Социальное право выполняет ряд функций. Основные из них следующие: экономическая, политическая, организационная, воспитательная

Экономическая функция заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распре­деления, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция означает, что в нормах социального права зафиксированы основные положения социальной поли­тики государства.

Организационная функция предполагает создание системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования; обес­печение безопасных условий жизни, благосостояния населе­ния; повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к ин­тересам других лиц, особенно социально неустроенных, в вос­питании доброты к людям, в утверждении в обществе принци­пов сострадания, милосердия, человеколюбия.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отноше­ниям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной за­щиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социаль­ной защите предусматривается система управления ею.

Назовем компоненты структуры этой системы.

— Управляющая подсистема (исполнительные органы государ­ственной власти России, администрации городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью).

— Управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством России).

— Содержание мер по социальной защите.

— Социальный контроль за исполнением нормативных ак­тов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Участники социальных правоотношений ограничены в вы­боре вариантов поведения рамками правовой нормы, регулиру­ющими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции.

Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено поведение его участников. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, правовых услуг, предо­ставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной си­туации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида соци­альной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и пере­мешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социально­го сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирма­ми и населением, но их роли, финансовые обязательства и от­ветственность значительно различаются в странах в зависимос­ти от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандар­тов потребления социальных благ и услуг.

В современной российской экономике разделение финансо­вых обязательств обеспечения социальной политики между го­сударством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется.

Субъектом социальной политики являются также работодате­ли, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые ус­танавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики рабо­тодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработ­ной платы; обязательное страхование по установленным нормати­вам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; со­циальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо­выми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различны­ми социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них про­изводства. В том случае, когда решения органов законодатель­ной и исполнительной власти ошибочны или неточны, эконо­мические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприя­тий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях из-за высоких издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструк­туры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значи­тельной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспо­собности обеспечить «советский» уровень потребления социаль­ных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер­циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекла­дывание финансовой нагрузки на доходы населения, как прави­ло, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспре­деления властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюдже­ты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся об­стоятельств они в настоящее время финансируют все, что отно­сится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого сни­жения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания в первую очередь для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны. Они, как правило, не располагают возможностями свободы фи­нансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая по­литические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идео­логическую роль. Они не располагают сколько-нибудь значитель­ными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей регулярными финансовыми ресурсами. Вместе с тем эти структуры являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с ор­ганами государственной власти и работодателями, минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном про­изводстве (профсоюзы) или других категорий граждан (обществен­но-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов со­циальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные уч­реждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, матери­ально-технических, духовных и иных ценностей до объекта со­циальной политики — человека.

Несмотря на существующие трудности и противоречия, в Рос­сии идет процесс формирования гражданского общества, его ос­новных структур. Возникают и развиваются негосударственные благотворительные, страховые фонды, неправительственные не­коммерческие организации, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий, в частно­сти, экономического, финансового, законодательного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: