Общая классификация рынков

В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.

    • Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
    • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
    • Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
    • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
    • Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Это происходит в процессе сегментации рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

2. По пространственному признаку

местные, региональные, национальные, мировые.

3. По хар-ру продаж рынки:

оптовый, розничный, фьючерсный (контрактные).

4. По уровню насыщения товаром

а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.

б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя

Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.

Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.

5. По степени регулируемости рынки

- н ерегулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.

- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской д-ти

- централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.

6. По виду представленного на рынке товара

- рынок продовольственных товаров

- рынок непродовольственных товаров

- рынок услуг,

б) рынок земли.

7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.

а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосрочные взаимные ссуды финансовых учреждений

в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;

8. Информационный рынок.

В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение разл. форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.

40.Рыночный механизм: сущность, структура, преимущества и недостатки рыночного механизма.

Рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества.

экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.

    • Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
    • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
    • Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
    • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
    • Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Это происходит в процессе сегментации рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;
    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);
    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;
    • свобода выбора и действий;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок не решает ряд экономических проблем в силу своей природы, что свидетельствует о существовании «провалов рынка» (marketfailure). Наиболее типичнымявляется сущестование четырех видов провалов рынка:

- рынок не производит общественных благ, что объясняется их свойствами (неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении);

- рынок склонен к монополизму, поскольку монопольное положение обеспечивает фирмам-монополистам прибыль, выше так называемой экономической. Вместе с тем, в связи с отрицательными последствиями монополии в экономике зачастую необходимо сдерживание стремления к монополизации;

- рынок не решает проблему так называемых внешних эффектов или экстерналий (externalities). Наличие этой проблемы связано с существованием выгод и издержек от рыночных сделок, выпадающих на долю третьих лиц, и не нашедших отражения в ценах. Внешние эффекты подразделяются на положительные, когда действия субъектов улучшают благосостояние третьих лиц (к примеру, ремонт дороги частным лицом к своему дому, в результате дорогой могут пользоваться другие люди) и отрицательные, ухудшающие благосостояние (например выбросы вредных веществ в атмосферу);

- рынок не решает проблему асимметрии информации, в частности, в отношениях между продавцами и покупателями, что ведет к неопределенности и потерям в обществе.

41. Конкуренция: сущность, условия, классификация видов конкуренции, методы конкурентной борьбы, типы конкурентного поведения (убрал)

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «сталкиваться». В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными предприятиями, преобразование и т. п.;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: