Методические рекомендации. Анализируя вопросы данной темы, стоящие перед студентами, необходимо сначала вспомнить общетеоретические понятия

Анализируя вопросы данной темы, стоящие перед студентами, необходимо сначала вспомнить общетеоретические понятия, такие как «право», «отрасль права», «предмет отрасли права», «метод отрасли права»; «источники права»; определить круг отраслей и место в нем гражданского права. Для этого можно воспользоваться лекциями по правоведению, прослушанными ранее. Необходимо внимательно прочитать необходимые статьи Гражданского кодекса, ознакомиться с теоретическими аспектами проблемы, освещенными в литературе. Необходимо знать, что первая тема всегда касается теоретических аспектов (теории права), поэтому рекомендуется подготовить вопросы плана и задания, используя учебник по гражданскому праву или любой комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Стоит, однако, помнить, что юридическая литература не должна быть устаревшей, поэтому, целесообразней для подготовки использовать издания, опубликованные после 2008 года.

Для подготовки задания №1 необходимо прочитать статьи Трудового кодекса о трудовых правоотношениях, или ознакомится с одноименными главами любого учебника по трудовому праву. Необходимо помнить, что новая редакция Трудового кодекса вступила в силу с 1 октября 2006 года, поэтому и учебник и Трудовой кодекс должен быть издан не ранее 2006 года.

Основные начала гражданского права – это принципы, которыми пронизано все гражданско-правовое регулирование. И нормы ГК РФ, и нормы других нормативно-правовых актов не должны противоречить данным принципам. При подготовке задания №2 и №3 можно воспользоваться периодическими изданиями (журналами, газетами), или информацией Интернет-ресурсов.

Тема 2. Субъекты гражданского права.

Граждане как субъекты гражданского права.

Цель: определить понятие «субъект гражданского права» и разобраться с понятиями, определяющими правовой статус личности - «гражданско-правовая правоспособность» и «дееспособность».

Задачи:

· дать понятие «субъекты гражданского права»;

· охарактеризовать граждан как субъектов гражданского права, разобравшись в понятиях «индивид», «гражданин», «личность», «физическое лицо»;

· рассмотреть основные элементы гражданско-правовой правосубъектности – правоспособность и дееспособность;

· охарактеризовать дееспособность гражданина (возникновение, прекращение, ограничение);

· уяснить смысл института опеки и попечительства.

План

1. Понятие субъекта гражданского права. Виды субъектов гражданского права.

2. Граждане как субъекты гражданского права. Понятия «индивид», «гражданин», «личность», «физическое лицо».

3. Правоспособность граждан РФ.

4. Дееспособность граждан РФ. Полная, неполная, ограниченная дееспособность. Недееспособность.

5. Правовой статус граждан-предпринимателей.

6. Опека и попечительство.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким признакам индивидуализируются граждане (физические лица) как субъекты гражданского права?

2. Что такое правоспособность граждан (физических лиц) и каково ее содержание?

3. Как определяет закон момент возникновения и прекращения право­способности гражданина? Как понимать равенство и неотчуж­даемость правоспособности?

4.Что такое гражданская дееспособность? В чем различие между полной и неполной дееспособностью?

5.Каков объем дееспособности несовершеннолетних? Что такое эман­сипация?

6.В каких случаях, и в каком порядке допускается ограничение дее­способности граждан и в чем оно выражается?

7. Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным?

8.Что такое опека и попечительство? В каких целях устанавлива­ются опека и попечительство и в чем заключаются функции опекунов и попечителей?

  Задания

1. Напишите проект заявления 17-летнего гражданина в суд о признании его полностью дееспособным и постарайтесь дать наибо­лее убедительное обоснование просьбы при условии, что отец подростка решительно против этого, а мать выразила свое согласие. Другие фак­ты придумайте.

2. Напишите проект заявления 34-летней гражданки Смирновой В. в суд о признании ее мужа ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками. Обстоятельства, которые свидетельствуют об этом, а так же предполагаемых свидетелей придумайте сами.

В противоположность доводам Смирновой В. приведите письменные доводы со стороны ее мужа о том, что злоупотреблений не имеется.

3. Письменно ответьте на вопрос, какие документы необходимы для того, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Какие органы регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя?

Задачи

1. Перед расторжением брака супруги Красновы обратились в нотариальную контору за удостоверением достигнутого ими соглашения, по которому их ребенок останется у матери. Отец обязуется высылать на содержание сына 35% своих доходов на следующих условиях: мать поступит на работу, не связанную с командировками, чтобы на длительное время не оставлять ребенка, и никогда не объявится в г. Санкт - Петербурге, где после развода поселяется Краснов. Супруги договорились также, что для разрешения всех спорных вопросов, которые могут возникнуть в дальнейшем, они не будут обращаться в суд.

Нотариус отказался удостоверить договор, поскольку все его условия ограничивают право - и дееспособность его сторон. Правомерен ли данный отказ?

2. В отсутствие родителей (отец был в командировке, мать лежалa в больнице) 20-летний Лопатов на деньги, оставленные ему отцом на питание, купил у соседа Ивашкина бинокль, продал Неве­рову свои горные лыжи, взял на время у соседа Грачева караоке, дав взамен велосипед, подаренный ему старшим братом.

Вернувшись домой, отец Лопатова предъявил иск о признании всех сделок, совершенных сыном, недействительными и о возврате вещей и денег.

Решите дело.

3. Максим Петров после смерти жены с горя запил и стал тратить на спиртное свои сбережения, заработную плату, а затем продавать свои вещи, оправдываясь тем, что детей у него нет и беречь имущество не для кого. Старший брат Петрова Иван показал его врачам, но помочь ему не удалось. Тогда Иван обратился в суд с заявлением, в котором просил признать Максима ограниченно дееспособным, а его, Ивана, назначить опекуном с правом получать заработную плату брата и распоряжаться ею.

Какое решение должен вынести суд?

4. Шестнадцатилетняя Нина Мухина работала на трикотажной фабрике. Увлекаясь косметикой, заказываемой по каталогам, она почти весь свой заработок тратила на ее приобретение. Мать Нины пыталась убедить дочь в неразумности, с ее точки зрения, таких покупок, так как семья испытывала материаль­ные затруднения: на иждивении матери Нины находилось трое мало­летних детей (два брата и сестра Нины), а алименты с бывшего мужа она получала нерегулярно и очень небольшие суммы.

Свое поведение Нина оправдывала тем, что она не обязана содер­жать своих малолетних братьев и сестру, а на свое питание и на другие общие семейные расходы она некоторую часть своего заработка выде­ляет. Что касается косметики, то она приобретает ее на свой зарабо­ток.

Когда мать поняла, что убедить дочь не сможет, она обратилась в бухгалтерию фабрики с просьбой не выдавать Нине на руки заработок ввиду ее несовершеннолетия. Получив отказ, мать Нины обратилась в суд с просьбой лишить ее дочь права самостоятельно распоряжаться своим заработком и назначить ее попечителем дочери.

Какое решение должен вынести суд?

5. После длительной тяжелой болезни Воинов решил переехать из областного центра в районный. Он обменял однокомнатную квартиру, в которой проживал один, на комнату в коммуналке в пригороде. Большую часть мебели продал соседке за полцены, телевизор и ковер - приятелям. Узнав об этом, его сестра Каргополова от имени брата предъявила в суд иск о возврате имущества и признании обмена недействительным, поскольку Веснин после
перенесенной болезни явно недееспособен, о чем свидетельствуют его странные поступки.

Дайте юридическую оценку ситуации.

Литература и источники по теме:

Источники:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.) (с изм.).

3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)

4. Конституция РФ.

5. ГК. Часть первая. Гл. 3; Части вторая и третья.

6. Семейный кодекс РФ.

7. Трудовой кодекс РФ.

8. Закон РФ от 25.06.93. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвиже­ния, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993г., N 32, ст.1227.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: