Обострение кризиса эллинистических государств. Основными тенденциями социально-экономического и политического развития средиземноморского мира к середине II в. до н. э. были: бурный рост античного рабства; экономический упадок; обострение социальной борьбы; усиление Рима.
Изменения в экономике во II-I вв. до н. э. сводятся к перемещению центров хозяйственного развития и торговых путей, расширению торговых связей, выдвижению на западе новых центров сельского хозяйства, ремесла и торговли, подъему областей, через которые шла транзитная торговля. Но все они неизбежно попадают в зависимость от Рима.
На внутреннюю и внешнюю политику эллинистических государств во II-I вв. до н.э. большое влияние оказывало расширение поля действия римского торгового и ростовщического капитала. Задолго до того, как появлялись римские вооруженные силы на территории какого-либо государства, оно уже испытывало на себе воздействие римской или связанной с Римом торговли, спекуляций, подкупов и интриг.
Крушение Македонского государства и Греции. Последние десятилетия истории эллинистической Македонии ознаменованы постоянными столкновениями с Римом, в ходе которых влияние Рима в Греции еще более усилилось. Но в то же время росло недовольство масс проримскими правящими кругами. Подобные настроения в Греции начинают внушать римлянам опасения, тем более что Македония быстро оправилась от первых двух македонских войн и ее правитель Филипп вновь начал расширять свои владения и укрепляться на фракийском побережье. Поэтому и Рим, и Македония начали дипломатическую подготовку к войне. После смерти Филиппа эту подготовку продолжал его сын Персей. Чтобы приобрести поддержку внутри Македонии и в греческих полисах, он объявил амнистию всем изгнанникам и кассацию государственных долгов. Одновременно Персей искал союзников среди эллинистических государств и вел переговоры с Карфагеном.
Однако, несмотря на антиримские настроения демоса в большинстве греческих государств, к моменту войны с Римом (171 г. до н.э.) Македония оказалась почти изолированной. Правящие круги греческих полисов либо примкнули к римлянам, либо остались нейтральными. Общая политическая обстановка в Средиземноморье также была неблагоприятной для Македонии. Государство Селевкидов, значительно ослабленное предшествующим столкновением с Римом, предпочло вместо новой войны с римлянами поправить свое положение за счет соседей, в первую очередь – Египта. Египет, раздираемый династической борьбой, сам оказался объектом агрессии. Остальные эллинистические государства либо были настроены проримски, либо не решались выступить против Рима.
Военные действия в начале третьей Македонской войны развивались благоприятно для Македонии: к ней присоединились Иллирия и Эпир, но римлянам удалось удержать в повиновении все греческие полисы. Это заставило Персея вступить в мирные переговоры. Римляне предъявили неприемлемое для Персея требование полной капитуляции Македонии. Поэтому военные действия продолжались. В 168 г. до н.э. в сражении при Пидне римские войска под командованием Луция Эмилия Павла полностью разгромили армию Персея. Македонское царство прекратило свое существование.
Даровав македонянам «свободу», римляне разделили Македонию на четыре изолированных округа, запретив покупку недвижимости и заключение браков между жителями разных округов. Македонянам запрещалось также разрабатывать серебряные рудники, вывозить лес, ввозить соль. Такие же меры римляне провели в Иллирии. В Эпире многие жители были проданы в рабство, города были разрушены. В Греции изменили границы полисов в зависимости от лояльности Риму. Во всех городах сторонники Македонии подверглись преследованиям, часть из них была отправлена на суд в Рим.
Значение Этолийского союза было ими подорвано значительно раньше. Беотийский союз они фактически распустили перед началом третьей Македонской войны. От Ахейского союза завоеватели стали отторгать, один город за другим.
Римское господство в Македонии вызвало открытое восстание населения в 149 г. до н.э. под руководством Андриска, выдававшего себя за Филиппа, сына Персея. Андриска поддержали фракийские племена. Вскоре вся Македония оказалась в руках восставших. Римские войска, посланные для подавления восстания, потерпели ряд поражений. Лишь в 148 г. до н.э. римляне смогли подавить восстание. После этого они превратили Македонию в провинцию, включив в нее Эпир и Южную Иллирию.
Через два года против римлян выступил Ахейский союз во главе с г. Коринфом. Одни ахейцы не могли выдержать войны с Римом и вскоре консул Луций Меммий разбил их войска. Коринф был разрушен до основания и сожжен, как и другие ахейские города. Множество жителей было порабощено и вывезено в Рим. Все греческие союзы были распущены, всюду была восстановлена власть олигархов. Греческие города окончательно потеряли свою независимость и были подчинены властям римской провинции Македонии.
Пергам во II в. до н. э. Востание Аристоника. После третьей Македонской войны пошатнулось также и положение Пергама. В конце III – начале II в. до н.э. Пергам переживает период своего расцвета и ведет упорную борьбу против царства Селевкидов и Македонии, что сближает его с Римом. Следствием этого был быстрый территориальный рост Пергама за счет селевкидских владений к северу от Тавра.
После победы над Македонией римляне решили начать наступление на Азию. Они обвинили правителя Пергама Эвмена в промакедонских настроениях. Ухудшение отношений с Римом отразилось на внешнем положении Пергама: прежде всего, восстали зависимые от Пергама галаты, которые вторглись на территорию Пергама и подвергли ее опустошению. Эвмену удалось разбить галатов, но по настоянию Рима галаты получили автономию. Рим стремился к тому, чтобы они оставались постоянной угрозой для Пергама.
При преемниках Эвмена Пергам вел войны с Вифинией, а затем с фракийцами. Хотя эти войны окончились успешно для Пергама, но они повлекли за собой крайнее истощение царства и подготовили тем самым обращение его в римскую провинцию. Союзные отношения с Римом постепенно превратились в политическую зависимость, так как могущественным римским армиям Пергам не мог противопоставить равноценной военной силы.
В царствование Аттала III (139/38 – 133 гг. до н.э.) положение в Пергаме достигло крайнего напряжения. Перед угрозой народного восстания Пергам обратился к Риму. Обещание этой помощи явилось причиной того, что Аттал завещал в 133 г. до н.э. свое царство Риму. Но восстания избежать не удалось. Оно длилось более трех лет (132-129 гг до н.э.); во главе его стал Аристоник, побочный брат Аттала III. Жители города Пергама поддерживали Аристоника и провозгласили его царем. Помощь Риму против восставших оказал город Эфес, флот которого нанес поражение флоту Аристоника. Однако восстание после этого только усилилось. На борьбу поднялись рабы и крестьяне всей страны. Волнения начались и в других государствах Малой Азии (Вифиния, Каппадокия, Пафлагония).
Присланные для подавления восстания римские войска под командованием консула Красса осадили Аристоника в городе Левки. Но за целую зиму Красе не смог взять город и вынужден был, сняв осаду, отступить. Аристоник вышел из города, разбил Красса и взял его в плен. В следующем, 130 г. до н. э. против Аристоника была направлена новая римская армия, которой руководил консул Перперна. На этот раз восставшие были разбиты и остатки их армий осаждены в карийском городе Стратоникее. Одновременно римские отряды предпринимали по всей стране карательные экспедиции – разрушали города, истребляли жителей. Наконец, была взята и Стратоникея. Захваченный в плен и привезенный в Рим Аристоник был казнен. Римляне, опираясь на местную знать, подавили восстание Аристоника и присоединили Пергамское царство к своим владениям, превратив его в римскую провинцию, получившую название Азия.
В 75 г. до н. э. была превращена в римскую провинцию и Вифиния. По мере ослабления этих государств увеличивается значение восточных областей Малой Азии – Каппадокии и Понта.
Каппадокия и Понт. В начале II в. до н.э. Каппадокия еще находилась в союзе с Селевкидами и, в частности, помогала Антиоху III в битве при Магнесии. Однако после поражения Антиоха и его союзников она резко меняет свою ориентацию. Царь Каппадокии Ариарат IV при посредстве пергамского царя Эвмена II стал «другом и союзником римского народа». С этих пор Каппадокия наряду с Пергамом, с которым она сохраняет тесный союз, становится важнейшей опорой римского влияния в Малой Азии. Однако союзные отношения весьма скоро стали перерастать в зависимость от Рима. В середине I в. до н. э. каппадокийский царь был уже игрушкой в руках Рима.
В указанный период Понт представлял собой уже довольно значительное государство. На западе включало почти всю Пафлагонию, на востоке Понтом была подчинена область халибов, а Малая Армения представляла собой фактически зависимое от Понта царство.
Новый период в истории Понта начинается со времени крушения селевкидского могущества в Малой Азии. Первую попытку создать обширную державу, в которую входила бы значительная часть Малой Азии, сделал царь Понта Фарнак I (183-170 гг. до н.э.). Для этого он, прежде всего, захватил Синопу и перенес сюда свою столицу. Однако дальнейшие завоевательные устремления Фарнака натолкнулись на сопротивление коалиции Вифинии, Пергама и Каппадокии. Война закончилась для Фарнака неудачно. Ему пришлось отказаться от Пафлагонии, хотя он удержал Синопу.
При преемниках Фарнака силы Понта продолжали возрастать, но вместе с тем понтийским царям приходилось все более считаться с Римом. Уже Митридат IV стал «другом и союзником римского народа». Под этим титулом, как известно, нередко скрывалось зависимое от Рима положение; так было, видимо, и с Понтом. Однако отдаленность от римских владений делала эту зависимость сравнительно слабой. В качестве союзника Рима Понт участвовал в ряде войн этого времени. Ему удалось подчинить своему влиянию Фригию, Галатию, Пафлагонию и Каппадокию. Союз Понта с Римом, однако, не мог быть долговечным: слишком противоречивы были их интересы. По мере своего усиления Понт все более становился центром всех антиримских сил Малой Азии.
Политический кризис государства Селевкидов. Восстание в Иудее и последовавшая после смерти Антиоха IV ожесточенная династическая борьба между членами царской семьи, временщиками и узурпаторами были ярким проявлением начавшегося политического кризиса царства Селевкидов. Причиной этого кризиса было прогрессировавшее разложение экономической и социальной опоры правящей династии. Сокращение владений Селевкидов сопровождалось сокращением их материальных ресурсов, упадком государственного хозяйства. Знать перестает поддерживать царскую власть. Эллинистические города все более расширяли права внутреннего самоуправления, добивались от царей азильного права (права убежища, защищавшего от насилия царской администрации), объявления города «священным», то есть неприкосновенным во время военных действий, наконец, получали право элевтерии (свободы) – независимости во внутренних делах и самостоятельности во внешних сношениях. Армия становилась все более неустойчивой, изменился ее состав: большую часть армии составляли теперь наемники, вербовавшиеся из представителей азиатских народов – арабов, иудеев, киликийцев и др. Немалую роль в разложении царства Селевкидов играла политика римского сената. Искусно вызывая распри в царском доме, поддерживая в ходе борьбы слабую сторону, добиваясь расположения городской знати, оказывая косвенную поддержку внешним врагам, римляне способствовали все большему ослаблению своего соперника. При преемниках Антиоха IV отпали западные районы Ирана. Государство Селевкидов было уже не в состоянии не только вести активную внешнюю политику, но даже сдерживать напор Парфии, Армении и Иудеи.
Последнюю попытку восстановить державу Селевкидов сделал Антиох VII Сидет (139/38–129 гг. до н.э.). Вновь подчинив Иудею, добившуюся самостоятельности при его предшественниках, Антиох Сидет предпринял поход в Парфию, окончившийся его гибелью и полным поражением сирийского войска. Это поражение привело к окончательному отпадению Вавилонии, Персии и Мидии, перешедших под власть Парфии или самостоятельных династов. Территория государства Селевкидов суживается до пределов собственно Сирии, Келесирии, Финикии и части Киликии. Но и на этой территоии из-за ожесточенной династической борьбы деятельность центрального государственного аппарата была почти полностью парализована.
Распад государства Селевкидов особенно усилился в начале I в. до н. э., когда большая часть территории селевкидской державы была захвачена армянским царем Тиграном. Самостоятельным государством становится Коммагена, возникают независимые арабские государства Эмеса и Итурея.
Независимым государством стала и Иудея, где первосвященники начали принимать царский титул. К Иудее были присоединены Галилея, Идумея, Келесирия, гавани: Аскалон, Газа и др. Внутри Иудеи обостряется социальная борьба, проявившаяся, в частности, в возникновении религиозных сект, оппозиционных традиционному культу и династии Хасмонеев. При одном из правителей – Александре Яннае (103-76 гг. до н.э.) происходит массовое народное восстание, подавленное с большим трудом. Начавшаяся вскоре после этого династическая борьба послужила предлогом для вмешательства Рима. В 63 г. до н. э. Иудея была превращена в римскую провинцию.
В ряде крупных (Библ, Тир, Сидон и др.) и менее значительных финикийских городов, претендовавших на самостоятельное государственное существование, возникли тирании, как реакция на неспособность селевкидского государства обеспечить здесь стабильность. Еще более приемлемым выходом из создавшегося положения для правящих кругов Сирии был переход страны под власть Рима, что открывало перед сирийскими ростовщиками, купцами и владельцами ремесленных мастерских новое обширное поле деятельности. Эти настроения и были причиной того, что в 64/3 г. до н. э. римляне присоединили всю эту территорию, не встретив сопротивления.
Крушение государства Птолемеев. До падения Македонского государства правители восточно-эллинистических государств еще не понимали, какую опасность представляет для них утверждение римлян на Балканском полуострове. Более того, они сочли этот момент наиболее удобным для возобновления борьбы из-за Келесирии.
Потеря внешних владений и восстания в Египте заставили греко-македонскую знать пойти на союз с египетским жречеством. От имени малолетнего Птолемея V Эпифана, коронованного в 197 г. до н.э. жрецам были предоставлены льготы. В ответ на них жреческий синод издал декрет в честь Эпифана с перечислением его благодеяний и определением почестей, которые ему должны были оказывать египетские храмы (это – знаменитая Розеттская надпись, послужившая основой дешифровки египетских иероглифов). Были сделаны и некоторые уступки рядовому населению. Благодаря этим мерам удалось справиться с длившимся с 206 г. до н.э. восстанием на юге Египта.
После смерти Птолемея V Эпифана власть в Египте снова оказалась в руках временщиков. Опекуны Птолемея VI Филометора возобновили попытки отвоевать Келесирию. В ответ на это Антиох IV предпринял поход в Египет. Разбив египетские войска, он осадил Александрию. Александрийцы провозгласили царем Птолемея VII Фискона. Но Антиох, не вступая в переговоры с ним, заключил мир с Филометором, отправил его в Мемфис и вывел войска из Египта, оставив гарнизон в Пелусии. Подобное разделение Египта на два враждующих лагеря, прекращение связей между хорой и Александрией наносили серьезный ущерб хозяйству страны. Гарнизон сирийцев в Пелусии был угрозой для обоих Птолемеев. Поэтому между ними начались переговоры, окончившиеся примирением. Это примирение заставило Антиоха предпринять новый поход в Египет.
Весьма характерным было поведение римлян. Несмотря на настойчивые жалобы египетских царей и крайне тяжелое положение осажденной Александрии, римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой. Но как только Гай Попилий узнал о победе при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху IV. Антиох был вынужден вывести войска из Египта, причем Попилий лично следил за тем, чтобы был очищен и Кипр. Таким образом, все успехи Антиоха в Египте были сведены на нет.
Походы Антиоха IV в Египет, сопровождавшиеся ограблением страны, резко ухудшили положение населения. Началось массовое движение против правительства, возглавленное Дионисием Петосараписом. Восстание было подавлено, но волнения в стране не прекратились. Одновременно возобновилась династическая борьба: Птолемей VII Фисков выгнал своего брата Птолемея VI Филометора из Александрии. Последний обратился за помощью к Риму. Сенат, руководствуясь интересами римской политики, разделил владения Птолемеев между братьями. Филометор получил Египет и Кипр, Фисков – Киренаику. Особенно ожесточенные формы династическая борьба приобрела после смерти Филометора (в 145 г. до н.э.). Она сопровождалась убийствами членов царской семьи, жесточайшим террором, восстаниями в Александрии, массовым истреблением населения. Все это свидетельствовало о политическом кризисе государства.
Обострение социальной борьбы заставило Птолемеев прекратить династические распри. В 118 г. был издан указ, объявляющий амнистию всем их участникам, а также новые льготы жрецам и храмам. Но все эти меры не могли внести улучшений в хозяйственную жизнь Египта, приостановить нарастающий экономический и политический упадоколо
Вскоре после смерти Фискона возобновляется династическая борьба. В 80-х гг. до н. э. вновь началось восстание на юге Египта. После трех лет борьбы восстание было подавлено. Город Фивы, служивший главной опорой восстания, был разрушен. Однако и эти репрессии не привели к прекращению народных движений. В папирусах есть упоминания о волнениях в Гермополе в 79/8 г. до н.э., Гераклеополе – в 64/3 и в 58 гг. до н. э., встречаются упоминания, что и в последующие годы неоднократно вспыхивали народные движения.
Рим тем временем все более вмешивается в египетские дела. В 80 г. римский диктатор Корнелий Сулла передал престол Птолемею X (Александру II), но восставшие александрийцы убили римского ставленника и избрали царем Птолемея XI Авлета. Царство Птолемеев к этому времени уже настолько разложилось, что римский сенат в 65 г. до н. э. обсуждал вопрос о ликвидации его как самостоятельного государства и о присоединении его к Риму. Лишь за взятку в 6 тыс. талантов Птолемею Авлету удалось добиться в сенате признания его царем.
Однако и Авлет не смог удержать власть. Александрийцы вновь подняли восстание, Авлет вынужден был бежать в Рим. Он обещал новую взятку в 10 тыс. талантов проконсулу Сирии Авлу Габинию и получил от него римские войска. В 55 г. до н.э. с их помощью Авлет возвратился в Египет. Для выплаты взятки Габинию он взял ссуду у римского ростовщика Рабирия Постума. Чтобы обеспечить возврат долга с процентами, Рабирий добился от Авлета своего назначения на должность диойкета и начал, пользуясь своими полномочиями, беспощадно грабить и без того разоренную страну. Через год под угрозой народного восстания Авлет вынужден был устранить Рабирия. После смерти Авлета началась новая династическая борьба между его дочерью Клеопатрой VII и ее малолетним братом Птолемеем XII.
Из крупных эллинистических государств Египет последним был превращен в римскую провинцию. Крупнейший эллинистический город, центр культуры того времени, главный торговый порт Средиземноморья – Александрия не была заинтересована в присоединении к Римскому государству и упорно вела борьбу с римскими ставленниками на царском троне. Придворная знать, черпавшая доходы из царской казны и от эксплуатации земельных владений, напротив, стремилась к установлению в Египте римских порядков, которые упрочили бы ее положение внутри страны. Поддерживаемые этой знатью, римские войска в 30 г. до н. э. вступили в Александрию. Египет был превращен в римскую провинцию.
Достижения эпохи Эллинизма. Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более тесное взаимодействие различных ее частей благотворно сказалось на хозяйственной жизни. Это выразилось в стремительном развитии торговли и товарно-денежных отношений. Возобновились старые, были открыты новые торговые пути. Эллинистические цари активно поощряли торговые операции (охрана торговых путей, налоговые льготы для купцов, строительство дорог). Развитие торговли сопровождалось массовой чеканкой монет из запасов драгоценного металла, хранившегося в подвалах персидских царей.
Показателем активного развития эллинистической экономики являлось интенсивное градостроительство: в эпоху эллинизма было основано свыше 170 больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами.
Заметно усложнились социальные отношения. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа: наряду со слоем зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. Усложнилась и структура знати: сюда вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы (греки, македоняне), составившие его верхушку. Противоречие между местной и греко-македонской аристократией усложнило социальную борьбу в целом.
Появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену традиционным типам греческого полиса и восточной деспотии – эллинистическая монархия. Она сочетала обожествление правителя, его неограниченную власть, наличие постоянного бюрократического аппарата, царскую собственность на значительную часть земли, профессиональную армию (признаки восточной деспотии), самоуправление городов, где признавалась частная собственность на землю, собиралось Народное собрание, избирались совет и магистраты (полисные институты).
Расширение ойкумены дало мощный толчок развитию культуры. В эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, обогащался кругозор, усиливалось творческое начало людей. Социальная структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения полисного типа и древневосточных общинных отношений, многообразие социальных противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, которая воплощалась в различных идеологических системах, проявлялась в разных сферах культуры.
Государство предпринимало попытки направить культурное творчество в нужное русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей (открытие музея).
Возросла роль религии. Смешение греческой и восточной культур привело к взаимопроникновению религий, появились новые божества, соединявшие черты древнегреческих и древневосточных божеств. Начался активный поиск новых религиозных форм и идей. Появилась тяга к монотеизму, усилился интерес к этической стороне религиозных учений. В это время рождались идеи, которые затем стали основой христианства.
Изменение образа жизни людей оказало значительное влияние на философию, поражавшую разнообразием идей и философских школ (академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы, киники).
В литературе увеличилось количество авторов, что свидетельствовало о повышении интереса читателей к литературным произведениям. Литература поражала жанровым разнообразием, характеризовалась интересом к обыденной жизни, усилением психологизма, вниманием к внутреннему миру человека. Сюжеты приобрели реалистичность.
Масштабное градостроительство сделало необходимым повысить скорость возведения городов. Города стали строить по определенным принципам. Главными архитектурными сооружениями были уже не храмы, а места общественного назначения (библиотеки, театры, стадионы).
Особенностью эллинистической эпохи является бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук. Большое значение уделяется возможности практического применения науки (в военном деле, в строительстве). Наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин.