Основное содержание базисных условий поставки инкотермс-2000 8 страница

11.4. Информационные технологии в бизнесе

Хотя информационные технологии и революционизировали процедуры закупок, они в полной мере не устранили необходимость участия людей. Сложные закупочные действия и партнерства на практике не могут обойтись без серьезных личных переговоров между представителями заинтересованных сторон. Трудно представить, что важные поставки могут отбираться или закупаться только на основе информации, предоставляемой веб-сайтом. При решении таких вопросов необходимыми остаются личные посещения поставщиков, чтобы на месте оценить их возможности, и личные переговоры с ними. Тем не менее, существует множество областей, в которых прикладные IT могут использоваться для закупок, и о многих из них рассказывается в соответствующих главах этой книги. К числу таких приложений относятся:

- е-аукционы;

- бизнес-разведка;

- е-каталоги;

- программы постоянного пополнения (continuous replenishment programmes СРВ.);

- управление взаимоотношениями с потребителями;

- ффективное реагирование на запросы потребителей (efficient consumer responses, ECR);

- поставки «точно в срок»;

- е-пространство;

- запасы, управляемые продавцом.

Е-снабжение. Одним из методов оптимизации закупочных процедур является е-снабжение – совместное использование информационных и коммуникационных технологий для улучшения процессов управления внешней и внутренней закупочной деятельностью и поставками т.е. это закупки и поставки товаров и услуг категории В2В через Интернет. Эти инструменты и решения позволяют получить ряд вариантов действий, способствующих более качественному управлению закупками и поставками.

Ключевым фактором, способствующим е-снабжению, является способность систем осуществлять коммуникации, выходя за свои организационные границы. Хотя основные средства для е-снабжения предоставляет технология, выгоды возникают в результате изменения бизнес-процедур, процессов и перспектив. Е-снабжение стало возможным после появления стандарта XMLструктурированного языка, позволяющего легче идентифицировать типы данных в самых различных форматах, приемлемого для всех стандартных интернетовских технологий. Адаптация XML помогает организациям интегрировать приложения и обмениваться информацией с торговыми партнерами.

К процедурам е-снабжения относятся: е-центры, биржи и торговые площадки; е-каталоги; е-аукционы. В основе этих процедур лежит электронный обмен данными (EDI).

Центр – это устройство, соединяющее несколько сетей (центральная база или сеть типа «звезда»).

Биржа – это веб-сайт категории «бизнес-бизнес» (В2В), на котором встречаются покупатели и поставщики для свершения сделок. Определяют частные и публичные биржи. Частные управляются обычно одной организацией и доступны только по приглашению и только для поставщиков этой организации и ее торговых агентов. Независимые публичные биржи открыты для всех организаций, готовых платить установленную сумму, чтобы стать ее членом.

Торговые площадки – это веб-сайты, позволяющие покупателям выбирать нужного поставщика из множества представленных. Вертикальные торговые площадки предоставляют товары и услуги в конкретной отрасли. Горизонтальные торговые площадки предоставляют товары и услуги ряду организаций из различных рыночных сегментов, не ограничиваясь отдельными отраслями. Торговые площадки поставщика/покупателя контролируются группой поставщиков. Нейтральные торговые площадки помогает совершать трансакции по широкому ассортименту поставок категории MRO. Т.о.они предоставляют большую степень функциональности, чем биржи, которые в свою очередь в этом отношении превосходят центры.

Е – каталоги – это веб-страница, где предоставляется информация о товарах и услугах, предлагаемых и продаваемых продавцом, обеспечивается поддержка размещения онлайновых заказов и осуществления платежей. Они выгодны и покупателям, и поставщикам, так как они:

- облегчают двухсторонние коммуникации между покупателями и продавцами в режиме реального времени;

- позволяют формировать и развивать более тесные взаимоотношения между покупателями и поставщиками за счет более полного обслуживания продавцом и информирования покупателей о продуктах;

- помогают поставщикам гибко реагировать на рыночные условия и требования, соответствующим образом корректируя цены и меняя упаковку;

- реально устраняют временной разрыв между запросом, подаваемым пользователем каталога, и его заказом на закупку благодаря следующим особенностям:

а) проверка полномочий, там, где это требуется, может быть проведена в онлайновом варианте, а извещение и подтверждение могут быть получены по электронной почте;

б) там, где пользователям разрешено самостоятельно заниматься закупками (с учетом ограничений по номенклатуре и стоимости), заказ может быть автоматически размещен без вмешательства в него от дела закупок;

- сокращается число случаев злоупотреблений и совершения сделок без контракта, так как проще и быстрее купить у поставщиков, с которыми заключены контракты, чем выходить за рамки официальной системы.

Е-аукционы это электронный рынок, который может существовать в контекстах связей и типа В2В, В2С и других. Продавцы предлагают товары и услуги покупателям на веб-сайте в виде структурированного процесса установления цены и выполнения сделки.

Веб-аукционы могут проходить в нескольких вариантах: английском, голландском, закрытых торгов и обратных заявок.

Ø Вариант английской подачи заявок. При таком процессе текущие заявки заменяются заявками с более высокой ценой, чтобы, в конце концов, получить максимальную цену на выставленный продукт.

Ø Вариант голландской подачи заявок. На голландском аукционе аукционист начинает с высокой цены, а затем ее поэтапно снижает до тех пор, пока не получит заявку. Успешный участник после этого решает, будет ли он покупать по данной цене всю выставленную партию или только ее часть. На оставшиеся в данном лоте товары аукционист снова повышает цену предложения, а затем снижает ее по шагам и действует точно так же, как в отношении полной партии, до тех пор, пока не будет продана оставшаяся часть либо не будет достигнута цена, на которой он должен остановиться и больше не продавать.

Ø Закрытые торги. Этот процесс во многом похож на тендер. Потенциальный покупатель предлагает претендентам к установленной дате и времени в закрытом формате подать свои предложения. В конкретный день и час представители покупателя оценивают и сравнивают заявки в соответствии с установленными критериями рейтинга. Заявкой-победительницей считается та, которая получает максимальное количество баллов по этим критериям. Если несколько заявок получают одну и ту же оценку, победителем признается заявка с лучшей для покупателя ценой.

Ø Обратные аукционы. При этом процессе закупающие организации информируют поставщиков о товарах, которые они хотят купить, и о цене, которую они готовы заплатить, а поставщики конкурируют с друг другом, предлагая свои цены за эти товары; весь этот процесс проходит в течение установленного периода времени. По завершении аукциона стороны заключают сделку.

Большинство обратных аукционов применяются для покупок за наличные и устраняют требующие больших затрат времени в режиме «off line» процессы отбора поставщиков, запросы и сравнение полученных оферт.

11.5. Кодирование и сканирования штриховых кодов в логистике

Многообразие и большое количество параметров, характеризующих материальные потоки в логистике (номенклатура МР, НП, ГП, ассортимент, габаритные и весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки, логистические УДЕ и т.д.), осложняют процесс грузопереработки, а потому идентификации продукции, тары, упаковки, грузовых единиц, SKU и т.п. с помощью сканирования штриховых кодов снимает многие проблемы в управлении материальными потоками.

Машиночитаемый штриховой код (bar-code) – это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.

Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:

1) оперативно получить полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой единице, единице хранения и т.п.);

2) получить информацию о производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе, логистическом посреднике;

3) осуществить контроль и мониторинг с помощью информационно-компьютерных систем за продвижением каждой единицы продукции (укрупненной грузовой единицы или SKU) на любом участке логистической цепи (канала, сети);

4) осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых и других документов в логистическом менеджменте;

5) обеспечить автоматизированный учет наличия, расходования, и движения МР, НП, ГП на складах, производственных участках и других подразделениях ЛС;

6) снизить затраты, существенно упростить и ускорить процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей; процедуры управления запасами продукции в производстве и дистрибьюции;

7) обеспечить точность и достоверность логистической информации о материальных потоках;

8) повысить эффективность процедур, контроля качества продукции и логистического сервиса;

9) облегчить процедуры маркетингового анализа спроса и рынка для заданного ассортимента товаров.

Внедрение информационных технологий штрихового кодирования в начале 1970-х годов произошло в США - универсальный товарный код UPC, пригодный для использования, как в промышленности, так и в торговле.

С 1977 г. принята Европейская система кодирования – EAN (European Article Numbering). Штриховой код EAN-13 однозначно идентифицируют товар в международной торговле. На рис. 11.4 представлен пример штриховых кодов EAN-13 и EAN-8.


Штриховой код EAN-13 однозначно идентифицируют товар в международной торговле.

Рис.11.4. Пример штриховых кодов

Первые две цифры штрихового кода EAN-13 (46) являются номером банка данных, выдавшего этот номер товара (необязательно означают страну происхождения товара). Номера, выдаваемые предприятиям, фирмам и другим производителям товаров Торгово-промышленной палатой РФ, начинаются с 46.

Следующие пять цифр (01234) присваиваются ассоциацией «ЮНИСКАН» предприятию, которое реализует или производит продукт. Еще пять цифр (56789) присваиваются товару непосредственно самим предприятием с учетом его потребительских свойств, размеров, оформления, упаковки, цвета и т.п. И последняя цифра является контрольной (контрольное число) и используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным устройством – сканером.

Товары, имеющие небольшие габариты, имеют специальный короткий код, состоящий из 8 цифр (EAN-8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow