Лекция 14 Прибыль с экономической точки зрения

ТЕМА: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

ЦЕЛЬ

Ознакомление студентов с основными принципами прогнозирования прибыли.

ПЛАН

1. Прибыль с экономической точки зрения.

2. Валовая прибыль (ВП). Факторы, влияющие на ВП.

3. Методика прогнозирования ВП.

Прибыль с экономической точки зрения. В условиях развивающихся рыночных отношении получение до­ходов – одна из важнейших целей предприятия.

Бухгалтеры и экономисты по разному понимают значение терми­на «прибыль». Это связано с тем, что у них разные задачи. Бухгалтер оценивает эффективность деятельности в прошлом; экономиста и руководителя интересуют перспективы развития фирмы. Они озабочены будущими затратам, в том числе интересуются вменен­ными издержками, которые связаны с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов. Поэтому, сначала дадим опреде­ление так, как это принято в экономике.

Доход, валовый доход, совокупный доход (R) – объем продаж в ре­зультате сбытовой деятельности розничного звена или реализации го­товой продукции заводом-изготовителем, фирмой-изготовителем.

Средний доход (AR) – валовый доход от продажи единицы продукции, или цена за единицу продукции.

Предельный доход (MR) – добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции.

Валовая прибыль – разница между стоимостью реализованных ле­карственных препаратов и изделий медицинского назначения в роз­ничных и закупочных (отпускных) ценах.

Нормальная прибыль – элемент издержек. Минимальная плата (доход), нужная для удержания предпринимателя в какой-то определенной сфере производства (или минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение в производственной деятельности). Это минимальная прибыль для покрытия расходов и создания резерва для стимулирования развития производства. Если нормальной прибы­ли нет, то предприятие либо ликвидируется, либо переориентируется.

Экономическая, или чистая, прибыль – разница между валовой при­былью и валовыми издержками аптеки (в том числе и вмененными). Рассмотрим, как взаимосвязаны показатели валовый доход, валовая прибыль и валовые издержки, как определить оптимальный объем продаж, чтобы получить максимальную прибыль или минимальные убытки.

Валовая прибыль – источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом. По величине валовой прибыли нельзя ска­зать, насколько экономически эффективно работает аптека, так как аптека кроме доходов имеет и расходы.

Формирование валовой прибыли

Валовая прибыль  
     
   
От основной деятельности   Внереализационные доходы  
   
             
валовая прибыль от реализации ЛП и ИМН   доходы по операциям с тарой   дотации из бюд-жета     другие доходы     излишки ТМЦ     штрафы, пени     другие доходы
                               

Валовая прибыль может быть получена как в результате реали­зации товаров, так и от внереализационной деятельности.

Валовая прибыль измеряется в абсолютных показателях – рублях и в относительном показателе – это уровень валовой прибыли или торговая маржа:

  УВП = å валовой прибыли   = 6,3%
объем реализации в розничных ценах

Если торговая наценка (марк-ап) – это %надбавки к свободной отпускной цене, то торговая маржа – это %от свободной розничной цены. Например, средняя торговая наценка в 25% дает торговую мар­жу в 20%, надбавка – 50%, маржа – 33%, а чтобы иметь маржу 50%, наценка должна быть 100%.

Прогноз валовой прибыли составляют на год и по кварталам.

Расчет на следующий год начинается с относительного показате­ля, а затем определяют абсолютный показатель в тенге:

1. Проводят анализ уровня валовой прибыли за ряд лет, выявля­ют тенденцию и переносят ее на планируемый период, или на планируе­мый год определяют такой уровень валовой прибыли, который бы обес­печивал покрытие издержек (определенный % чистой прибыли).

2. Сумма валовой прибыли определяется так:

  Валовая прибыль = план валового дохода •плановый уровень валовой прибыли
100%

Распределение по кварталам. При распределении валовой прибыли по кварталам используют данные о прогнозе валового дохода (объем реализации) на каждый квартал и плановом уровне валовой прибыли на год. Например, вало­вая прибыль в I квартале планируемого года будет:

  Валовая прибыль I квартала   = план валового дохода   х плановый уровень валовой прибыли
за квартал на год
100%

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 716 с.

2. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA. – Том I. – 2003. – 447 с.

Дополнительная:

1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – 624 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)

1. Прибыль с экономической точки зрения.

2. Валовая прибыль.

3. Факторы, влияющие на валовую прибыль.

4. Методика прогнозирования валовой прибыли.

5. Показатели, в которых измеряется валовая прибыль.

6. Распределение валовой прибыли по кварталам.

 





Подборка статей по вашей теме: