ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛЬ
Ознакомление студентов с основными элементами сбыта аптеки (разделами товарооборота).
ПЛАН
1. Методические подходы к планированию объема реализации.
2. Планирование объема реализации населению.
3. Расчет объема реализации ЛПО (оптовый товарооборот).
3. Методика распределения объема реализации на части.
Методические подходы к планированию объема реализации
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности па товар в обмен па его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров.
Товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период.
Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:
· масштаба деятельности организации;
· денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;
· размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
· потребления товарной массы.
При прогнозировании общего объема реализации можно использовать:
1) экономико-математические, экономико-аналитические методы;
2) метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей);
3) метод экономической эффективности;
4) расчет объема реализации на основе данных о средний реализации, количестве ЛП на одного жителя, размере ассигнований для ЛПО;
5) пробный маркетинг – используется при прогнозировании объема реализации новых ЛП. Реализация нового ЛП осуществляется в 1-2 аптеках. Полученная информация о покупателях, объеме и темпах продажи служит основой для прогнозирования объема реализации и в других аптеках;
6) возможный объем реализации ЛП и ИМН можно рассчитать по формуле:
Р = Сн + Сорг , где
Р – объем реализации
Сн – объем спроса населения
Сорг – объем спроса организаций.
Если радиус обслуживания аптекой не ограничен строгими рамками и в аптеку обращается население из других районов, то:
Р = Сн + Сорг + Си
Си – величина инорайонного спроса в данном регионе.
Обоснованность применения того или иного метода зависит от достоверности я объема исходной информации о динамике объема реализации и факторов, влияющих на него.
Факторы, влияющие на объем реализации населению и ЛПО, отличаются, поэтому прогнозирование объема реализации населению и ЛПО производится раздельно.
Планирование объема реализации населению
В связи с тем, что практически невозможно определить степени влияния на объем реализации таких факторов, как: 1) индивидуальные особенности больного; 2) школа врача; 3) выбор больным аптеки, в которую можно обратиться с рецептом, – наиболее целесообразным является применение метода динамических показателей. Для прогнозирования объема реализации можно применить два методических подхода.
1 подход. Анализируются данные об общем объеме реализации за ряд лет. Исчисляются ежегодные и среднегодовые темпы прироста за исследуемый период.
2 подход. Анализируются данные о средней реализации на одного жителя за ряд лет. Произведение рассчитанной динамики средней реализации на одного жителя и численности населения дает показатель предполагаемой реализации.