Источники по истории царского и республиканского времени

Памятники материальной культуры имеют первостепенное значение для изучения древнейшей эпохи. Благодаря находкам орудий труда, оружия, посуды и наскальных изображений археологи доказали, что человек обитал в Италии в эпоху палеолита и неолита. Многочисленные погребения с заупокойными приношениями, сам тип захоронений (кремация или ингумация), следы свайных построек и хижин выявили типы культур бронзового и раннего железного века, принадлежащих различным племенам и народам. На юге Италии и на островах много следов греческих селений микенского времени и периода великой греческой колонизации. К концу VIII–VII вв. до н.э. относятся остатки поселений и святилищ карфагенян на острове Сардиния. Большой материал, характеризующий этрусскую культуру и быт, обнаружен в Тоскане, Лации и Кампании, на Паданской равнине преимущественно в некрополях. Погребальные камеры дают представление о планировке и убранстве жилищ, об оружии, утвари и ювелирных украшениях. Стены гробниц расписаны сценами пиров, охоты, спортивных состязаний, изображениями божеств, зачастую сопровождающимися надписями.

Особое значение имеют археологические памятники самого Рима. По фрагментам керамики можно судить о поселениях, относящихся к апеннинской культуре бронзового века. На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружено множество могил, а на Палатине – и следы хижин начала I тысячелетия до н. э. с бедным инвентарем. От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и система водостоков; от VI в. – фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терракотовые фрагменты их украшений, бронзовая скульптура волчицы, вскармливающей близнецов, а также нижний слой оборонительной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н. э.). Одним из древнейших строений форума был круглый храм Весты, много раз отстраивавшийся в прежнем виде, а по соседству – дом, где жили жрицы-весталки, некогда двухэтажный. Сохранились остов архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним руины храма Согласия в северном секторе форума и место для проведения народных собраний – комиций с трибуной для ораторов, Аппиев водопровод – памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этого периода, явился форум Цезаря.

Богатейший материал, характеризующий строительную технику, архитектуру, искусство и быт, экономику и военную политику эпохи Республики, находится в разных местах Италии. Это города и поселки с памятниками доримского и римского времени с прилегающими к ним следами земельных участков, дороги (Аппиева, Фламиниева и др.), которыми пользуются и теперь, межевые и милевые камни, мосты и акведуки (водопроводы). Важны и находки денег как показателя экономического развития. Надписи и изображения на монетах содержат указания на политические программы. Нумизматические данные помогают также датировать события.

Эпиграфические памятники. Памятники материальной культуры зачастую сопровождаются надписями. Самыми ранними в Италии являются греческие надписи VIII в. до н. э. Начиная с VII в. до н. э. в Тосканской, Паданской Этрурии, в Лации и Кампании появляются этрусские надписи. Ранний памятник умбрской письменности – это Игувинские таблицы, содержащие ритуальные установления жреческой коллегии. На территории Рима наиболее древняя надпись представлена частью какого-то этрусского слова или имени на керамическом осколке VII в. до н. э. Древнейшей латинской надписью является римская надпись с форума на каменной плите, находившейся в месте, которое предположительно называют могилой Ромула. Рядом с плитой обнаружены предметы VII-VI вв. до н.э., ученые соответственно датируют и надпись. Поскольку плита и мотивы покоились на черном мраморном столбе, надпись называется надписью Черного камня. Другой сохранившийся ранний текст – надпись греческими буквами на золотой застежке, найденной в могиле VI в. до н. э. в городе Пренесте в Лации. Ранние надписи подтверждают свидетельства античных писателей о значении греческого и этрусского влияния и говорят о развитии религии и культуры в древнейшей Италии.

Больше информации содержат элогии, то есть надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по Аппиевой дороге. Это надписи на саркофагах с восхвалением умерших, содержащие данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.

Большую ценность представляют собой римские государственные акты II–I вв. до н. э. От 187 г. до н. э. дошло постановление сената о запрещении Вакханалий, от 45 г. до н. э. – так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд надписей характеризует состояние аграрных отношений. Это 1) судебное решение арбитров Мину– циев в споре о земле; 2) закон 111 г. до н. э,, отменявший неотчуждаемость земель, полученных по реформам Гракхов. От I в. до н. э. дошли многочисленные посвятительные надписи богам от имени торговых и ремесленных коллегий, в числе которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Эти надписи освещают экономику и социальную структуру римской Италии. Значение эпиграфических источников определяется их документальным характером.

Язык и письменность также являются историческими источниками, позволяющими датировать тексты и устанавливать по появлению греческих, иллирийских, этрусских слов и имен культурные влияния на Рим.

Однако особое значение имеют письменные источники. Прежде всего это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они составляют античную традицию. До наших дней сохранились сравнительно поздние тексты, не ранее VI в. до н. э. Но в рассказах о древнейшем периоде их авторы основываются на утраченных для нас, но содержавших важные сведения материалах. В основе данной исторической традиции лежат: 1) официальные записи, касающиеся жизни всей римской общины, 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания, передававшиеся из поколения в поколение, 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (Вечерней, Западной стране), как они называли Италию.

К официальным актам относятся царские, большая часть которых признается современной наукой достоверными, первые договоры Рима с другими общинами и государствами – с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых также не оспаривается, и записи, ведшиеся жреческими коллегиями.

Вероятно, уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, наряду с фастами стал записывать выдающиеся события года – затмения светил, войны, празднества. Это положило начало летописанию, которое развилось уже в республиканскую эпоху. С началом Республики год стали определять по правлению высших должностных лиц – консулов. Тогда понтифики начали составлять их списки, а затем и списки других магистратов. Погодные списки консулов называются консульскими фастами. На их основе выросла запись консульских триумфов, которая именуется триумфальными фастами. Консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы в начале нашей эры. На основе фаст сложилась официальная летопись – понтификальные анналы (от латинского annus – год). Около 130 г. до н. э. они были опубликованы великим понтификом П. Муцием Сцеволой в восьмидесяти книгах, которые получили название «Великие анналы» (Annatos maximi). В XIX в. фасты удалось почти полностью восстановить. В древнейшей части дошли до нас лишь незначительные фрагменты гимна жрецов-пахарей, Арвальских братьев и песни жрецов-салиев.

Самые ранние представления греков о жителях Италии можно найти в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым упоминает героя римской истории Латина. Первое греческое упоминание Рима принадлежит Гелланику Лесбосскому. Наиболее осведомленными о Риме из ранних греческих авторов были сицилийские историки, список которых открывается Антиохом Сиракузским (конец V в. до н. э.). Их сочинения не дошли до нашего времени, но составили фундамент ранней римской литературы III–II вв. до н. э.

Сначала римское прошлое воспевалось поэтами. Кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н. э.), участник 1– й Пунической войны, посвятил ей поэму, упомянув в ней о древнейшей истории Рима. Его младший современник Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую время от возникновения Рима до его времени. В III же в. до н. э. в условиях внешних успехов Рима и в связи с распространением греческой культуры в среде образованных римлян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но уже следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) стал писать по латыни. В его «Началах» («Origines») история основания Рима излагается в связи с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III в. до н. э. именуются старшими.

В отличие от них анналисты, писавшие в конце II – в первой половине I в. до н. э., называются младшими. К сухому, в целом достоверному изложению истории, которое они нашли у своих предшественников, младшие анналисты многое прибавили, а главное, внесли в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Для всей анналистической литературы характерна патриотическая тенденция, унаследованная дальнейшей римской историографией.

Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но ими пользовались те античные авторы, сочинения которых сохранились. Прежде всего, это историческая литература. История доимператорского Рима нашла место среди античных трудов по всемирной истории. Выдающимся историком был Полибий (201-120 гг. до н. э.), проживший 16 лет в качестве заложника в Риме. Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период с 264 по 146 г. до н. э., то есть период трех Пунических войн. Основное внимание Полибий уделяет политической истории.

Продолжателем его был грек Посидоний (конец II – первая половина I в. до н. э.), отрицательно относившийся к римскому господству в завоеванных странах. Он описал в труде «История» Рим во взаимоотношениях главным образом с эллинистическими городами. Его труд не сохранился. Но он был учтен Диодором Сицилийским (90–21 гг. до н. э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». Сохранившиеся части труда охватывают историю Рима V– IV вв., а также конца II–начала I в. до н. э. Особое значение имеют его сообщения о сословной борьбе в Риме и о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака.

Собственно римской истории посвятила свои труды целая плеяда писателей. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Он называется «История Рима от основания города» и состоит из 142 книг, из которых в основном дошла часть от царского периода до 168 г. до н. э. Остальное сохранилось в кратких извлечениях. Это самый полный античный свод по римской истории, изложенный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалением Республики. Внимание Ливия сосредоточено на внутренней и внешней политике, религиозной жизни Рима.

Историю от основания Рима до 30 г. н. э. написал в двух книгах в I в. н. э. Веллей Патеркул. В ней Рим изображается как центр всемирной истории. Труд Веллея пронизан монархической идеей. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Лация в труде проримски настроенного ритора Дионисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н. э. Его «Римские древности» включали 20 книг, из которых полностью сохранились 9, где излагаются события до 442 г. до н. э. Ценность труда заключается в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, которая в главных своих чертах подтвержденная новыми археологическими и языковыми данными.

Огромный труд в 80 книгах представляет собой написанная по– гречески «Римская история» Диона Кассия Кокцейяна (около 155–235 гг.). Он восхвалял Римскую республику и одновременно императора, правящего в согласии с сенатом. В наилучшей сохранности дошли до нас книги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н. э. и до падения Республики. В них подробно освещены перипетии гражданских войн.

Кроме этих сочинений, излагавших полную историю Рима в хронологическом порядке, были созданы труды, построенные в систематическом плане: «Римская история» Аппиана (II в. н. э.), «Эпитомы римской истории» Л. Анней Флора и т.д. Краткое изложение истории Рима содержится у писателей IV в. н. э. Аврелия Виктора и Евтропия, основывавшихся на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия.

Особняком в римской историографии стоят труды Г. Саллюстия Криспа (86–35 гг. до и. э.), представляющие собой монографии, – «Заговор Катилины», «Югуртинская война», «История» (о событиях 70–60– х годов I в. до н. э.). Саллюстий был противником сенатской олигархии и сторонником Цезаря, которому был лично многим обязан. Его идеал – умеренно демократическая республика.

Существенное значение для истории поздней Республики имеют мемуары Цезаря(101–44 гг. до н. э.), а особенно «Записки о галльской войне» – важный источник по этнографии, социальной истории Галлии, по военной и провинциальной политике Рима.

Огромное литературное наследство оставил Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Его письма к родным и друзьям вводят нас в круг политической и идейной борьбы того времени. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (против Верреса). В его трактатах «О законах», «О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Исключительная образованность Цицерона делает его труды важнейшим историческим источником.

Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Плутарх (46–126 гг.) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула. Гай Светоний Транквилл (II в. н. э.) создал 12 биографий римских правителей.

Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельскоком хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии II и I вв. до н. э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.

В «Географии» Страбона (около 65 г. до н. э.) собраны сведения не только географического, но и экономического, исторического и этнографического характера.

Античная традиция получила отражение в художественной литературе. Особенно значимы комедии Плавта (III – начала II в. до н. э.), сочинения Вергилия, Лукана, Гая Валерия Катулла, Кв. Горация Флакка.

Особую группу сохранившихся документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени содержатся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периоду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: