Недискриминационный режим.Предоставление зарубежным инвесторам национального режима — центральный вопрос, предполагающий создание равных условий деятельности для зарубежных и национальных инвесторов. Оно составляет основу инвестиционного регулирования в большинстве стран. Целесообразно говорить о взаимосвязанном применении двух режимов: национального и РНБ. Как правило, при допуске зарубежных инвесторов действует РНБ, предоставляющий инвесторам одной страны не менее благоприятный режим, чем при допуске инвесторов другой страны. Для определения же рамок функционирования иностранных инвестиций применяется национальный режим, выравнивающий условия деятельности для зарубежных и национальных предпринимателей. Правда, в подавляющем большинстве стран масштаб действия национального режима шире, чем РНБ. В практике отдельных стран мира (главным образом развивающихся) зарубежные инвесторы получают право выбрать более благоприятный режим (национальный или РНБ).
|
|
Й учебный вопрос: Цели привлечения прямых иностранных инвестиций. Мотивы инвесторов. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций. Концепция национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций. Мировая практика стимулирования прямых иностранных инвестиций. Участие прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.
Тема лекции: Особенности привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 5
Литература (основная и дополнительная):
1. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005.
2. Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.
3. С.М. Кадочников. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. – СПб.: Экономическая школа, 2002.
4. А.А. Суэтин. Международный финансовый рынок. Учебное пособие. – М.: Издательство «КНОРУС», 2004.
5. С.А. Сосна, Е.Н. Васильева. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
6. Т.А., Слепнева, Е.В. Яркин. Инвестиции.Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Е.Ф. Прокушев. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2005.
8. О.В. Батраченко. Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Основная часть (учебные вопросы).
1-й учебный вопрос: Цели привлечения прямых иностранных инвестиций. Мотивы инвесторов. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций. Концепция национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций. Мировая практика стимулирования прямых иностранных инвестиций. Участие прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.
|
|
Основная часть (учебные вопросы).
Как правило, под прямыми инвестициями (ПЗИ) понимается владение резидентами данной страны активами других стран, чтобы получить контроль над использованием этих активов. Однако долгое время содержание понятия «ПЗИ» постоянно менялось – оно связывалось в основном с получением контроля инвестором или в широком смысле означало долгосрочный интерес инвестора и его большое влияние на управление компанией, в которую вложен капитал. В платежном балансе ПЗИ трактуются как приобретение 10% и более уставного капитала фирмы. В целом определение ПЗИ значительно изменилось.
По мнению экспертов МВФ, концепция ПЗИ на практике используется шире, чем концепция установления контроля со стороны зарубежного инвестора. Это связано с необходимостью отличать зарубежные фирмы от резидентных национальных компаний. Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ), взятые в отдельности, могут принадлежать различным ТНК, возможно, разных стран. ПЗИ часто финансируются из доходов от зарубежной деятельности. Поэтому ПЗИ должны также учитывать долю прямого инвестора в реинвестированных доходах компаний, которые не распределяются как дивиденды зарубежных филиалов или доходы, не переведенные прямому инвестору.
ПЗИ состоят из капитальных ресурсов и нематериальных активов. К первым относятся: капитал в форме акций, обеспечивающий покупку прямым зарубежным инвестором доли фирмы в данной стране (не менее 10% уставного капитала); реинвестированные доходы; внутрифирменные займы и долговые сделки, а именно краткосрочные и долгосрочные займы и заимствования между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями. Для ПЗИ, в частности, характерно, что они частично финансируются за счет реинвестированных доходов. Еще один существенный элемент прямых инвестиций — нематериальные активы, включающие технологии, торговые марки (брэнды), управленческий опыт и проч. Именно нематериальные активы позволяют отличить ту или иную компанию.
Для второй половины 80-х и 90-х гг. характерна тенденция к интенсификации прямого зарубежного инвестирования.
Можно отметить две причины такого явления:
• прибыльность операций благодаря преимуществам фирмы, состоящим в более низких издержках производства, экономии, связанной с расширением масштабов производства, внутрифирменных исследованиях доступе к крупным источникам капитала, сравнительно высокой емкости внутреннего рынка принимающей страны, активной маркетинговой деятельности, доступе к природным ресурсам, более низких ставках пошлин, транспортных тарифов и проч., использовании организационных, управленческих и иных навыков.
• стремление инвесторов к снижению налогов, поскольку, при прочих равных условиях, они учитывают различия между странами в ставках и способах налогообложения. Фирма предпочитает размещать производство в странах с минимальными налогами, а также использовать механизм трансфертного ценообразования, чтобы выводить большую часть прибыли из-под более высоких налогов.
Способы инвестиционного проникновения на рынки. ПЗИ могут осуществляться на основе следующих основных способов.
1. Традиционно создаются зарубежные филиалы и дочерние компании. Филиалы полностью подконтрольны материнской компании, не являются юридическими лицами, не имеют собственного баланса, используя баланс материнской компании, отвечающей по их обязательствам. Напротив, дочерние компании являются юридическими лицами, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, имеют собственный баланс и сами определяют направления развития фирмы.
|
|
2. Межфирменные слияния и поглощения (mergers and acquisitions М&А).
3. Стратегические партнерства (альянсы) strategic alliance).
Межфирменные слияния и поглощения. Межфирменные слияния и поглощения меняют право собственности и национальность приобретаемых или сливающихся фирм. Международные слияния и поглощения осуществляются преимущественно между компаниями промышленно развитых стран; параллельно благодаря приватизационным программам в этот процесс вовлекается все больше развивающихся стран, и компании этих стран выступают не только в качестве продавцов, но и покупателей.
По данным на конец 90-х гг., среди 20 крупнейших продавцов фирм в рамках межфирменных слияний и поглощений присутствуют четыре развивающиеся страны: Бразилия (162 сделки на 24,6 млрд. долл.), Республика Корея (76 сделок на 6,3 млрд. долл.), Китай (85 сделок на 5,0 млрд. долл.), Аргентина (54 сделки на 3,1 млрд. долл.). В числе 20 основных покупателей зарубежных фирм были три развивающиеся страны — Бермудские острова (10 сделок на 2,6 млрд. долл.), Гонконг, КНР (50 сделок на 2,3 млрд. долл.), Республика Корея (10 сделок на 2,2 млрд. долл.).
Отраслевое распределение межфирменных слияний и поглощений характеризуется преобладанием отраслей, теряющих по разным причинам конкурентные преимущества. Среди них автомобилестроение, сфера обороны (сокращение уровня спроса); финансовые и телекоммуникационные услуги (либерализация и дерегулирование); химическая и нефтяная промышленность (изменения в характере конкуренции из-за технологических нововведений). По совокупной стоимости подобных сделок на первом месте — нефтяная индустрия, за ней следуют автомобилестроение, банковские и телекоммуникационные услуги.
|
|
Стратегические партнерства. Распространенная форма инвестиционного проникновения на рынок — стратегические партнерства в наукоемких отраслях на основе заключения контрактов между несколькими фирмами для реализации согласованных целей. При этом компании сохраняют независимость, т.е. не предполагается долгосрочного владения одной компанией частью собственности другой.
Для стратегических партнерств характерно:
• сохранение независимости фирм-партнеров;
• получение преимуществ за счет диверсификации риска и общего контроля над решением поставленных задач;
• совместный вклад фирм-партнеров в установленные сферы сотрудничества (создание технологий, производство товаров или услуг).
Контракты могут заключаться на осуществление одного или нескольких видов деятельности; это могут быть совместные лицензирование, проведение НИОКР, сбыт, управление или строительство «под ключ».
В целом стратегические партнерства представляют собой форму межфирменных связей, основанных на создании совместных предприятий, проведении совместных исследований, совместном производстве, совместной маркетинговой деятельности, совместном приобретении миноритарных акций, совместном оказании услуг. Стратегические партнерства объединяют компании как одного государства (национальные стратегические партнерства), так и двух или более зарубежных стран (трансграничные стратегические партнерства). Как показывает мировая практика, последние создаются фирмами-конкурентами или фирмами из разных отраслей. Так, «Дженерал Моторс» в союзе с «Хитачи» разрабатывает электронные компоненты для автомобилей; «Моторола» и «Тошиба» организовали совместное производство микропроцессоров. Отдельные компании участвуют в десятках или даже сотнях стратегических партнерств.
Основная цель создания стратегических партнерств — диверсификация рисков и капиталовложений в новые сферы бизнеса, объединение материальных и нематериальных активов фирм-партнеров. Отличие стратегических партнерств от межфирменных слияний и поглощений состоит в следующем:
• партнерства не меняют собственности участников;
• партнерства обеспечивают их участникам большую гибкость.
Стратегические партнерства можно разделить на две группы:
• акционерные партнерства;
• неакционерные партнерства.
Акционерные партнерства предполагают создание совместных предприятий или приобретение миноритарных акций. Самая распространенная форма — совместные предприятия, включающие две или большее число фирм, объединивших свои капиталы в общую собственность и получающих доходы на вложенные средства. Доля акционерных партнерств в их общем количестве — 48%.
Неакционерные стратегические партнерства — межфирменные соглашения о совместных исследованиях, совместном производстве, маркетинге, обмене технологиями.
Стратегические партнерства чаще всего создаются в таких отраслях, как информационные технологии, фармацевтика, автомобилестроение, и их количество постоянно растет. Количество стратегических партнерств за 1989—1999 гг. в мире возросло в 6 раз: с более чем 1 тыс. до 7 тыс., в том числе количество трансграничных партнерств — с 860 до 4400.
Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инвестиций. Она также определяет: основные условия допуска и функционирования зарубежных инвестиций; права собственности и требования контроля; отраслевые ограничения; условия деятельности, включая лицензирование, кадровые требования; стандартные режимы.
Неотъемлемой чертой национальной инвестиционной политики считаются: гарантирование зарубежным инвесторам защиты их прав и интересов на основе предоставления национального режима и режима наибольшего благоприятствования, справедливого и равноправного режима, правовых гарантий, включая общие и специальные стандартные условия, определение порядка возможной экспроприации или национализации зарубежной собственности и обязательной компенсации в связи с этим; гарантирование беспрепятственного перевода капиталов и репатриации прибыли и других форм доходов; порядок доступа к международным инструментам разрешения инвестиционных споров; стандарты для зарубежных инвесторов, определяемые международными инструментами регулирования — двусторонними, региональными, межрегиональными и многосторонними.
Национальная инвестиционная политика также определяет дополнительные стандартные условия, которыми руководствуются иностранные предприниматели, действующие на внутреннем рынке принимающей страны, в том числе: конкурентная политика; порядок международных сделок, связанных со слияниями и поглощениями компаний; антимонопольное законодательство; приватизация государственного сектора; рыночные преференции; защита прав потребителей;охрана окружающей среды; стандарты качества и безопасности; требования к бухгалтерской документации и отчетности.
Существенную роль в этой политике играют специальные условия, как имеющие общий характер (в частности, регулирование соглашений, не связанных с операциями по купле-продаже акций; лицензирование; франчайзинг; схемы «под ключ»), так и значимые для отдельных секторов экономики.
Инвестиционные режимы. Различают пять инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:
• режим наибольшего благоприятствования;
• национальный режим;
• режим недискриминации;
• справедливый и равноправный режим;
• режим прозрачности.
Режим наибольшего благоприятствования. Исторически основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть заключается в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любой другой страны. (Это так называемый минимальный международный стандарт РНБ, применяемый в международном праве.) РНБ гарантирует инвесторам защиту от любой дискриминации в принимающей стране и, таким образом, является решающим фактором при создании равных конкурентных возможностей для инвесторов различных стран.
РНБ предоставляет принимающей стране возможность маневра в отношении содержания будущих инвестиционных договоров: позволяет расширять на односторонней основе преференции, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Такие преференции автоматически распространяются на инвесторов всех государств, подписавших межгосударственные соглашения о РНБ.
В целом, хотя международные инвестиционные соглашения позволяют применять исключения из РНБ, на практике страны редко используют эту возможность. Таким образом, принимающая страна может гибко регулировать допуск и (или) деятельность инвесторов из разных стран в рамках РНБ, что создает основу возможного дискриминационного использования этого режима (когда исключения применяются в отношении одних зарубежных инвесторов и не применяются в отношении других). Как правило, РНБ действует на стадии допуска зарубежных инвесторов.
Национальный режим. Национальный режим — самый важный инвестиционный режим, используемый в последние годы, так как он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов, поскольку чаще всего применяется на стадии функционирования инвестора. В то же время этот стандартный режим сложнее всего установить, так как последнее связано с чувствительными экономическими и политическими вопросами принимающей страны. В действительности национальный режим никогда не предоставляется без ограничений, особенно если речь идёт о функционировании инвестиций. Иными словами, равные конкурентные возможности для национальных и зарубежных инвесторов на практике не создаются без изъятий.
Национальный режим — предоставление зарубежным инвесторам режима, не менее благоприятного, чем для национальных предпринимателей (минимальный международный стандарт национального режима). Как правило, национальный режим относится к стадии функционирования зарубежных инвестиций. Некоторые двусторонние соглашения также распространяют этот режим на стадию допуска инвестиций, что ведет к инвестиционной либерализации благодаря отмене требований в отношении использования местных ресурсов (компонентов, рабочей силы) как условия допуска инвестора. Практически применение национального режима обязательно предполагает ограничение его масштабов на основе исключений. Общие исключения касаются здоровья населения, безопасности, общественной морали, национальной безопасности, хотя последние не всегда присутствуют во всех инвестиционных соглашениях, особенно двусторонних.
Режим недискриминации. Инвестиционный режим недискриминации требует от принимающей страны в широком смысле слова недискриминационного отношения ко всем зарубежным инвесторам. С учетом этого недискриминационным является национальный режим, тогда как РНБ может дискриминировать зарубежных инвесторов. В рамках режима недискриминации принимающие страны с высоким уровнем инвестиционного риска могут предоставлять инвестору право выбора оптимального с его точки зрения режима — национального или РНБ. Такова, в частности, практика многих двусторонних инвестиционных соглашений, подписанных Россией в 90-е гг.
Справедливый и равноправный режим. Впоследние десятилетия распространилась практика применения справедливого и равноправного режима. После войны этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, в проекте создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 г. из-за негативной позиции США), а последние двадесятилетия — в двусторонних инвестиционных соглашениях.
Справедливый и равноправный режим является критерием оценки взаимоотношений зарубежного инвестора и правительства принимающей страны. Он показывает готовность последней допускать зарубежныйкапитал на справедливых и равных условиях. В то же время в мировой практике единого определения данного режима не сложилось.
Справедливый и равноправный режим имеет толкования:
- принимающая страна относится равно и справедливо к зарубежным инвесторам, имеющим привилегии;
- принимающая страна применяет минимальный международный стандарт в отношении зарубежных инвесторов, имеющих привилегии.
На практике эта двойственность сказывается на национальной инвестиционной политике — государство готово принять зарубежные инвестиции на основе справедливого и равноправного режима (что не предполагает с его стороны правовых обязательств), но не готово принять международный минимальный стандарт, имеющий правовые последствия. Обычно принимающая страна исходит из того, что международный минимальный стандарт требует более благоприятного отношения к зарубежным инвесторам, чем к национальным предпринимателям.
Режим прозрачности. Применение этого режима распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Он предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций и/или с помощью иного способа доведения до зарубежных инвесторов информации об инвестиционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него изменений или дополнений и др., а также путем проведения брифингов о текущей инвестиционной политике, возможных будущих шагах правительства в этом направлении, объяснения специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.п.
О значении режима прозрачности дает представление следующий пример: Компания «Прайс вотер хаус энд Купере» проводит ежегодное исследование непрозрачности рынков 35 стран, в том числе и России.
При составлении индекса непрозрачности (Opacity Index) учитываются такие факторы, как:
• С — коррупция, которая ведет к сбоям механизмов государственного регулирования;
• L — законодательство — коммерческое законодательство и права собственности, которые могут быть аморфны;
• Е — экономическая сфера — все, что связано с финансами эмиссией и налогообложением и их непредсказуемым характером;
• А — сфера финансовой отчетности — слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;
• R — государственное регулирование бизнеса (здесь важна последовательность мер).
Защита прав и интересов зарубежных инвесторов. Принимающая страна гарантирует зарубежному инвестору защиту его прав и интересов, что декларируется в национальных конституциях, законах об иностранных инвестициях и многих других законодательных и нормативных документах.
Можно выделить следующие формы государственных гарантий: 1) недискриминационный (как правило, национальный) режим зарубежным инвесторам; 2) защита от возможной экспроприации, национализации или иной формы утраты собственности; 3) свободный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж (с сохранением возможности временных ограничений при чрезвычайных обстоятельствах); 4) определение порядка разрешения инвестиционных споров; 5) «дедушкина оговорка»; 6) защита прав акционеров и кредиторов.
Защита от национализации собственности. Важным элементом системы государственных гарантий зарубежным инвесторам является защита от возможной экспроприации, национализации или иной формы утраты их собственности за рубежом. Как правило, эта норма записана в национальных конституциях и специальных законах об иностранных инвестициях.
Отчуждению может подлежать собственность, включающая материальные активы — все виды долей в недвижимости или личной собственности (арендное право в недвижимости, собственность в доверительном управлении, основные фонды корпорации), а также различные формы нематериальной собственности (различные типы залога, патенты, действующие контракты).
Во всех случаях отчуждения — экспроприации или национализации собственности — законодательными нормами предусматривается справедливая компенсация владельцу отчуждаемой собственности, а именно выплата полного и окончательного эквивалента этой собственности. Справедливая компенсация определяется рыночной стоимостью собственности на момент отчуждения; в то же время суммы компенсации, не являющиеся частью рыночной стоимости, исключаются из расчета.
Если отчуждение собственности наступает раньше выплаты причитающейся суммы, владельцу должны быть выплачены проценты, компенсирующие просрочку платежа, и он имеет право на процент по обоснованной ставке.
Свободный перевод прибыли и других доходов. Зарубежным инвесторам, как правило, гарантируется беспрепятственный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж. Однако в чрезвычайных случаях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут на время ограничивать перевод зарубежных доходов в страну, экспортирующую капитал, что предусматривается в двусторонних соглашениях о взаимной защите и поощрении зарубежных инвестиций. Последние также оговаривают разновидности чрезвычайных обстоятельств, например хронический дефицит платежного баланса.
Порядок разрешения инвестиционных споров. Как правило, при возникновении спорных вопросов стороны прибегают к переговорам, а в случае их неудачи обращаются в арбитражный суд принимающей страны (вместе с тем может быть предусмотрена возможность обращения в международный независимый судебный орган). Другой возможный путь разрешения инвестиционных споров — обращение в Международный центр по разрешению инвестиционных споров, функционирующий в рамках Международной конвенции по разрешению инвестиционных споров. Конвенция была подписана, в 1965 г. в Вашингтоне. Центр входит в группу Всемирного банка (ВБ) и распространяет свои нормы на спорящие стороны, если хотя бы одна из них подписала Конвенцию.
«Дедушкина оговорка». Характерной чертой законодательства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которым присущи определенные инвестиционные риски, является введение стабилизационной, или «дедушкиной, оговорки» для защиты зарубежного инвестора при принятии в будущем законодательных актов, ухудшающих его положение. Для этого в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более регламентированного законодательством срока (в России — 7 лет) действуют нормативные акты, имевшие силу на момент вложения средств.
Защита прав акционеров и кредиторов. Зарубежный инвестор имеет право на защиту своих прав на основе законодательства принимающей страны. Помимо рассмотренных выше гарантий защищаются:
• права кредиторов требовать реорганизации фирмы, которая не платит проценты или не выполняет долговых обязательств;
• права акционеров на голосование по основным вопросам деятельности компании, избрания членов совета директоров или обращения в суд;
• права всех инвесторов на получение соответствующей информации о результатах деятельности компании. В принципе многие права инвесторов реализуются только при владении ими соответствующей информации о деятельности компании, Например, не имея бухгалтерских данных, кредитор не может знать, нарушены его права или нет.
В исследовании МВФ по 49 странам выделены следующие формы государственных гарантий зарубежным инвесторам.
Гарантии защиты прав акционеров — разрешение отправлять почтой бюллетень голосования; отсутствие требования на депозит акций до введения общего собрания акционеров (т.е. отсутствие блокировки акций); разрешение проводить совместное голосование как для большинства, так и для меньшинства акционеров на основе пропорционального представительства меньшинства в совете директоров; действие механизма подчинения меньшинства мнению большинства; определение минимального процента акций, позволяющего владельцу требовать созыва чрезвычайного собрания акционеров (на уровне не более 10% в среднем) или наделение всех акционеров преимущественным правом на созыв такого собрания.
Гарантии защиты прав кредиторов — ограничения на проведение реорганизации фирмы, возможной с согласия кредиторов; установление минимального размера дивидендов лишь с согласия кредиторов; кредиторы, имеющие залоговое или ипотечное обеспечение, могут потребовать обеспечения безопасности своих интересов после одобрения плана реорганизации компании; кредиторы, имеющие обеспечение, пользуются приоритетным правом при распределении средств, полученных после объявления о банкротстве компании; если резолюция собрания о реорганизации компании находится в стадии рассмотрения, должник имеет право не возвращать администрации свою собственность.
В целом права инвесторов гарантируются во всех странах что является существенным элементом инвестиционного климата, хотя степень защиты может различаться в зависимости от действующей системы права.
Ограничения на зарубежные капиталы. Введение ограничений на зарубежные инвестиции, прежде всего, прямые, связано со следующими причинами:
• опасениями принимающих стран излишнего зарубежного контроля над своей экономикой;
• опасениями потерять части национального достояния;
• стремлением содействовать участию местных жителей в руководстве компании, содействовать росту их занятости;
• желанием контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.
Ограничения на зарубежные капиталы делятся на ограничения по капитальным счетам (ограничения на инвестиции) и ограничения по текущим счетам (валютные ограничения).
Ограничения по капитальным счетам. Кним относятся меры регулирования ПЗИ, портфельных инвестиций, предоставления и получения займов резидентами и нерезидентами, сделок по депозитным вкладам. В рамках каждой из этих подгрупп различают следующие меры государственного контроля:
• прямые ограничения на ПЗИ резидентов за рубежом или нерезидентов внутри страны; ограничения на репатриацию прибыли и капитала, ограничения, связанные со структурой собственности;
• ограничения на портфельные инвестиции в виде регулирования выпуска и приобретения ценных бумаг резидентами за рубежом и нерезидентами внутри страны; ограничения на перевод дивидендов и доходов от капитала, а также на перевод доходов между резидентами и нерезидентами;
• регулирование операций внешнего долга в форме установления абсолютного максимума или введения налогов на приобретение долговых обязательств резидентами; специальные исключения в отношении компаний, занятых торговлей;
• ограничения на депозитные счета, применяемые в отношении депозитов в иностранной валюте, принадлежащих резидентам и нерезидентам, или депозитов в национальной валюте, принадлежащих резидентам за рубежом или нерезидентам за рубежом и внутри страны;
• прочие ограничения, в том числе ограничения на недвижимость и миграцию рабочей силы.
Ограничения по текущим счетам. Они регулируют права резидентов на получение или предоставление инвалют, владение офшорными или оншорными депозитами в иностранной валюте; права нерезидентов на владение депозитами в национальной валюте; налогообложение валютных сделок; установлениемножественных курсов валют с целью влияния на объем и структуру сделок с иностранными валютами.
Ограничительные меры могут применяться: на широкомасштабной или избирательной основах, многими государствами или отдельными странами, постоянно или временно. Это могут быть прямые меры контроля (устанавливаются законодательно или правилами регулирования) или ценовые рыночные меры.
Временные ограничения вводятся с целью сокращения огромного оттока капитала из страны или притока капитала, что делается при чрезвычайных ситуациях, например при оттоке капитала из страны. Временные ограничения на приток капитала могут вводиться из-за опасения, что избыток зарубежного капитала приведет к потере конкурентоспособности страны вследствие повышения валютного курса и вызовет макроэкономическую нестабильность. Напротив, постоянный контроль за капиталопотоками действует в любых условиях, даже период экономической стабильности.
Универсальные меры контроля применяются многими странами поддержки сбалансированности капитальных счетов платежного баланса, а их эффективность зависит от универсальности тех или иных ограничительных мер. Они могут сократить глобальные капиталопотоки; применение же контроля отдельными государствами ведет к изменению географического распределения капиталов.
Ограничительные меры позволяют непосредственно контролировать капиталопотоки; они также применяются в качестве рыночного «механизма, влияющего на структуру ценовой конкурентоспособности. В результате участники рынка вынуждены менять стратегию и тактику поведения. Такие меры стимулируют появление и развитие коррупции и взяточничества, расширение теневой экономики, введение мягких количественных ограничений на средне- и долгосрочную перспективу. С одной стороны, эти барьеры количественно ограничивают капиталопотоки, с другой — позволяют в долгосрочной перспективе увеличить налоговые поступления (если предпочтение отдается ценовым инструментам, а не количественным мерам).
Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций. Инструменты государственного регулирования зарубежных инвестиций условно делят на прямые (формальные) и скрытые (неформальные).
Прямые инструменты. Это средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. По своему характеру они непосредственно воздействуют на приток инвестиций. Прямые инструменты применяются только в отношении зарубежных инвесторов, поэтому имеют дискриминационный характер. К ним относятся:
• порядок регистрации и деятельности компаний с зарубежными инвестициями;
• законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;
• требования, связанные с инвестиционными ограничениями в торговле, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;
• требования в отношении условий производственной деятельности компании — доля местных компонентов в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований и минимального объема использования местной рабочей силы.
В свою очередь, прямые инструменты делят на абсолютные и относительные. Различие между ними в том, что абсолютные инструменты применяются как количественные барьеры в отношении объемов зарубежных инвестиций и компаний, принадлежащих иностранным инвесторам или контролируемых ими, а относительные инструменты — как требования, непосредственно не связанные с объемом вкладываемого капитала или долей зарубежного участия. Однако невыполнение этих требований ограничивает или запрещает допуск иностранных инвестиций.
Абсолютные инструменты включают в себя ограничения, связанные с определением максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью той или иной компании (процентные ограничения на долю в уставном капитале) или с определением максимальной доли иностранной собственности в отдельных отраслях (процентные ограничения на долю в объеме активов).
Примеры относительных инструментов: ограничения, связанные с наймом местной рабочей силы, проведением внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачей торговой марки материнской компании, сопутствующей технологии и др.
Абсолютные инструменты, ограничивающие иностранную собственность и (или) контроль, по своим последствиям эквивалентны квотам на импорт, так как количественно ограничивают участие зарубежного капитала в принимающей стране. Относительные инструменты аналогичны тарифам, так как негативно сказываются на притоке капитала за счет увеличения регистрационных издержек и (или) расходов, обеспечивающих функционирование иностранных филиалов в принимающей стране.
Скрытые инструменты. Скрытые инструменты государственного регулирования, касающиеся притока зарубежных инвестиций, представляют собой барьеры, вязанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, деятельностью политических и социально-культурных организаций. Они, таким образом, непосредственно не ограничивают притока инвестиций, не применяются против зарубежных инвесторов из дискриминационных соображений, так как им обязаны следовать и национальные предприниматели. Но эти ограничения нельзя игнорировать, более того, они пользуются сегодняприоритетом в принимающих странах, так как в значительной мере определяют деятельность иностранных компаний.
Административные формальности. Административные формальности государственного регулирования зарубежных инвестиций можно классифицировать с учетом этапов инвестирования на четыре группы (по предложению экспертов ЮНКТАД).
1. Барьеры на стадии допуска инвестиций имеют форму разрешения или лицензирования, а также регистрации компаний. Вновь создаваемые компании должны пройти несколько этапов регистрации, имеющей особенности в разных странах. Эти барьеры для зарубежных инвесторов выражаются в основном в задержке получения соответствующих разрешений, а значит, в дополнительных издержках, что связано с излишним государственным контролем при отборе и одобрении проекта, его детальном изучении, а также с отсутствием информации или непрозрачностью. Выдача разрешения на вложение иностранных капиталов может существенно задерживаться просто из-за требования соответствия инвестиционного проекта различным критериям, выдвигаемым государственными структурами — торговым регистром, регистром компаний, налоговыми и статистическими органами. Другие барьеры — двойная регистрация в налоговых органах (это характерно для практики многих стран), отсутствие координации между местными и центральными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения или соответствующих документов. В результате на регистрацию бизнеса требуется от нескольких месяцев до года. Отсутствие информации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является, как правило, серьезным неформальным барьером.
2. Административные формальности на стадии вложения средств выражаются в получении фирмами отдельных отраслей специфических или отраслевых разрешений. Правительство принимающей страны может потребовать дополнительной оценки инвестиционного проекта в туризме, горнодобыче, рыбном хозяйстве, инфраструктуре, сельском хозяйстве. Условия процедуры могут быть непрозрачными, особенно в туризме и сфере инфраструктуры. В некоторых странах администрация предписывает структуры управления и квалификационные требования к менеджерам, которые часто противоречат государственной политике, определенной общим законодательством страны. Иногда требуются особые разрешения для получения налоговых льгот иностранными инвесторами в приоритетных отраслях экономики, например в сельском хозяйстве.
3. Административные барьеры, возникающие на предварительной стадии реализации инвестиционного проекта, связаны с решением проблемы использования земельных ресурсов, обустройства строительных площадок, создания инфраструктуры для ведения предпринимательской деятельности. При этом дополнительные издержки иностранного инвестора связаны с покупкой или арендой участка земли, проведением строительных работ. Так, возможно требование предоставить три документа от различных инспекций для завершения строительства, что может занять несколько месяцев, или требование гарантии долгосрочной аренды земли с выплатой соответствующей суммы. Подобные административные препоны вызывают наиболее длительные задержки инвестиций.
4. Административные формальности на стадии деятельности компании выражаются в лицензировании и иных требованиях, возникающих при функционировании фирмы. Последние вынуждены решать с государственными органами традиционные вопросы, в частности, считаться с правилами регулирования и контроля во внешней торговле, валютного контроля, охраны труда и социального страхования. В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если они отменены правительством в рамках общей внешнеторговой реформы.
Заключение.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте основные цели привлечения прямых иностранных инвестиций и мотивы инвесторов.
2. В чем заключается механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны?
3. Какие выделяют преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций?
4. Охарактеризуйте концепцию национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций.
5. В чем особенности мировой практики стимулирования прямых иностранных инвестиций?
6. Раскройте роль участия прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.