Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).
Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.
Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых. Более подробную информацию о выборке и ее обосновании можно получить в курсе «Экспериментальная психология» (Дружинин В.Н., 2001).
При формировании выборки важно, чтобы количество испытуемых позволяло, с одной стороны, сделать достаточно обоснованные выводы, а с другой - уложиться в отведенное для работы время. Статистически достоверные и адекватные результаты проявляются в том случае, когда выборка составляет не менее 30 испытуемых. Но психологические исследования допускают и снижение этого числа, за счет более глубокого исследования психических явлений. В целом объем выборки в психологическом исследовании зависит от целей исследования и характером применяемых методик.
|
|
Подбор и обоснование методов исследования
Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования. Классификация основных методов психологии рассматривается в курсе «Экспериментальная психология».
Особые проблемы возникают в тех случаях, когда главной задачей курсовой или дипломной работы является разработка новой или апробация модифицированной методики исследования. В этом случае вся логика курсовой или дипломной работы определяется получением данных по надежности и валидности методики.