Введение. Этот раздел дает читателю краткую информацию о замысле исследования, его исходных посылках, актуальности и значении

Этот раздел дает читателю краткую информацию о замысле исследования, его исходных посылках, актуальности и значении.

Во введении следует:

· обосновать актуальность темы исследования,

· показать необходимость теоретического анализа выбранной проблемы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке;

· указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;

· сформулировать объект, предмет, цели и задачи всего исследования, а не только эмпирической части;

Введение может заканчиваться общей формулировкой задач исследования.

Объем этой части не должен превышать 2 - 3 страниц, но написать эту незначительную по объему часть нелегко, поэтому рекомендуется окончательный вариант «введения» оформлять уже после написания основного текста работы.

Помните о следующем:

- не стоит во введении увлекаться ссылками на литературу;

- не злоупотребляйте цитатами;

- если исследование проводилось в школе или в организации, то советуем указать, где оно выполнялось;

- если оно выполнялось по заказу, то стоит указать и это.

Обсуждая актуальность проблемы исследования необходимо понимать, что она часто определяется проблемой, противоречием, возникающим в результате нового понимания исследуемого явления.

Реальное научное исследование начинается именно с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Проблема – это то, что предстоит открыть и доказать, это своего рода «попытка прорыва в неизвестность» (И.Б. Гриншпун). Обычно проблема формируется как вопрос, на который требуется найти ответ.

Как правило, проблемы вытекают из практики в связи с необходимостью решить конкретную прикладную задачу. Их источниками являются: наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.

По мнению Н.С. Пряжникова можно выделить следующие варианты актуальности исследования:

1. Недостаток эмпирических фактов;

2. Необходимость новых классификаций и теоретических обобщений;

3. Недостаток конкретных теоретических моделей (гипотез, концепций, теорий), отвечающих современному уровню развития данного психологического направления;

4. Необходимость критического осмысления существующих взглядов, установок, обобщений, а также существующих методов и конкретных методик;

5. Недостаток практических и эмпирических методик для решения конкретных психологических задач (например: для адекватного профессионального и личностного самоопределения);

6. Необходимость более строгого обоснования гипотезы, теории, экспериментального или практического метода;

7. Необходимость постановки и обоснования новой проблемы, выдвижение новой гипотезы;

8. Необходимость проведения конкретного исследования с выдачей практических рекомендаций;

9. Необходимость оказания психологической помощи (профилактика, психологическая поддержка, развитие способностей и т.п.);

Кроме этого правомерно говорить и о личной значимости для исследователя выбранной темы (Пряжников Н.С., 1997, с.174-275).

В конечном итоге введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, и вопросов, на которые исследователь надеется ответить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: