Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителя высококачественной продукции. При этом темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Источником информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики, отчетность (форма № 1-П «Сведения о производстве промышленной продукции»; форма № 2 «Отчет о прибыли и убытках»; форма № 1-РП «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполняемые работы и услуги»).
Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей производственной продукции и выполняемых работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их не используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции (штуки, метры, тонны и т.д.).
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции (количество условных ремонтов на ремонтных предприятиях).
Объем производства и объем реализации - взаимозависимые показатели. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Поэтому в ходе анализа целесообразно рассмотреть не только динамику изменения каждого показателя в отдельности, но и сопоставить их между собой.
Пример. На основе табл.1 провести анализ выпуска и реализации продукции в динамике.
Таблица 1
Анализ производства и реализации продукции
Год | Объем производства продукции в тек. ценах | Коэф. пересчета в цены базисного года | Объем производства продукции в сопоставимых ценах | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. р. | Темпы роста, % | |||
баз. | цепн. | в тек. ценах | в сопост. ценах | баз. | цепн. | ||||
1,8 | 5 282 | ||||||||
2,2 | 3 767 | 71,3 | 71,3 | 77,3 | 77,3 | ||||
3,3 | 4 183 | 79,2 | 81,5 | 105,4 | |||||
4,2 | 3 342 | 63,3 | 79,9 | 66,6 | 81,7 |
Среднегодовой темп роста (Т) рассчитывается по формуле среднегеометрической:
, (1.1)
где Х1,…Х n– цепные индексы;
n – количество лет.
Графически динамика объемов производства и реализации продукции представлена на рис.1, 2.
Рис. 1. Динамика объема выпуска и объема реализации продукции в базисном уровне цен
Рис. 2. Динамика объема реализации продукции в текущем и базисном уровне цен
Выводы: из табл.1 и рис. 1 следует, что за рассматриваемый период самая высокая величина объема выпуска продукции в базисном уровне цен приходится на первый год (5 282 тыс. р.), самая низкая величина – на последний год (3 342 тыс. р.). Анализ показателей объема реализации продукции, выраженных в базисном уровне цен, показал, что самая высокая величина объема реализации продукции приходится на первый год (5 056 тыс. р.), самая низкая величина - на последний год (3 367 тыс. р.).
Из рис. 2 следует, что за рассматриваемый период объем реализации продукции в текущем уровне цен увеличился с 9 100 тыс. р. в первом году до 14140 тыс. р. в последнем. Во втором году наблюдается уменьшение реализации на 500 тыс. р. по сравнению с первым. Анализ показателей реализации продукции, выраженных в базисном уровне цен, показал, что самая низкая величина объема реализации продукции в 4-м году (3 367 тыс. р.) по сравнению с 1-м годом (5 056 тыс. р.) составляет 66,6%. Наибольший объем реализации достигнут в 1-м году.
Таким образом, несмотря на общую тенденцию увеличения объемов реализации продукции в текущем уровне цен, в сопоставимых ценах наблюдается снижение данного показателя.