Основные принципы функционирования рыночной экономики

1. Эко-ая свобода деятельности субъектов экономики, т.е.свободу присвоения условий и результатов труда, свободу выбора форм и видов д-ти (не запрещенных законом).

2. Всеобщность рыночных отношений. Суть в проникновении и распространении рыночных отношений на все сферы общ-ого пр-ва. Рыночные отношения в определенной степени присущи всем нерыночным системам, точно так же, как в любой рыночной системе существуют такие нерыночные процессы и явления, как натуральное хоз-во, гос-ое регулирование рыночных процессов.экономику явл. рыночной, когда в ней преобладают товарно-денежные отношения. В целом реализация в том, что:

а) объектом купли-продажи явл. не только предметы потребления, но и средства пр-ва (машины, оборудование, здания, сооружения, жилье, земля, природ.ископ.);

б) кроме того, в рыночной экономике осуществляется купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг и имущественных прав;

в) рыночные отношения распространяются на рабочую силу;

г) в область рыночных отношений попадают духовные, культурные ценности, информационная продукция.

В сферу рыночных отношений входят все ценности, созданные человеком и природой.

3. Равноправие рыночных субъектов. Любая рыночная эк-ка представлена многообразными субъектами (отдельные физические лица, коллективы предприятий, группы людей, регионы, государства и т. д.).

Предоставить равные права индивиду, фирме, гос-ву просто невозможно и нецелесообразно (разные функции). Однако с т.з. используемой формы собственности все субъекты экономики должны быть равноправны. Абсолютного равноправия субъектов с разл. формой собственности быть не может (у всех разные возможности). Речь идет о том, чтобы не создавать для одной формы собственности особо льготных условий, а другие формы собственности ставить в заведомо невыгодное положение.

4. Свободное ценообразование. Суть - цена не скована внешними ограничениями, а формируется на основе взаимного и добровольного соглашения продавца и покупателя, в соответствии с законом спроса и предложения. В рыночной экономике наоборот: ведущая роль принадлежит рыночным, затем договорным, затем гос-ым ценам в отличие от централизованной системы.

Свободная рыночная цена имеет эко-ую основу: формируется на основе затрат, полезности, спроса и предложения.

5. Саморегулирование хоз-ной д-ти. В любой эк. системе имеют место как прямые (директивные, неэквивалентные) хоз-ые связи, так и косвенные (рыночные, эквивалентные, опосредуемые куплей-продажей). Если преобладают первые, то это командно-административная система, а если вторые - рыночная. Эти два начала реализуются через план и рынок. Плановые отношения существуют внутри фирм, а также в сфере гос-ого регулирования. Рыночные - реализуются между субъектами экономики: фирмами, домохозяйствами и в ряде случаев между фирмами и гос-ом.

Рыночной экономике свойственен механизм саморегулирования экономики. Он реализуется через цены, спрос и предложение, конкуренцию.

Здесь действует закон «невидимой руки», который без вмешательства гос-ва через цены, спрос и конкуренцию регулирует пр-во.

6. Принципы договорных отношений. В командно-административной экономике эк-кие отношения между субъектами экономики опр-ютсягос-ыми планами и программами, которые предписывают фирмам, учреждениям, организациям их поведение в сферах пр-ва, распределения, обмена и потребления. Рыночная эк-ка - это эк-ка договорных отношений, т.е. отношения между субъектами по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления формируются на основе доброволь-

ного волеизъявления сторон и закрепляются соглашением, контрактом, соблюдение которого сторонами обязательно и регламентируется законом.

7. Эк. ответственность субъектов. В рыночной экономике субъекты в зависимости от организационно-правовой их формы несут полную или долевую, ответственности за результаты своей д-ти. Они отвечают:

- перед законом за соблюдение правил предпринимательской д-ти, за соблюдение социальных гарантий по труду, за экологию;

- перед партнерами по бизнесу, а также перед наемными работниками и потребителями;

- перед общественностью (профсоюзами, потребителями и др. общ-ыми организациями).

8. Самофинансирование. Предприниматель своими доходами должен возмещать свои расходы на пр-во и сбыт продукции, получать доход (прибыль), необходимый для обеспечения собственного существования и накопления средств, для расширенного воспр-ва.

9. Конкуренция. Суть - в условиях свободы предпринимательства, а также в связи с антимонопольной политикой гос-ва один и тот же продукт производится многими производителями. Конкуренция - это мощный стимул развития рыночной экономики, поскольку каждый предприниматель стремится обеспечить наиболее низкие индивидуальные затраты труда, чем его конкуренты.

!10. Гос-ное регулирование экономики. Необходимость этого принципа обусловлена следующими факторами:

а) обеспечение эко-ого пространства, общенациональной направленности и сбалансированности развития экономики;

б) организация пр-ва общ-х товаров, создание системы соц.гарантий населению;

в) без гос-ого регулирования вступают в силу стихийные регуляторы пр-ва, в результате чего общ-ое развитие сопровождается значительными издержками, что проявляется в кризисах;

г) там, где нет реального гос-ого управления, царят произвол, насилие, мафия и рэкет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: