Внешнее макроокружение обычно изучается с помощью модели STEP (PEST)-анализа. Этот метод является описательным и в простейшем виде заключается в последовательном описании факторов четырех групп: социальных, технологических, экономических, политических:
Социальные факторы: Демографические изменения, Изменения в базовых ценностях; Изменения в уровне жизни; Изменения в стиле жизни; Изменения вкусов и предпочтений потребителей; Изменения в уровне образования; Отношение к работе и отдыху; Изменение структуры доходов; Изменение отношения к отрасли…
Технологические факторы: Государственная политика в отношении технологий; Новые открытия и возможность их применения в вашей отрасли или смежных отраслях; Значимые для отрасли тенденции в научно-техническом прогрессе; Скорость изменений и адаптации новых технологий в отрасли; Скорость и уровень передачи технологий в отрасли; Изменения в коммуникационных технологиях..
Экономические факторы: Общая характеристика ситуации в экономике страны и в отрасли (подъем, стабильность, спад, кризис); Динамика финансового состояния (курс рубля, инфляция, состояние банковской системы, ставки рефинансирования и т.д.); Цикл деловой активности; Уровень безработицы…
|
|
Политические факторы: Изменения законодательства, влияющие на отрасль (трудовое, антимонопольное, об охране окружающей среды, таможенное и т.д.); Налоговая политика государства, региона; Отношения с национальными и региональными властями; Политика приватизации, регулирования бизнеса; Уровень политической стабильности в стране / регионе…
Факторы | Возможности | Угрозы | Предпринятые действия | Необходимо предпринять |
Социальные факторы | ||||
Технологические факторы | ||||
Экономические факторы | ||||
Политические факторы |
SWOT–анализ— качественный анализ перспектив, включающий описание:
§ Сильных сторон (Strengths) фирмы
§ Слабых сторон (Weaknesses) фирмы
§ Возможностей (Opportunities), предоставляемых внешней средой
§ Угроз (Threats), предоставляемых внешней средой
Сильные и слабые стороны описывают внутреннюю среду фирмы, а возможности и угрозы — всю внешнюю по отношению фирме среду
На первом этапе выбираются основные факторы, которые можно отнести к сильным и слабым сторонам нашей фирмы, а также к возможностям и угрозам внешней среды. Все факторы заносятся в таблицу
Факторы | ||
+ (положительные) | — (отрицательные) | |
Внутренняя среда (зона А) | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешняя среда (зоны В и С) | Возможности | Угрозы |
На втором этапе строится перекрестная матрица. Для этого из всех факторов, которые мы выбрали в Таблице 1, выбираются те, которые можно соотнести между собой по принципу: "наша Сильная сторона 1 помогает воспользоваться Возможностью 1, на наша слабая сторона 1 может пагубно сказаться, если сбудется угроза 1" — и т.д., сравниваются различные пары факторов и при наличии воздействия их друг на друга, они заносятся в матрицу. Пример матрицы:
|
|
Сильные стороны (С) нашей фирмы: | Слабые стороны (СС) нашей фирмы: | |
Возможности, предоставляемые внешней средой (В): | ||
Урозы внешней среды (У): | ||