Тема 43. Этнос как объект этносоциологии

Этнос - Ю.В. Бромлей - некоторое множество людей, обладающее или включающее в себя три элемента:

социальная группа, Т.е. люди связанные определенными отношениями; 2.этнические признаки; 3. этническое самосознание, выраженное в этнониме (т.е. они осознают свое единство, а также отличие от других групп).

Классификация этносов:

-по численности (большие и малочисленные)

-принадлежность к определенной религии

-географическая

-принадлежность к языковой семье

Этнические признаки - специальные социальные маркеры, которые позволяют дифференцировать этнические группы (язык, жесты).

Этносоциология изучает происхождение, сущность, функции, закономерности формирования и развития этносов. Возникла на стыке общей социологии и этнографии и изучает взаимосвязи и взаимообусловленности социальных и этнических процессов: особенности культуры, быта, ценностные ориентации, структуру профессиональной занятости, миграционной и трудовой мобильности разл.этносов, а также то влияние, которое оказывают эти особенности на функционирование и развитие общественной системы в целом.

Этническая группа - часть этноса, ядро которого находится в другой социальной системе, государстве, регионе. Этнические группы могут находиться в компактном и распыленном (дисперсном) состоянии. К этническим группам принадлежат так называемое русскоязычное население в странах СНГ, русские общины в США и Канаде и др.

Три подхода к пониманию этнического феномена - примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.

В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое (этничность -объективная данность, изначальная (примордиальная, т.е. исконная) характеристика человечества) и эволюционно-историческое( этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами - языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп.)

Инструменталистский подход (Бромлей) Этнос – соц. общность или группа людей, проживающих на единой территории (имеют представления о родине предков), обладающая относительно стабильными особенностями культуры и психического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований

Конструктивизм - социальная реальность и конкретные социальные феномены конструируются индивидами. Конструктивизм подходит к этничности как к социальному конструкту; конструируется индивидами.

Структура этнического самосознания. ( Ю.В. Бромлей)

В узком понимании этническое самосознание - осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории.

В структуру этнического самосознания входят: ос ознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» ( автостереотипы, представления о своем народе, его культуре, территории ),этнические интересы, психологические (отождествление себя со своей этнической группой), когнитивные компоненты - представления, составляющие «образ я», а также эмоциональные (оценка и отношение к себе и другим) и поведенческие (система установок, готовность к действиям, выраженность интересов).

В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. Возвращение к традиционности часто называют «архетипами» сознания (как части (элементе) этнического самосознания).

Элементом когнитивно-эмоциональных компонентов в структуре этнического самосознания является и система этнических стереотипов( приписывание каких-то черт народу).

Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты.

К этническим меньшинствам относят группы, во-первых, численно меньшие, чем этническое большинство в государстве (титульные этносы), во-вторых, находящиеся в не доминирующем положении, в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. Они могут быть частью этнонации, проживающей за пределами основной территории самоопределения последней (грузины в России, татары в Сибири и др.); могут быть группой сохраняющего свою идентичность народа, но разбросанного по многим странам и не имеющего своего государства (цыгане, курды); могут быть народом территории внутренней колонизации (эвены, чукчи); наконец, группой обосновавшихся на постоянное жительство граждан - в прошлом иммигрантов (немцы Поволжья, испанцы в России).

Этногенез - происхождение и развитие этноса.

Этнические процессы – изменения, в результате которых происходит изменение отдельных элементов в этнической структуре. Они бывают этноэволюционные (изменение количественных характеристик: пол, элементы культуры и т.д.) и э тнотрансформационные (качественные изменения, изменение этнического самосознания).

Характеристика этнической структуры российского общества. Национальная структура населения России и ее изменения за три четверти века: Главные тенденции последнего десятилетия - снижение в населении доли русских и рост доли народов Северного Кавказа - наметились еще в 1960-х гг., а сокращение удельного веса финских народов и народов Европы даже в 1930-х (а возможно и раньше). По сравнению с довоенными переписями, из первой двадцатки народов ушли поляки, коми, карелы и понизились в ранге немцы и мордва.А появились в первой двадцатке: осетины 1939г., кабардинцы в 1970 и даргинцы в 1989г. и сильно повысились в ранге чеченцы и аварцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: