Лекция № 6 Тема лекции: Особенности привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций

Недискриминационный режим.Предоставление зарубежным инвесторам национального режи­ма — центральный вопрос, предполагающий создание равных условий деятельности для зарубежных и национальных инвесторов. Оно составляет основу инвестиционного регулирования в большинстве стран. Целесообразно говорить о взаимосвязанном применении двух режимов: национального и РНБ. Как правило, при допуске зарубежных ин­весторов действует РНБ, предоставляющий инвесторам одной страны не менее благоприятный режим, чем при допуске инвесторов другой страны. Для определения же рамок функционирования иностранных инвестиций применяется национальный режим, выравнивающий ус­ловия деятельности для зарубежных и национальных предпринимате­лей. Правда, в подавляющем большинстве стран масштаб действия на­ционального режима шире, чем РНБ. В практике отдельных стран мира (главным образом развивающих­ся) зарубежные инвесторы получают право выбрать более благоприят­ный режим (национальный или РНБ).

Й учебный вопрос: Цели привлечения прямых иностранных инвестиций. Мотивы инвесторов. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций. Концепция национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций. Мировая практика стимулирования прямых иностранных инвестиций. Участие прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Тема лекции: Особенности привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 5

Литература (основная и дополнительная):

1. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005.

2. Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

3. С.М. Кадочников. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. – СПб.: Экономическая школа, 2002.

4. А.А. Суэтин. Международный финансовый рынок. Учебное пособие. – М.: Издательство «КНОРУС», 2004.

5. С.А. Сосна, Е.Н. Васильева. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

6. Т.А., Слепнева, Е.В. Яркин. Инвестиции.Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Е.Ф. Прокушев. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2005.

8. О.В. Батраченко. Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Основная часть (учебные вопросы).

1-й учебный вопрос: Цели привлечения прямых иностранных инвестиций. Мотивы инвесторов. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций. Концепция национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций. Мировая практика стимулирования прямых иностранных инвестиций. Участие прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.

Основная часть (учебные вопросы).

Как правило, под прямыми инвестициями (ПЗИ) понимается владение резидентами данной страны активами других стран, чтобы получить контроль над использованием этих активов. Однако долгое время содержание понятия «ПЗИ» постоянно менялось – оно связывалось в основном с получением контроля инвестором или в широком смысле означало долгосрочный интерес инвестора и его большое влияние на управление компанией, в которую вложен капитал. В платежном балансе ПЗИ трактуются как приобретение 10% и бо­лее уставного капитала фирмы. В целом определение ПЗИ значитель­но изменилось.

По мнению экспертов МВФ, концепция ПЗИ на практике исполь­зуется шире, чем концепция установления контроля со стороны зару­бежного инвестора. Это связано с необходимостью отличать зарубежные фирмы от резидентных национальных компаний. Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ), взятые в отдельности, могут принадлежать различным ТНК, возможно, разных стран. ПЗИ часто финансируются из доходов от зарубежной деятель­ности. Поэтому ПЗИ должны также учитывать долю прямого инвесто­ра в реинвестированных доходах компаний, которые не распределяют­ся как дивиденды зарубежных филиалов или доходы, не переведенные прямому инвестору.

ПЗИ состоят из капитальных ресурсов и нематериальных активов. К первым относятся: капитал в форме акций, обеспечивающий покуп­ку прямым зарубежным инвестором доли фирмы в данной стране (не менее 10% уставного капитала); реинвестированные доходы; внутри­фирменные займы и долговые сделки, а именно краткосрочные и дол­госрочные займы и заимствования между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями. Для ПЗИ, в частности, характерно, что они частично финансиру­ются за счет реинвестированных доходов. Еще один существенный элемент прямых инвестиций — немате­риальные активы, включающие технологии, торговые марки (брэнды), управленческий опыт и проч. Именно нематериальные активы позво­ляют отличить ту или иную компанию.

Для второй половины 80-х и 90-х гг. характерна тенденция к интен­сификации прямого зарубежного инвестирования.

Можно отметить две причины такого явления:

• прибыльность операций благодаря преимуществам фирмы, со­стоящим в более низких издержках производства, экономии, связанной с расширением масштабов производства, внутрифирменных исследованиях доступе к крупным источникам капитала, сравнительно высокой емкости внутреннего рынка при­нимающей страны, активной маркетинговой деятельности, доступе к природ­ным ресурсам, более низких ставках пошлин, транспортных тарифов и проч., использова­нии организационных, управленческих и иных навыков.

• стремление инвесторов к снижению налогов, поскольку, при прочих равных условиях, они учитывают различия между странами в ставках и способах налогообложения. Фирма предпочитает размещать производство в странах с минимальными налогами, а также использо­вать механизм трансфертного ценообразования, чтобы выводить боль­шую часть прибыли из-под более высоких налогов.

Способы инвестиционного проникновения на рынки. ПЗИ могут осуществляться на основе следующих основных спо­собов.

1. Традиционно создаются зарубежные филиалы и дочерние ком­пании. Филиалы полностью подконтрольны материнской компании, не являются юридическими лицами, не имеют собственного баланса, используя баланс материнской компании, отвечающей по их обяза­тельствам. Напротив, дочерние компании являются юридическими лицами, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, имеют собственный баланс и сами определяют направления развития фирмы.

2. Межфирменные слияния и поглощения (mergers and acquisitions М&А).

3. Стратегические партнерства (альянсы) strategic alliance).

Межфирменные слияния и поглощения. Межфирменные слияния и поглощения меняют право собственно­сти и национальность приобретаемых или сливающихся фирм. Международные слияния и поглощения осуществляются преимущественно между компаниями промышленно развитых стран; парал­лельно благодаря приватизационным программам в этот процесс во­влекается все больше развивающихся стран, и компании этих стран выступают не только в качестве продавцов, но и покупателей.

По данным на конец 90-х гг., среди 20 крупнейших продавцов фирм в рамках межфирменных слияний и поглощений присутствуют четыре развивающиеся страны: Бразилия (162 сделки на 24,6 млрд. долл.), Республи­ка Корея (76 сделок на 6,3 млрд. долл.), Китай (85 сделок на 5,0 млрд. долл.), Аргентина (54 сделки на 3,1 млрд. долл.). В числе 20 основных по­купателей зарубежных фирм были три развивающиеся страны — Бермуд­ские острова (10 сделок на 2,6 млрд. долл.), Гонконг, КНР (50 сделок на 2,3 млрд. долл.), Республика Корея (10 сделок на 2,2 млрд. долл.).

Отраслевое распределение межфирменных слияний и поглощений характеризуется преобладанием отраслей, теряющих по разным причи­нам конкурентные преимущества. Среди них автомобилестроение, сфе­ра обороны (сокращение уровня спроса); финансовые и телекоммуни­кационные услуги (либерализация и дерегулирование); химическая и нефтяная промышленность (изменения в характере конкуренции из-за технологических нововведений). По совокупной стоимости подобных сделок на первом месте — нефтяная индустрия, за ней следуют автомо­билестроение, банковские и телекоммуникационные услуги.

Стратегические партнерства. Распространенная форма инвестиционного проникновения на рынок — стратегические партнерства в наукоемких отраслях на основе заключения контрактов между несколькими фирмами для реализации согласованных целей. При этом компании сохраняют независимость, т.е. не предполагается долгосрочного владения одной компанией ча­стью собственности другой.

Для стратегических партнерств характерно:

• сохранение независимости фирм-партнеров;

• получение преимуществ за счет диверсификации риска и общего контроля над решением поставленных задач;

• совместный вклад фирм-партнеров в установленные сферы сотрудничества (создание технологий, производство товаров или услуг).

Контракты могут заключаться на осуществление одного или несколь­ких видов деятельности; это могут быть совместные лицензирование, проведение НИОКР, сбыт, управление или строительство «под ключ».

В целом стратегические партнерства представляют собой форму межфирменных связей, основанных на создании совместных пред­приятий, проведении совместных исследований, совместном произ­водстве, совместной маркетинговой деятельности, совместном приоб­ретении миноритарных акций, совместном оказании услуг. Стратеги­ческие партнерства объединяют компании как одного государства (национальные стратегические партнерства), так и двух или более за­рубежных стран (трансграничные стратегические партнерства). Как показывает мировая практика, последние создаются фирмами-конкурентами или фирмами из разных отраслей. Так, «Джене­рал Моторс» в союзе с «Хитачи» разрабатывает электронные компо­ненты для автомобилей; «Моторола» и «Тошиба» организовали совме­стное производство микропроцессоров. Отдельные компании участву­ют в десятках или даже сотнях стратегических партнерств.

Основная цель создания стратегических партнерств — диверсифи­кация рисков и капиталовложений в новые сферы бизнеса, объедине­ние материальных и нематериальных активов фирм-партнеров. Отли­чие стратегических партнерств от межфирменных слияний и поглоще­ний состоит в следующем:

• партнерства не меняют собственности участников;

• партнерства обеспечивают их участникам большую гибкость.

Стратегические партнерства можно разделить на две группы:

• акционерные партнерства;

• неакционерные партнерства.

Акционерные партнерства предполагают создание совместных предприятий или приобретение миноритарных акций. Самая распро­страненная форма — совместные предприятия, включающие две или большее число фирм, объединивших свои капиталы в общую собст­венность и получающих доходы на вложенные средства. Доля акцио­нерных партнерств в их общем количестве — 48%.

Неакционерные стратегические партнерства — межфирменные соглашения о совместных исследованиях, совместном производстве, маркетинге, обмене технологиями.

Стратегические партнерства чаще всего создаются в таких отрас­лях, как информационные технологии, фармацевтика, автомобилестроение, и их количество постоянно растет. Количество стратегических партнерств за 1989—1999 гг. в мире возросло в 6 раз: с более чем 1 тыс. до 7 тыс., в том числе количество трансграничных партнерств — с 860 до 4400.

Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инве­стиций. Она также определяет: основные условия допуска и функциониро­вания зарубежных инвестиций; права собственности и требования контроля; отраслевые ограничения; условия деятельности, включая лицензирование, кадровые требования; стандартные режимы.

Неотъемлемой чертой национальной инвестиционной политики считаются: гарантирование зарубежным инвесторам защиты их прав и интересов на основе предоставления национального режима и режима наибольшего благоприятствования, справедливого и равноправного режима, правовых гарантий, включая общие и специальные стандарт­ные условия, определение порядка возможной экспроприации или на­ционализации зарубежной собственности и обязательной компенса­ции в связи с этим; гарантирование беспрепятственного перевода ка­питалов и репатриации прибыли и других форм доходов; порядок доступа к международным инструментам разрешения инвестицион­ных споров; стандарты для зарубежных инвесторов, определяемые ме­ждународными инструментами регулирования — двусторонними, ре­гиональными, межрегиональными и многосторонними.

Национальная инвестиционная политика также определяет дополнительные стандартные условия, которыми руководствуются ино­странные предприниматели, действующие на внутреннем рынке при­нимающей страны, в том числе: конкурентная политика; порядок ме­ждународных сделок, связанных со слияниями и поглощениями компаний; антимонопольное законодательство; приватизация государственного сектора; рыночные преференции; защита прав потребителей;охрана окружающей среды; стандарты качества и безопасности; требования к бухгалтерской документации и отчетности.

Существенную роль в этой политике играют специальные условия, как имеющие общий характер (в частности, регулирование соглашений, не связанных с операциями по купле-продаже акций; лицензирование; франчайзинг; схемы «под ключ»), так и значимые для отдельных секторов экономики.

Инвестиционные режимы. Различают пять инвестиционных режимов, применяемых в госу­дарственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:

• режим наибольшего благоприятствования;

• национальный режим;

• режим недискриминации;

• справедливый и равноправный режим;

• режим прозрачности.

Режим наибольшего благоприятствования. Исторически основой инвестиционных договоров является стан­дартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть заключается в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любой другой страны. (Это так называемый минимальный международный стандарт РНБ, применяемый в международном праве.) РНБ гарантирует инвесторам защиту от любой дискриминации в принимающей стране и, таким образом, является решающим фактором при создании равных конкурентных возможностей для инвесторов различных стран.

РНБ предоставляет принимающей стране возможность маневра в отношении содержания будущих инвестиционных договоров: позволяет расширять на односторонней основе преференции, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Такие преференции автоматически распространяются на инвесторов всех госу­дарств, подписавших межгосударственные соглашения о РНБ.

В целом, хотя международные инвестиционные соглашения позво­ляют применять исключения из РНБ, на практике страны редко используют эту возможность. Таким образом, принимающая страна мо­жет гибко регулировать допуск и (или) деятельность инвесторов из раз­ных стран в рамках РНБ, что создает основу возможного дискримина­ционного использования этого режима (когда исключения применяют­ся в отношении одних зарубежных инвесторов и не применяются в отношении других). Как правило, РНБ действует на стадии допуска зарубежных инве­сторов.

Национальный режим. Национальный режим — самый важный инвестиционный режим, используемый в последние годы, так как он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов, поско­льку чаще всего применяется на стадии функционирования инвестора. В то же время этот стандартный режим сложнее всего установить, так как последнее связано с чувствительными экономическими и политическими вопросами принимающей страны. В действительности национальный режим никогда не предоставляется без ограничений, особенно если речь идёт о функционировании инвестиций. Иными словами, равные конкурентные возможности для национальных и зарубежных инвесторов на практике не создаются без изъятий.

Национальный режим — предоставление зарубежным инвесторам режима, не менее благоприятного, чем для национальных предпринимателей (минимальный международный стандарт национального режима). Как правило, национальный режим относится к стадии функцио­нирования зарубежных инвестиций. Некоторые двусторонние соглашения также распространяют этот режим на стадию допуска инвестиций, что ведет к инвестиционной либерализации благодаря отмене требований в отношении использования местных ресурсов (компонентов, рабочей силы) как условия допуска инвестора. Практически применение национального режима обязательно предполагает ограничение его масштабов на основе исключений. Общие исключения касаются здоровья населения, безопасности, общественной морали, национальной безопасности, хотя последние не всегда присутствуют во всех инвестиционных соглашениях, особенно двусторонних.

Режим недискриминации. Инвестиционный режим недискриминации требует от принимаю­щей страны в широком смысле слова недискриминационного отноше­ния ко всем зарубежным инвесторам. С учетом этого недискриминаци­онным является национальный режим, тогда как РНБ может дискрими­нировать зарубежных инвесторов. В рамках режима недискриминации принимающие страны с высоким уровнем инвестиционного риска могут предоставлять инвестору право выбора оптимального с его точки зрения режима — национального или РНБ. Такова, в частности, практика мно­гих двусторонних инвестиционных соглашений, подписанных Россией в 90-е гг.

Справедливый и равноправный режим. Впоследние десятилетия распространилась практика применения справедливого и равноправного режима. После войны этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, в проекте создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 г. из-за негативной позиции США), а последние двадесятилетия — в двусторонних инвестиционных соглашениях.

Справедливый и равноправный режим является критерием оценки взаимоотношений зарубежного инвестора и правительства принимающей страны. Он показывает готовность последней допускать зарубежныйкапитал на справедливых и равных условиях. В то же время в мировой практике единого определения данного режима не сложилось.

Справедливый и равноправный режим имеет толкования:

- принимающая страна относится равно и справедливо к зарубежным инвесторам, имеющим привилегии;

- принимающая страна применяет минимальный международный стандарт в отношении зарубежных инвесторов, имеющих привилегии.

На практике эта двойственность сказывается на национальной инвестиционной политике — государство готово принять зарубежные инвестиции на основе справедливого и равноправного режима (что не предполагает с его стороны правовых обязательств), но не готово принять меж­дународный минимальный стандарт, имеющий правовые последствия. Обычно принимающая страна исходит из того, что международный минимальный стандарт требует более благоприятного отношения к зарубежным инвесторам, чем к национальным предпринимателям.

Режим прозрачности. Применение этого режима распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Он предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций и/или с помощью иного способа доведения до зарубежных инвесторов информации об инвести­ционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него из­менений или дополнений и др., а также путем проведения брифингов о текущей инвестиционной политике, возможных будущих шагах прави­тельства в этом направлении, объяснения специфики административ­ных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.п.

О значении режима прозрачности дает представление следующий пример: Компания «Прайс вотер хаус энд Купере» проводит ежегодное исследование непрозрачности рынков 35 стран, в том числе и России.

При составлении индекса непрозрачности (Opacity Index) учитываются такие факторы, как:

С — коррупция, которая ведет к сбоям механизмов государственного регулирования;

L — законодательство — коммерческое законодательство и права собственности, которые могут быть аморфны;

Е — экономическая сфера — все, что связано с финансами эмиссией и налогообложением и их непредсказуемым характером;

А — сфера финансовой отчетности — слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;

R — государственное регулирование бизнеса (здесь важна последовательность мер).

Защита прав и интересов зарубежных инвесторов. Принимающая страна гарантирует зарубежному инвестору защиту его прав и интересов, что декларируется в национальных конституци­ях, законах об иностранных инвестициях и многих других законодательных и нормативных документах.

Можно выделить следующие формы государственных гарантий: 1) недискриминационный (как правило, национальный) режим зарубежным инвесторам; 2) защита от возможной экспроприации, национализации или иной формы утраты собственности; 3) свободный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж (с сохранением возможности временных ограничений при чрезвычайных обстоятельствах); 4) определение порядка разрешения инвестиционных споров; 5) «дедушкина оговорка»; 6) защита прав акционеров и кредиторов.

Защита от национализации собственности. Важным элементом системы государственных гарантий зарубеж­ным инвесторам является защита от возможной экспроприации, на­ционализации или иной формы утраты их собственности за рубежом. Как правило, эта норма записана в национальных конституциях и спе­циальных законах об иностранных инвестициях.

Отчуждению мо­жет подлежать собственность, включающая материальные активы — все виды долей в недвижимости или личной собственности (арендное право в недвижимости, собственность в доверительном управлении, основные фонды корпорации), а также различные формы нематериальной собственности (различные типы залога, патенты, действую­щие контракты).

Во всех случаях отчуждения — экспроприации или национализации собственности — законодательными нормами предусматривается справедливая компенсация владельцу отчуждаемой собственности, а именно выплата полного и окончательного эквивалента этой собст­венности. Справедливая компенсация определяется рыночной стои­мостью собственности на момент отчуждения; в то же время суммы компенсации, не являющиеся частью рыночной стоимости, исключаются из расчета.

Если отчуждение собственности наступает раньше выплаты причитающейся суммы, владельцу должны быть выплачены проценты, компенсирующие просрочку платежа, и он имеет право на процент по обоснованной ставке.

Свободный перевод прибыли и других доходов. Зарубежным инвесторам, как правило, гарантируется беспрепятст­венный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж. Однако в чрезвычайных случаях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут на время ограничивать перевод зарубежных доходов в страну, экспортирующую капитал, что предусматривается в двусто­ронних соглашениях о взаимной защите и поощрении зарубежных инвестиций. Последние также оговаривают разновидности чрезвычайных обстоятельств, например хронический дефицит платежного баланса.

Порядок разрешения инвестиционных споров. Как правило, при возникновении спорных вопросов стороны при­бегают к переговорам, а в случае их неудачи обращаются в арбитражный суд принимающей страны (вместе с тем может быть предусмотрена воз­можность обращения в международный независимый судебный орган). Другой возможный путь разрешения инвестиционных споров — обращение в Международный центр по разрешению инвестиционных споров, функционирующий в рамках Международной конвенции по разрешению инвестиционных споров. Конвенция была подписана, в 1965 г. в Вашингтоне. Центр входит в группу Всемирного банка (ВБ) и распространяет свои нормы на спорящие стороны, если хотя бы одна из них подписала Конвенцию.

«Дедушкина оговорка». Характерной чертой законодательства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которым присущи определенные инвести­ционные риски, является введение стабилизационной, или «дедушки­ной, оговорки» для защиты зарубежного инвестора при принятии в бу­дущем законодательных актов, ухудшающих его положение. Для этого в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более регламентированного законодательством срока (в России — 7 лет) действу­ют нормативные акты, имевшие силу на момент вложения средств.

Защита прав акционеров и кредиторов. Зарубежный инвестор имеет право на защиту своих прав на основе законодательства принимающей страны. Помимо рассмотренных выше гарантий защищаются:

• права кредиторов требовать реорганизации фирмы, которая не платит проценты или не выполняет долговых обязательств;

• права акционеров на голосование по основным вопросам дея­тельности компании, избрания членов совета директоров или обращения в суд;

• права всех инвесторов на получение соответствующей информа­ции о результатах деятельности компании. В принципе многие права инвесторов реализуются только при владении ими соответствующей информации о деятельности компании, Например, не имея бухгалтерских данных, кредитор не может знать, нарушены его права или нет.

В исследовании МВФ по 49 странам выделены следующие формы государственных гарантий зарубежным инвесторам.

Гарантии защиты прав акционеров — разрешение отправлять почтой бюллетень голосования; отсутствие требования на депозит акций до введения общего собрания акционеров (т.е. отсутствие блокировки акций); разрешение проводить совместное голосование как для боль­шинства, так и для меньшинства акционеров на основе пропорционального представительства меньшинства в совете директоров; дейст­вие механизма подчинения меньшинства мнению большинства; опре­деление минимального процента акций, позволяющего владельцу требовать созыва чрезвычайного собрания акционеров (на уровне не более 10% в среднем) или наделение всех акционеров преимущественным правом на созыв такого собрания.

Гарантии защиты прав кредиторов — ограничения на проведение реорганизации фирмы, возможной с согласия кредиторов; установле­ние минимального размера дивидендов лишь с согласия кредиторов; кредиторы, имеющие залоговое или ипотечное обеспечение, могут потребовать обеспечения безопасности своих интересов после одобрения плана реорганизации компании; кредиторы, имеющие обеспечение, пользуются приоритетным правом при распределении средств, полученных после объявления о банкротстве компании; если резолюция собрания о реорганизации компании находится в стадии рассмотрения, должник имеет право не возвращать администрации свою собственность.

В целом права инвесторов гарантируются во всех странах что являет­ся существенным элементом инвестиционного климата, хотя степень за­щиты может различаться в зависимости от действующей системы права.

Ограничения на зарубежные капиталы. Введение ограничений на зарубежные инвестиции, прежде всего, прямые, связано со следующими причинами:

• опасениями принимающих стран излишнего зарубежного контроля над своей экономикой;

• опасениями потерять части национального достояния;

• стремлением содействовать участию местных жителей в руководстве компании, содействовать росту их занятости;

• желанием контролировать приток технологий и управленческо­го опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.

Ограничения на зарубежные капиталы делятся на ограничения по капитальным счетам (ограничения на инвестиции) и ограничения по текущим счетам (валютные ограничения).

Ограничения по капитальным счетам. Кним относятся меры регулирования ПЗИ, портфельных инвестиций, предоставления и получения займов резидентами и нерези­дентами, сделок по депозитным вкладам. В рамках каждой из этих под­групп различают следующие меры государственного контроля:

• прямые ограничения на ПЗИ резидентов за рубежом или нерези­дентов внутри страны; ограничения на репатриацию прибыли и капи­тала, ограничения, связанные со структурой собственности;

• ограничения на портфельные инвестиции в виде регулирования выпуска и приобретения ценных бумаг резидентами за рубежом и не­резидентами внутри страны; ограничения на перевод дивидендов и до­ходов от капитала, а также на перевод доходов между резидентами и нерезидентами;

• регулирование операций внешнего долга в форме установления абсолютного максимума или введения налогов на приобретение долго­вых обязательств резидентами; специальные исключения в отношении компаний, занятых торговлей;

• ограничения на депозитные счета, применяемые в отношении депозитов в иностранной валюте, принадлежащих резидентам и нере­зидентам, или депозитов в национальной валюте, принадлежащих ре­зидентам за рубежом или нерезидентам за рубежом и внутри страны;

• прочие ограничения, в том числе ограничения на недвижимость и миграцию рабочей силы.

Ограничения по текущим счетам. Они регулируют права резидентов на получение или предоставле­ние инвалют, владение офшорными или оншорными депозитами в иностранной валюте; права нерезидентов на владение депозитами в национальной валюте; налогообложение валютных сделок; установлениемножественных курсов валют с целью влияния на объем и структуру сделок с иностранными валютами.

Ограничительные меры могут применяться: на широкомасштабной или избирательной основах, многими государствами или отдельными странами, постоянно или временно. Это могут быть прямые меры контроля (устанавливаются законодательно или правилами регулирования) или ценовые рыночные меры.

Временные ограничения вводятся с целью сокращения огромного оттока капитала из страны или притока капитала, что делается при чрезвычайных ситуациях, например при оттоке капитала из страны. Временные ограничения на приток капитала могут вводиться из-за опасения, что избыток зарубежного капитала приведет к потере конкурентоспособности страны вследствие повышения валютного курса и вызовет макроэкономическую нестабильность. Напротив, постоян­ный контроль за капиталопотоками действует в любых условиях, даже период экономической стабильности.

Универсальные меры контроля применяются многими странами поддержки сбалансированности капитальных счетов платежного баланса, а их эффективность зависит от универсальности тех или иных ограничительных мер. Они могут сократить глобальные капиталопотоки; применение же контроля отдельными государствами ведет к из­менению географического распределения капиталов.

Ограничительные меры позволяют непосредственно контролиро­вать капиталопотоки; они также применяются в качестве рыночного «механизма, влияющего на структуру ценовой конкурентоспособности. В результате участники рынка вынуждены менять стратегию и тактику поведения. Такие меры стимулируют появление и развитие коррупции и взяточничества, расширение теневой экономики, введение мягких количественных ограничений на средне- и долгосрочную перспекти­ву. С одной стороны, эти барьеры количественно ограничивают капиталопотоки, с другой — позволяют в долгосрочной перспективе увели­чить налоговые поступления (если предпочтение отдается ценовым инструментам, а не количественным мерам).

Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций. Инструменты государственного регулирования зарубежных инвестиций условно делят на прямые (формальные) и скрытые (неформальные).

Прямые инструменты. Это средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. По своему характеру они непосредственно воздействуют на приток инвестиций. Прямые инструменты применяются только в отношении зарубежных инвесторов, поэтому имеют дискриминационный характер. К ним относятся:

• порядок регистрации и деятельности компаний с зарубежными инвестициями;

• законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;

• требования, связанные с инвестиционными ограничениями в торговле, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;

• требования в отношении условий производственной деятельности компании — доля местных компонентов в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований и минимального объема использования местной рабочей силы.

В свою очередь, прямые инструменты делят на абсолютные и относительные. Различие между ними в том, что абсолютные инструменты применяются как количественные барьеры в отношении объемов зарубежных инвестиций и компаний, принадлежащих иностранным ин­весторам или контролируемых ими, а относительные инструменты как требования, непосредственно не связанные с объемом вкладывае­мого капитала или долей зарубежного участия. Однако невыполнение этих требований ограничивает или запрещает допуск иностранных ин­вестиций.

Абсолютные инструменты включают в себя ограничения, связанные с определением максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью той или иной компании (процентные ог­раничения на долю в уставном капитале) или с определением макси­мальной доли иностранной собственности в отдельных отраслях (про­центные ограничения на долю в объеме активов).

Примеры относительных инструментов: ограничения, связанные с наймом местной рабочей силы, проведением внутрифирменных ис­следований в принимающей стране, передачей торговой марки мате­ринской компании, сопутствующей технологии и др.

Абсолютные инструменты, ограничивающие иностранную собст­венность и (или) контроль, по своим последствиям эквивалентны кво­там на импорт, так как количественно ограничивают участие зарубеж­ного капитала в принимающей стране. Относительные инструменты аналогичны тарифам, так как негативно сказываются на притоке капи­тала за счет увеличения регистрационных издержек и (или) расходов, обеспечивающих функционирование иностранных филиалов в при­нимающей стране.

Скрытые инструменты. Скрытые инструменты государственного регулирования, касающиеся притока зарубежных инвестиций, представляют собой барьеры, вязанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, деятельностью политических и социально-культурных организаций. Они, таким образом, непосредственно не ограничивают притока инвестиций, не применяются против зарубежных инвесторов из дискриминационных соображений, так как им обязаны следовать и национальные предприниматели. Но эти ограничения нельзя игнорировать, более того, они пользуются сегодняприоритетом в принимающих странах, так как в значительной мере определяют деятельность иностранных компаний.

Административные формальности. Административные формальности государственного регулирования зарубежных инвестиций можно классифицировать с учетом эта­пов инвестирования на четыре группы (по предложению экспертов ЮНКТАД).

1. Барьеры на стадии допуска инвестиций имеют форму разрешения или лицензирования, а также регистрации компаний. Вновь создаваемые компании должны пройти несколько этапов регистрации, имеющей особенности в разных странах. Эти барьеры для зарубежных инвесторов выражаются в основном в задержке получения соответствующих разрешений, а значит, в дополнительных издержках, что связано с излишним государственным контролем при отборе и одобрении проекта, его детальном изучении, а также с отсутствием информации или непрозрачностью. Выдача разрешения на вложение иностранных капиталов может существенно задерживаться просто из-за требования соответствия инвестиционного проекта различным критериям, выдвигаемым государственными структурами — торговым регистром, регистром компа­ний, налоговыми и статистическими органами. Другие барьеры — двойная регистрация в налоговых органах (это характерно для практики многих стран), отсутствие координации между местными и центральными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения или соответствующих документов. В результате на регистрацию бизнеса требуется от нескольких месяцев до года. Отсутствие информации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является, как правило, серьезным неформальным барьером.

2. Административные формальности на стадии вложения средств выражаются в получении фирмами отдельных отраслей специфических или отраслевых разрешений. Правительство принимающей страны может потребовать дополнительной оценки инвестиционного проекта в туризме, горнодобыче, рыбном хозяйстве, инфраструктуре, сельском хозяйстве. Условия процедуры могут быть непрозрачными, особенно в туризме и сфере инфраструктуры. В некоторых странах администрация предписывает структуры управления и квалификацион­ные требования к менеджерам, которые часто противоречат государст­венной политике, определенной общим законодательством страны. Иногда требуются особые разрешения для получения налоговых льгот иностранными инвесторами в приоритетных отраслях экономики, на­пример в сельском хозяйстве.

3. Административные барьеры, возникающие на предварительной стадии реализации инвестиционного проекта, связаны с решением проблемы использования земельных ресурсов, обустройства строи­тельных площадок, создания инфраструктуры для ведения предпри­нимательской деятельности. При этом дополнительные издержки иностранного инвестора связаны с покупкой или арендой участка зем­ли, проведением строительных работ. Так, возможно требование пре­доставить три документа от различных инспекций для завершения строительства, что может занять несколько месяцев, или требование гарантии долгосрочной аренды земли с выплатой соответствующей суммы. Подобные административные препоны вызывают наиболее длительные задержки инвестиций.

4. Административные формальности на стадии деятельности ком­пании выражаются в лицензировании и иных требованиях, возникаю­щих при функционировании фирмы. Последние вынуждены решать с государственными органами традиционные вопросы, в частности, считаться с правилами регулирования и контроля во внешней торгов­ле, валютного контроля, охраны труда и социального страхования. В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если они отменены правительством в рамках общей внешнеторговой реформы.

Заключение.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте основные цели привлечения прямых иностранных инвестиций и мотивы инвесторов.

2. В чем заключается механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны?

3. Какие выделяют преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций?

4. Охарактеризуйте концепцию национальной инвестиционной политики в отношении прямых иностранных инвестиций.

5. В чем особенности мировой практики стимулирования прямых иностранных инвестиций?

6. Раскройте роль участия прямых иностранных инвестиций в создании и деятельности предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: