При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются:
- присутствие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);
- единая сквозная ставка фрахта;
- единый транспортный документ;
- один ответственный за груз и исполнение договора перевозки.
Основными принципами интермодальных и мультимодальных систем перевозок в ЛС являются следующие:
- единый коммерческо-правовой режим;
- комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;
- максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;
- единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке;
- кооперация логистических посредников;
- комплексная инфраструктура перевозок различными видами транспорта.
Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно-импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках единство коммерческо-правового режима означает:
- гармонизацию габаритных характеристик грузовых единиц и транспортных средств;
- упрощение таможенных формальностей;
- внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.
Как было указано выше, до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных грузовых перевозок и формирование законодательной базы. Некоторые основные определения в области международного транспортного права, касающиеся способов перевозки, приведены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Определения способов перевозок и сопутствующих терминов,
применяющиеся в международной практике
Термин | Определение | Источник |
Унимодальная перевозка | Перевозка грузов одним видом транспорта одним или несколькими перевозчиками. Если участвует только один перевозчик, то он выдает собственный документ перевозки, например, коносамент, транспортную накладную, накладную на авиаперевозку и т.д. Если перевозчиков несколько {например, перевозка осуществляется из одного порта через другой в третий с перевалкой груза в промежуточном порту), то один из них может выдавать сквозной коносамент на всю перевозку от порта до порта или только на ту ее часть, которая осуществляется его собственным судном). | Рекомендации ФИАТА (FIATA) |
Интермодальная перевозка | Перевозка грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта (или порта) отправки до пункта (или порта) назначения через все промежуточные пункты (или порты). В зависимости от того, как разделяется ответственность за перевозку, выдаются различные виды документов перевозки. | Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Сегментированная перевозка | Перевозчик, организующий перевозку, берет на себя ответственность только за «свою» часть. Он может выписать коносамент на интермодальную или комбинированную перевозку. | Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Мультимодальная перевозка | Оператор, организующий перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку. При этом он выдает документ мультимодальной перевозки. | Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Комбинированная перевозка | Перевозка грузов в одном и том же контейнере или транспортном средстве последовательно различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным и т.д.) с использованием сквозного документа, например, коносамента FIATA. | Правила ЮНКТАД (UNCTAD) |
Договор смешанной перевозки | Один договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя различными видами транспорта. | Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
Оператор смешанных перевозок (ОСП) | Любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки. Подразумевает ответственность за осуществление указанного договора в качестве перевозчика. | Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
Документ смешанной перевозки | Документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, может быть заменен сообщениями электронного обмена данными: в виде оборотного документа; в виде необоротного документа с указанием имени грузополучателя. | Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок |
В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.
Терминальные перевозки. Одними из основных объектов логистической инфраструктуры МТК являются грузовые терминалы (определение было дано в 9.2).
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных РТЛС чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием большого числа логистических функций. Терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и рядом других контрагентов.
В общем случае терминал осуществляет операции консолидации/комплектации груза и разукрупнения партий груза. В обычном режиме грузы, возвратная тара и товарно-транспортные документы проходят циклы терминальной грузопереработки,
Основные технологические процессы сопровождаются рядом поддерживающих процессов и дополнительных логистических услуг, в частности, ведением расписания и графика выполнения технологических процессов; контролем за состоянием и подготовкой тары; оказанием разнообразных услуг клиентам, начислением оплаты и контролем за движением платежей и т.п.
Грузовая единица. Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой, является грузовая единица – некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связывают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Существенной характеристикой грузовой единицы является соответствие ее размеров транспортному средству и способность сохранять целостность и первоначальные геометрические формы в процессе транспортировки и грузопереработки. Согласованные размеры грузовых единиц, а также параметров оборудования для их переработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания (платформы) для формирования грузовой единицы используют обычно стандартные европоддоны (европаллеты), для автотранспорта их размер составляет 1200x800x150 мм или 1200x1000x150 мм. Исходя из этих размеров определяется базовый модуль упаковки.
Грузовая единица сохраняет целостность в процессе выполнения логистических операций благодаря пакетированию – т.е. связыванию грузовой единицы и поддона в единое целое.
Существуют различные методы пакетирования грузовых единиц: обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.
Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:
- высокую степень сохранности грузов;
- сравнительно низкие затраты труда;
- эффективное выполнение погрузо-разгрузочных работ благодаря их комплексной механизации и автоматизации; перегрузку без переформирования;
- безопасное выполнение складских работ.
10.3. Выбор логистических посредников транспортной логитике
В логистическом процессе фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) при организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи (цепи поставок). Прежде всего логистический менеджмент фирмы решает вопрос, создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев:
- затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
- затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников;
- скорость (время);
- качество (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).
Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и инфраструктуру. В конечном итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигрыша в качестве, надежности и себестоимости при больших устойчивых объемах перевозок. Как правило, оправдано создание собственного парка автомобильных транспортных средств (железнодорожных вагонов, цистерн и т.п.). Оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом возможно большего числа критериев.
В большинстве случаев центральная компания в цепи поставок (фирма — производитель товара или торговая компания) обращается к услугам специализированных транспортных или транспортно-экспедиционных фирм.
Логистические процедуры выбора включают:
- выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы доставки грузов);
- выбор вида (или нескольких видов) транспорта;
- выбор основных и вспомогательных логистических посредников.
Все указанные процедуры выполняются на основе одного или системы критериев при соблюдении заданных ЛС ограничений. Эти ограничения обусловлены целями логистической стратегии фирмы или факторами окружающей макро- и микроэкономической среды. Например, в системе дистрибьюции ограничениями могут быть время доставки ГП, затраты на транспортировку, сохранность груза, дислокация ЗЛС, где осуществляется складирование или перевалка груза на другой вид транспорта, и т.п.
Выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических посредников производится на основе системы критериев. К основным критериям выбора способа транспортировки и вида транспорта относятся:
- минимальные затраты на транспортировку;
- согласованное время транзита (доставки груза);
- максимальная надежность и безопасность;
- минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;
- мощность и доступность вида транспорта;
- продуктовая дифференциация.
В зарубежной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные системы ранговых показателей. С точки зрения приоритета отдельных критериев (показателей) процедура ранжирования при выборе отдельных видов транспорта при организации транспортировки в ЛС служить лишь для приблизительной оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистический менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико-эксплуатационные характеристики и пространственную доступность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохранности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процесса, международных экологических требований.
В то же время процедуры выбора способа транспортировки (перевозки), вида транспорта и перевозчика являются взаимосвязанными и по сути многокритериальными и должны решаться специальными методами векторной оптимизации. Сложность многокритериального подхода к рассматриваемой проблеме выбора заключается в разнонаправленности критериев, разной размерности и качественном характере многих показателей.
Центральное место среди решений относительно транспортировки занимает выбор перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто логистический менеджер доверяет этот выбор транспортно-экспедиционной фирме (экспедитору), с которой у грузовладельца имеются давние деловые отношения. При этом экспедитору выдаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения из перечисленных.
Когда логистический менеджер выбирает перевозчика самостоятельно, он должен следовать определенному алгоритму (рис. 5.5). Когда определены способ перевозки и вид транспорта, проводится анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое число перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность соблюдения сроков поставки, сохранность груза. Процедура выбора включает дополнительно систему других количественных и качественных показателей.
10.4.Транспортно-экспедиционное обслуживание
Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно-экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса (ГК) РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Экспедитор, как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:
- оформление документов для экспорта-импорта грузов;
- выполнение таможенных формальностей;
- проверка комплектности и состояния груза;
- погрузка-разгрузка транспортных средств;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
- хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;
- информационные услуги, страхование и т.п.
Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в ЛС.
За рубежом многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс-доставке — такие, как Ryder, DHL, Schenker-BTL, Federal Express, UPS, Leasnay, TNT,ASGAB, и другие выполняют большое число различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя логистические функции в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.
Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия груза к перевозке и включает следующие операции:
- подготовку груза к транспортировке,
- доставку его к станциям железнодорожного и автомобильного транспорта, портам морского и речного транспорта, аэропортам,
- оформление товарораспорядительных документов и сдачу груза перевозчику,
- его хранение, упаковку и маркировку.
Экспедиторское обслуживание выполняется также в процессе самой транспортировки и связано с передачей груза с одного вида транспорта на другой. Последнее включает работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транспортабельное состояние, исполнению таможенных формальностей в портах и пограничных станциях, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке. Транспортно-экспедиторское обслуживание также осуществляется в конечных пунктах назначения груза.
В настоящее время транспортно-экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:
1. Организацию и оформление перевозки.
2. Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его складским хранением.
3. Приведение товара в транспортабельное состояние.
4. Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу.
В транспортно-экспедиторских фирмах, как правило, заняты специалисты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, международным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тарифов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки. Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.
Почти у всех транспортно-экспедиторских фирм и компаний есть постоянные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение организовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Современный экспедитор — часто одновременно и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морских, речных и воздушных судов. Крупные экспедиторские фирмы обычно располагают различными транспортными средствами для перевозки грузов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоездами. Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.
Крупные транспортно-экспедиторские компании располагают собственным складским хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтерами и вагонами. Перечислим услуги транспортно-экспедиторских фирм:
1) консультации грузоотправителей или грузополучателей при выборе вида транспортного средства с учетом удобства, скорости и стоимости доставки груза;
2) организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию или в порт и со станции или порта на склад получателя;
3) новая упаковка, маркировка и комплектация погрузочных партий, консолидация мелких партий в сборную крупную отправку для максимального использования провозной способности контейнера, вагона или судна;
4) подготовка и оформление документов для заключения договора перевозки груза с перевозчиком или с его агентом, брокером;
5) помощь в таможенном, санитарном, карантинном и ином оформлении отправок;
6) передача груза перевозчику или его агенту (порту, станции) и оформление приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаментов, накладных и т.д.);
7) организация хранения груза на складах и погрузочно-разгрузочных работ в пунктах перегрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;
8) содействие в расчетах между продавцом и покупателем за реализованный товар путем передачи банку по месту отгрузки товара необходимых транспортных и товарных документов;
9) прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента (порта, станции), проверка числа мест, массы груза, состояния его тары и упаковки;
10) оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерческих и других актов о недостаче или излишках груза, порче и повреждении груза и тары, пересортице и т.п.;
11) расчеты за перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы в пункте отправления/прибытия;
12) рассортировка крупных партий импортных грузов в более мелкие, а также по сортам, размерам и т.п., последующая их переупаковка и перемаркировка;
13) организация сопровождения груза проводниками в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специальных грузов (цитрусовых, зерновых и т.п.).
Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно-экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделений — транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.
Помимо вышеназванных услуг, транспортно-экспедиторские предприятия помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика составления расценочного листа, куда включаются все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспедитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспортеров многие транспортно-экспедиторские фирмы могут предоставить не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда включены все расходы международного экспедитора в процессе транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.
Также необходимо отметить, что экспедитор зачастую действует как оператор смешанной перевозки. Современный экспедитор — часто одновременно и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морских, речных и воздушных судов. Поэтому, приняв поручение на перевозку груза, он прежде всего использует свои транспортные средства.
Тема 11. Логистические информационне системы
11. 1 Логистические информационные системы
Информационные потоки (ИП), связанные с организацией производства и распределением товаров, можно разделить на потоки уровня предприятия (микроуровень) и потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровня). На уровне предприятия формируются внутрипроизводственные ИП, связанные с оперативным управлением работой собственных служб, и внешние ИП, связанные с коммерческой деятельностью на рынке транспортно-логистических услуг. Внутрипроизводственные ИП подразделяется на вертикальные (директивно-формальные), имеющие характер приказов, распоряжений, отчетов, и горизонтальные (неформальные), имеющие координационно-справочный характер. Вертикальные ИП определяются инструкциями фискальных и законодательных органов, а также принятой в компании технологией управления. Они достаточно строго формализованы как по форме, так и по содержанию. Горизонтальные ИП могут принимать различные формы в зависимости от развития информационных технологий на предприятии. В целях рационализации ИП может быть использована система электронного документооборота EDI.
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами ЛС, ЛС и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.
Организационная структура ЛИС может быть представлена в виде трансформированной схемы, предложенной Ф. Котлером (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Организационная структура ЛИС
Как видно из рис. 11.1, организационная структура ЛИС может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: 1) управления процедурами заказов; 2) научных исследований и связи; 3) поддержки логистических решений и 4) генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической окружающей средой.
Подсистема управления процедурами заказов обусловлена непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции EDI и основанных на ней стандартов.
Подсистема научных исследований и связи отражает влияние динамики внешней и внутрифирменной окружающей среды на процесс логистического менеджмента и осуществляет интерфейс между ЗЛС и функциями управления. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования окружающей среды четырьмя способами:
1) косвенным рассмотрением в результате общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;
2) прямым рассмотрением, когда информация об окружающей среде анализируется активно сформулированной целью;
3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных;
4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.
Для оптимизации результатов оценивания влияния окружающей среды на поведение ЛС логистический менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации собственным персоналом фирмы для оценки эффективности своих логистических решений. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие как поставщики МР, торговые посредники, перевозчики и потребители ГП также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат.
Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозированию в аспектах сбора исходной информации, оценки точности, достоверности, использования наиболее эффективных методов прогнозирования.
Подсистема поддержки логистических решений представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимальные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
1) базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
2) критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
3) политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
4) файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических активностей.
В данной подсистеме используется большое количество экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых персоналом логистического менеджмента.
Подсистема генерирования выходных форм и отчетов (в зарубежной литературе «the reports and outputs subsystem»), которую можно представить как выходной интерфейс с остальными компонентами.
Основные принципы построения ЛИС:
1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Для принятия решений логистический менеджер должен иметь информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций;
2. Точность. Точная и достоверная исходная информация обеспечивает принятие правильных решений, является основой для прогнозирования спроса, планирования потребностей в МР и т.п.;
3. Своевременность. Логистический менеджмент нуждается в информации, часто поступаемой в режиме реального времени («on line»). Требование своевременности поступления и обработки информации реализуются современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрение стандартов EDI/EDIFACT.;
4. Ориентированность. Информация в ЛИС должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению «узких» мест, резервов экономии ресурсов и т.п.;