Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Формы, масштабы государственного воздействия на экономику определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в стране в определенный период. Со стороны собственной организации государственное регулирование рассматривают как систему жизнеобеспечения страны. Для этого характеризуют цели, задачи, возникающие перед государством.
Цели государственного регулирования связаны с целью развития национальной экономики. Главной целью является достижение максимально возможного текущего и потенциального уровня удовлетворения потребностей населения страны.
Цели не всегда едины для субъектов и объектов регулирования. Наиболее опасны расхождения цели государственных органов управления и населения. Если государство теряет целевую ориентацию, ресурсы начинают использовать неэффективно и часто в интересах узких властных групп. Единство, согласованность целей – решающее условие оптимального регулирования экономики. К основным целям государственного регулирования можно отнести:
|
|
1. решение экономических проблем страны;
2. решение социальных проблем;
3. обеспечение внешнеэкономических интересов страны.
Задачи:
1. выбор модели антикризисного поведения, стабилизация экономических отношений;
2. определение пропорций народнохозяйственного развитие, поддержание темпов экономического роста;
3. обеспечение ускорения НТП (прогнозирование развития науки и техники, определение последствий НТП с точки зрения общенациональных позиций);
4. создание и развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, сырьевые отрасли);
5. поддержание обороноспособности страны;
6. развитие социальной сферы (детские дома, дошкольные учреждения, дома культуры, системы здравоохранения);
7. обеспечение внешних рынков сбыта.
С целями и задачами связаны функции регулирования – относительно стабильные виды управленческой деятельности, которые призваны выполнять субъекты регулирования. Задачи государственного регулирования могут формулироваться в терминах функций. Количество функций не совпадает с объемом поставленных задач. Реализация одной функции может обеспечить решение совокупности задач. Некоторые крупные задачи требуют выполнения нескольких функций. Структуризация функций может быть различной.
Примеры видов функций:
1. Разработка и утверждение правовой основы функционирования национальной экономики.
2. Определение приоритетов макроэкономического развития. Именно государство определяет, что важно для нации, сколько требуется ресурсов и как быстро будет получена отдача, какие будут экономические, социальные и мирохозяйственной последствия решений
|
|
3. Реализация социальных ценностей.
4. Регулирование экономической деятельности для достижении поставленных задач. Регулирование не должно подменять рыночный механизм, иначе оно превращается в администрирование. Главным является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.
Регулирование осуществляется в той или иной форме, к которым, например, относят:
· систему государственного контроля;
· систему государственного предпринимательства;
· систему формирования доходов и расходов валового национального продукта;
· систему налогообложения.