и речи имеет основное значение для науки о языке и для понимания его объекта (т.е. языка).
Наука о языке – общее языкознание – делится на конструктивную или структурную (изучает структуру языка), функциональную (изучает деятельность фонем, морфем и т.д.), генетическую (изучает родство языков в их историческом развитии), социолингвистику (связь языка и общества, языка и культуры), психолингвистику (связь языка с мышлением, сознанием), можно говорить о зарождении праграмматической лингвистики (прагмалингвистика), которая будет изучать язык в его отношении к поведению людей.
В процессе развития науки о языке возникли и вторичные объекты изучения – лингвистические теории, гипотезы и описания языка.