Этот раздел дает читателю краткую информацию о замысле исследования, его исходных посылках, актуальности и значении.
Во введении следует:
· обосновать актуальность темы исследования,
· показать необходимость теоретического анализа выбранной проблемы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке;
· указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;
· сформулировать объект, предмет, цели и задачи всего исследования, а не только эмпирической части;
Введение может заканчиваться общей формулировкой задач исследования.
Объем этой части не должен превышать 2 - 3 страниц, но написать эту незначительную по объему часть нелегко, поэтому рекомендуется окончательный вариант «введения» оформлять уже после написания основного текста работы.
Помните о следующем:
- не стоит во введении увлекаться ссылками на литературу;
- не злоупотребляйте цитатами;
- если исследование проводилось в школе или в организации, то советуем указать, где оно выполнялось;
|
|
- если оно выполнялось по заказу, то стоит указать и это.
Обсуждая актуальность проблемы исследования необходимо понимать, что она часто определяется проблемой, противоречием, возникающим в результате нового понимания исследуемого явления.
Реальное научное исследование начинается именно с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Проблема – это то, что предстоит открыть и доказать, это своего рода «попытка прорыва в неизвестность» (И.Б. Гриншпун). Обычно проблема формируется как вопрос, на который требуется найти ответ.
Как правило, проблемы вытекают из практики в связи с необходимостью решить конкретную прикладную задачу. Их источниками являются: наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.
По мнению Н.С. Пряжникова можно выделить следующие варианты актуальности исследования:
1. Недостаток эмпирических фактов;
2. Необходимость новых классификаций и теоретических обобщений;
3. Недостаток конкретных теоретических моделей (гипотез, концепций, теорий), отвечающих современному уровню развития данного психологического направления;
4. Необходимость критического осмысления существующих взглядов, установок, обобщений, а также существующих методов и конкретных методик;
5. Недостаток практических и эмпирических методик для решения конкретных психологических задач (например: для адекватного профессионального и личностного самоопределения);
6. Необходимость более строгого обоснования гипотезы, теории, экспериментального или практического метода;
|
|
7. Необходимость постановки и обоснования новой проблемы, выдвижение новой гипотезы;
8. Необходимость проведения конкретного исследования с выдачей практических рекомендаций;
9. Необходимость оказания психологической помощи (профилактика, психологическая поддержка, развитие способностей и т.п.);
Кроме этого правомерно говорить и о личной значимости для исследователя выбранной темы (Пряжников Н.С., 1997, с.174-275).
В конечном итоге введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, и вопросов, на которые исследователь надеется ответить.