double arrow

Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов


1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;




- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Формаквитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.



Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Согласно ч. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога может быть:

- зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому же или иным налогам;

- направлена на погашение недоимки;

- возвращена налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, включая недоимку и пени, осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган также вправе самостоятельно произвести такой зачет в том случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам. В этих случаях налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о соответствующем решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Возврат суммы излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат в данном случае производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщика соответствующего заявления. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на день нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в рублях. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в рублях по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней применяется аналогичный порядок.

6. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы обеспечения налоговой обязанности— это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или иным обязанным лицом обязанностей по уплате налогов и сборов. В п. 1 ст. 72 НК РФ содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Порядок и условия применения способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов установлен главой 11 НК РФ.

Залог может быть применен в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора). Основанием возникновения в налоговых отношениях зал. По общему правилу, залогодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, достигшее возраста 18 лет (п. 1 ст. 335 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 335 ГК РФ, вещь, переданная в залог, должна принадлежать залогодателю на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залога по другому договору (п. 4 ст. 73 НК РФ). Замена предмета залога допускается только с согласия налогового органа (залогодержателя), если законом или договором не предусмотрено иное.

Заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу с возложением напоследнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (п. 5 ст. 73 НК РФ). В случае неисполнения залогодателем обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества (п. 3 ст. 73 НК РФ). Поручительство, как и залог, может быть применено только при изменении срока уплаты налога (сбора). Поручительство оформляется договором, в силу которого поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок суммы налога (сбора) и соответствующих пеней (п. 2 ст. 74 НК РФ). По остальным содержательным и формальным моментам поручительства вступают в регулирование нормы § 5 «Поручительство» гл. 23 ч. 1 ГК РФ.

Пеня— денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (сборов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пеня уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу (сбору) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязательств, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Пеня не начисляется:

1) на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на его имущество (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ);

2) на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Приостановление операций по счету в банке представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету и применяется только в двух случаях:

1) в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

2) в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации. Данный способ обеспечения обязательств применяется только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков или налоговых агентов. Кроме того, согласно абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ, решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3—19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Как установлено п. 6 ст. 76 НК РФ (в редакции Закона № 137-ФЗ), решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (в п. 1 ст. 77 НК РФ). Таким образом, в отношении физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, арест имущества ни при каких обстоятельствах не может быть применен.

Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Перечень таких оснований установлен Приказом МНС России от 31 июля 2002 г. № БГ-3-29/404 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога»

Арест имущества может быть полным или частичным, и может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть (п. 2 ст. 77 НК РФ). Решение о наложении ареста на имущество организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в форме, установленной вышеуказанным Приказом МНС России. Постановление о наложении ареста на имущество должно содержать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом (ст. 125 НК РФ). Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции прокурора. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков, а при возможности — их реальной (балансовой) стоимости. Решение об аресте имущества отменяется должностным лицом налогового органа, вынесшим постановление об аресте, вышестоящим налоговым органом либо судом.

По общему правилу организации отвечают по своим обяза­тельствам всем принадлежащим им имуществом (ст.56 ГК). Для организаций основной мерой принудительного исполне­ния является обращение взыскания на ее имущество, которое заклю­чается в наложении ареста (описи), изъятия и принудительной реали­зации. Закон (ст.48) устанавливает очередность наложения взыска­ния на имущество должника. В первую очередь оно обращается на денежные средства должника. Затем, при отсутствии этих средств, взыскание налагается на иное имущество должника. При обращении взыскания на денежные средства наличные деньги изымаются сразу, а при обнаружении у должника средств на счетах и в кредитных организациях на них налагается арест. Арест средств на счетах в банке означает, что данная кредитная организа­ция не должна допускать никакого движения средств со счета в пре­делах суммы ареста За осуществление расходных операций по дан­ному счету (вкладу) в отношении средств, на которые .наложен арест, банки и иные кредитные организации несут ответственность вплоть до отзыва лицензии. Законодатель (ст.57 Закона) специально регламентирует процедуру наложения взыскания на денежные средства должника-организации. В принципе она лишь более подробно по сравнению со ст.46 описывает действия судебного пристава-исполнителя. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, и нахо­дящаяся в изолированном помещении этой кассы также иная налич­ность, которая значится в бухгалтерских документах независимо от места нахождения, подлежат изъятию по представлению или обна­ружению.

В тот же день изъятое сдается в банк для перечисления на следующие счета:1. взыскателя в размере долга; 2. на счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства в размере суммы исполнительского сбора; 3. для зачисления в бюджеты всех уровней;

4. на депозитный счет подразделения для покрытия расходов по совершению исполнительных действий.

Списание средств со счетов должника осуществляется в без­акцептном порядке. При этом предоставляется инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного документа. Одновре­менно должен быть предоставлен сам исполнительный документ ли­бо его дубликат. В самих исполнительных документах обязательно должно содержаться полное наименование взыскателя и плательщи­ка, размер взыскиваемой суммы и т. д. (см. Положение о безналич­ных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Письмом ЦБ РФ от 8 сентября 2000г. №120П). Банк или иная кредитная организа­ция в трехдневный срок со дня получения исполнительного докумен­та исполняют содержащиеся в исполнительном документе требова­ния о взыскании денежных средств. Списание со счетов должника осуществляется в очередности, установленной ст.855 ГК. При отсутствии денежных средств на счетах должника су­дебный пристав составляет соответствующий акт, утверждаемый старшим судебным приставом-исполнителем, а на исполнительном документе делается отметка банка о полном или частичном неиспол­нении требований в связи с отсутствием на счетах должника денеж­ных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскате­ля. Предъявить требование о списании средств со счетов долж­ника может и непосредственно сам взыскатель. В соответствии со ст.6 Закона, исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает све­дениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них де­нежных средств. Закон также предусматривает, что судебный при­став-исполнитель либо непосредственно взыскатель, если у них нет сведений о наличии у должника счетов в банках, могут запросить соответствующую информацию у налоговых органов. Такая инфор­мация предоставляется им в трехдневный срок на основании Закона и Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сбо­рам от 22 марта 1999 года "О порядке представления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей".1

Закон особо регулирует процедуру наложения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте (ст.47). Обнару­женная и изъятая валюта сдается судебным приставом-исполнителем в банк для продажи не позднее следующего дня. При аресте денеж­ных средств в иностранной валюте на счетах в банках, они либо про­даются по постановлению пристава, либо переводятся в другой банк для продажи (в зависимости от того, есть ли у данного банка лицен­зия на право продажи иностранной валюты).

При этом необходимо иметь в виду ряд моментов. Во-первых, кроме валюты существует такие валютные ценности, как драгоцен­ные металлы и камни, ценные бумаги в иностранной валюте. Отно­сительно этих видов имущества не установлено особых правил, по­этому взыскание на них налагается в общем порядке. Во-вторых, ст.47 Закона предусматривает специальные правила при исчислении долга в рублях. Остается открытым вопрос о том, как поступать, ко­гда сам долг выражен в иностранной валюте. Практика в этом случае идет по разным путям: в некоторых случаях валюта переводится не­посредственно на счет взыскателя, в некоторых - сначала продается, а затем в эквивалентной сумме зачисляется на счет взыскателя. На практике бывает очень сложно списать средства со счетов должника. Во многом это объясняется тем, что должники вовсе не спешат предоставлять такую информацию своим кредиторам. Быва­ют случаи, что они даже не появляются в зале судебного заседания и у суда нет реальной возможности проверить их юридический адрес, местонахождение имущества и т. д. Более того, исполнительная практика столкнулась с проблемой, с которой давно борется налого­вая инспекция - множественность банковских счетов у одной и той же организации. Именно поэтому судебному приставу-исполнителю приходится направлять многочисленные запросы в различные орга­ны, не имея четкого представления о том, где вести поиск. Даже на­логовая инспекция не всегда может предоставить необходимую ин­формацию.

7. Нарушение налогового законодательства и ответственность за их совершения






Сейчас читают про: