Субъект правотворчества(П)- органы, лица, которые официально уполномочены на создание, изменение, приостановление, прекращение, отмене юрид норм.
Виды:
I.В зависимости от регулирования сферы правоотношений:
1.Суб П в рамках конкретного госуд.
2.В международном праве.
а)Суверенные госуд
б)Международные организации(ООН)
II.В зависимости от объема и характера пономочии:
1.Органы публичной власти(основной суб т.к. регулирует наиболее важные отношения): а)органы госу аппарата (т.е. законодательная, исполнительная, суд власть); б)органы местного самоуправления (если не включены в органы гос аппарата)
2.Общественные организации, наделенные правотворческими полномочиями (Проф. Союзы)
3.Народ (т.е. юрид очертание: народ- электорат, лица имеющие право участия в принятие юрид норм на референдуме)
4.Юридические лица(принимают локальные акты).
С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государст
венных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
: Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.