Сущность и содержание управленческого цикла

"Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента А.Файоля сформулир-ны осн функции управления.

Управленческий цикл содержит в себе 4 функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охват-т все виды управл-й деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Функциональная структура менеджмента (процессный подход):

Функция планирования представляет собой, по существу, процесс подготовки решений.

Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

Планирование как функция менеджмента предполагает решение о том, какие д.б. ЦЕЛИ организации и ЧТО должны делать члены орг-ции для достижения этих целей. Это ответы на след вопросы:

1. Где мы находимся в наст время. Руководители должны трезво оценивать сильные и слабые стороны орг-ции в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исслед-я и разработки, труд рес-сы.

2. Куда мы хотим двигаться. Руководители при выборе направлений развития орг-ции должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.)

3. Как мы собираемся это сделать. Руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.

Функция организации нацелена на упорядочение деят-ти менеджера и исполнителей. Это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т.д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

а) стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) мотивирование, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Гл здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деят-ти. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, д.б. компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Контроль включает: а) простой и понятный план деятельности; б)эффективные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, т.е. надежную информацию о прогрессе работы; г) корректирующие действия.

Цели м.б. достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т.е. при осуществлении надежного контроля. Однако контроль - это не опека. Эффективный контроль - это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т.д. Все 4 функции упр-я находятся в определенном круговороте. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи невозможно выкинуть.

Круговорот управленческого цикла. Для того, чтобы оказывать адекватное воздействие на управляемую подсистему, необх организовать сбор инф-ции о функционировании этой подсистемы. Следующая стадия - стадия переработки информации, на кот производится уже неск операций. Пр всего, на основе полученных в результате контроля многочисленных данных необходимо создать обобщенную картину процесса, выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденции. Это обеспечивается анализом.

Проведя анализ, необходимо принять принципиальное управленч решение, представить себе, каких результатов необходимо добиться на след этапе работы, убедиться в реальности достижения поставл-х целей и опред-ть принципиальные пути их достижения. Иначе этот этап управленческого цикла можно назвать целеполаганием. 1этап.

Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно осущ-ть более детальное планирование предстоящей деят-ти, т.е. от идеи перейти к конкретн делам, перевести ее на язык мероприятий, опред-ть этапы, конкрет исполнителей, сроки - составить технологическую карту предстоящей деятельности. 2этап

Но мало составить такую карту, необх-мо, чтобы управляемая подсистема еще и заработала. Важно довести необход инф-ию до кажд исполнителя, объяснить ему и общий замысел, и “его маневр”, обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деят-ть работников. Это - этап организации. 3этап

Ключевые проблемы:

а) деятельность менеджера заключена в 4 осн функциях (планирование, организация, мотивация, контроль). Любые др виды деят-ти работают на эти ключевые функции, отличающие менеджера от других лиц бизнеса;

б) поскольку менеджер достигает целей организации с помощью своих подчиненных, то функция мотивации сегодня явл самой существенной;

в) цели орг-ции м.б. достигнуты только при усл хорошо налаженной обратной связи, т.е. при осуществлении надежного контроля. Контроль не несет в себе возмездия за упущения;

г) все осн функции менеджмента цементируются действиями менеджера по принятию решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: