Статистика продукции изучает выпущенную продукцию, к которой относятся в широком понимании как материальные продукты, так и предоставляемые услуги.
По степени готовности выделяются следующие элементы промышленной продукции: готовые изделия; полуфабрикаты, незавершенное производство.
Готовые изделия представляют собой промышленную продукцию, которая не подлежит на данном предприятии дальнейшей обработке.
Полуфабрикаты -- это продукты, прошедшие основные стадии обработки в рамках данной технологии, они имеют черты товарности, т.е. могут быть реализованы за пределы предприятия или храниться на складе.
Незавершенное производство -- это продукция начатая, но еще не законченная, т.е. находящаяся в стадии обработки в цехах основного производства.
В задачи статистики производства промышленной продукции входит:
-определение объема промышленной продукции в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении;
-характеристика объема отгруженной продукции;
-статистическое изучение качества и ассортимента промышленной продукции;
-статистическое изучение ритмичности производства и поставок промышленной продукции;
-расчет индексов физического объема и цен на произведенную промышленную продукцию.
Согласно с СНС самыми важными обобщающими показателями измерения результатов выпущенной продукции для создания материальных благ и предоставления услуг на макро- и микроуровнях есть валовой внутренний продукт (ВВП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).
ВВП - это совокупная рыночная стоимость конечной продукции и услуг для экономики в целом (на макроуровне) за определенный период, которая вычисляется как сумма ВДС всех секторов или отраслей экономики и чистых налогов (ЧН);
ВДС - это совокупная стоимость конечной продукции и отраслей экономики на микроуровне, которая рассчитывается как разность между валовым выпуском (ВВ) и промежуточным потреблением (ПП) и определяется в основных ценах; ранее отмечен состав ВДС, ее виды и методы вычисления в отечественной практике.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.






