Общие рекомендации для решения заданий и задач (казусов)

Наибольшие сложности у студентов может вызвать решение задач. Каждая задача представляет собой описание определенной жизненной ситуации – юридического дела, казуса, требующего применения той или иной правовой нормы. Условно процесс решения задачи можно разделить на три основные стадии:

1. Уяснение условия задачи. На данном этапе необходимо внимательно изучить условие. Любые, даже, на первый взгляд, малозначительные данные не должны ускользнуть от внимания, ибо их истолкование может иметь большое значение для выработки правильного решения. Учитывая то, что какие-либо дополнительные факты, кроме изложенных в условии, установить невозможно, требуется исходить только из тех, что приведены в задании. Однако дополнительный анализ нюансов, не указанных в условии, но способных повлиять на решение, только приветствуется.

2. Установление юридической основы задачи. Здесь необходимо дать подробную правовую квалификацию изложенным в условии фактическим обстоятельствам дела, т.е. решить вопрос о том, какая норма права распространяет свое действие на данный случай. Отвечая на поставленные в задаче вопросы, необходимо давать точные ответы и конкретные ссылки на соответствующие норма­тивные акты с указанием статьи, (ее части, пункта). При этом нужно не только из­ложить содержание нормы, но и объяснить ее смысл, раскрыть ее регулятивное значение. Особое внимание при этом необходимо акцентировать на изучении действующей нормативной базы: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и т. д. Далее осуществляется проверка действия нормы во времени, пространстве, по кругу лиц. Важно помнить, что существуют коллизии правовых норм, которые необходимо также разрешить, что во многом помогут сделать положения теории государства и права. Существенную помощь на данном этапе призван оказать приведенный ниже список нормативных актов, необходимых для решения задач. Обязательно нужно ознакомиться с правоприменительной практикой (Постановлениями Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

3. Принятие решения. Именно в решении устанавливается связь между условием задачи и нормой права. На данной стадии особое внимание следует уделить мотивировке вывода, т. е. аргументировать, на каких основаниях принято то или иное решение. Необходимо точно определить ту норму права, на основании которой строится решение и доказать, что именно она применима в данной ситуации.

Необходимо обратить внимание на то, что условия отдельных задач предполагают несколько вариантов решений, каждый из которых необходимо проанализировать.

Помимо задач в каждой теме предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определенных положений закона, составить схему по заданной теме и т.д. При составлении проектов гражданско-правовых документов студентам рекомендуется использовать «Сборник образцов договоров и иных гражданско-правовых документов» или иные подобные сборники. Выполнение указанных заданий должно способствовать развитию у студентов практических навыков, умения применять свои познания в области теории гражданского права на практике. Задания должны выполняться письменно в соответствии со сформулированными в них указаниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: