Государственное регулирование и управление функционированием СЭЗ

Государственное регулирование СЭЗ — это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и се составляющих.

Объектами государственного регулирования зонирования являются непосредственно СЭЗ различных типов.

Субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ — ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).

В целях повышения эффективности государственного регулирования СЭЗ формируется специальный организационно-экономический механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и методологический аспекты. Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования зон любого типа.

Инструментами государственного регулирования СЭЗ являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др.

Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкрет-

ного типа).

На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику.

На межгосударственном уровне — это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

На федеральном уровне — это выработка государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране. Иными словами, создание в СЭЗ макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.

Экономический механизм управления СЭЗ — это интегрированная система организационно-экономических форм, методов и инструментов управления хозяйственной деятельностью зоны. Отличительными признаками экономического механизма управления являются: наличие цели, заданность начальных условий, конкретная направленность протекания, цикличносъ, сознательное воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма охватывает:

    1. инвестиционный режим;
    2. политику налогообложения;
    3. финансово-кредитную систему;
    4. валютный режим;
    5. таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основные принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ —это:

§ создание, функционирование и развитие зоны как автономной хозяйственной единицы;

§ собственный бюджет СЭЗ;

§ опосредованность администрацией и собственным бюджетом всех финансовых отношений юридических лиц, расположенных на территории СЭЗ, с государственным бюджетом;

§ территориальная ограниченность действия экономического режима СЭЗ;

§ функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.

Инвестиционный режим, формируемый в СЭЗ, призван обеспечить привлекательные условия для притока иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта. Чем шире набор инвестиционных стимулов, тем более значительных успехов добивается зона в привлечении иностранного капитала.

Налоговая политика в СЭЗ также направлена на создание льготных условий для инвестирования и хозяйствования зарубежных партнеров с тем, чтобы условия приложения капитала были не только выгоднее, чем в капитало-экспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в ближайших странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций. Главная особенность налоговой политики заключается в обеспечении льготного режима на стадии создания и частично на стадии развития зоны.

В качестве наиболее популярных экономических методов управления деятельностью СЭЗ в мировой практике применяются три основных рычага реализации налоговой политики:

  • налоговые кредиты;
  • «налоговые каникулы»;
  • льготное налогообложение.

Если следовать принятой классификации регионов, то свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами. Обеспечение специального режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает особые проблемы организации механизма функционирования зоны.

СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. При этом следует учитывать, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать относительно обособленной системой хозяйственного управления, т.е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.

Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне, так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

• создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномочиями, включая делегированные разными ведомствами;

• наличие в стране государственного органа по координации и контролю развития зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

• непосредственное подчинение администрации зоны уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления:

• администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

• корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: