Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба.
Формализованная власть лидера закрепляется законом.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процес влияния на людей через личные способности, умения и др ресурсы получил название неформального лидерства.
Лидерств как тип отношений управления строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам с целью повлиять на них и побудить к действию.
Существует три стиля руководства:
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая интересов подчиненных.
Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы. Он не требует особых материальных затрат и позволяет быстрее наладить взаимодействия между сотрудниками. Но такой стиль подавляет инициативу, повышает степень бюрократизма. В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается зависимость от руководителя.
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при тсабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Данный стиль руководства стимулирует творческую деятельность, сниждает недовольство сотрудников от принятых решений, т.к. они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат на предприятии, а след-но и удовлетворенность от выполеннной работы.Но т.к. за работой персонала не осуществляется жесткого централизованного контроля, то ответственность за ее выполнение может долго перекладываться, что затягивает процесс принятия решений и ее выполнения.
3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя, т.е. работники предоставлены сами себе.
Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. В результате подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.
Планирование и контроль в системе менеджмента.
ПЛАНИРОВАНИЕ - это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью кот руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов орг-ции к достижению ее общих целей.
Принципы планирования.
*yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;
*нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;
*гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;
*экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;
*oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми
Виды планирования:
По широте охвата:
-корпоративное планирование (для всей компании в целом);
- планирование по видам деятельности (планир-е произ-тва);
- планирование на уровне конкрет подразделения (план-ние работы цеха).
По функции: производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.
По временному периоду: долгосрочное планирование - 5 лет и более; среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; краткосрочное планирование - до года.
По степени детализации планов: стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование.
Контроль – это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.
Целью контроля выступают:
1. выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;
2. обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.
Объектом контроля являются:
– средства и предметы труда;
– персонал;
– производственные и управленческие процессы.
Для осуществления контроля необходимо:
1. наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;
2. наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.
Задачи контроля: изучает положение дел в организации, отслеживает тенденции ее развития, выявляет нарушения и ошибки, является основой вознаграждения, оринтирует, на что нужно обращать внимание.
Выделяют три основных вида управленческого контроля:
1. предварительный;
2. текущий (оперативный);
3. заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.
Текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.
Заключительный контроль – фактически полученные результаты сравнивают с требуемые
В управленческом контроле используются следующие типы нормативов: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.
Контроль делится на внутренний и внешний.
Внешний – осуществляется рук-ями и спец.работниками (контролерами)
Внутренний – осущ-ся самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов






