Психологического облика тыва этноса

Для того чтобы исследовать этнопсихологические характеристики народа тыва, важно выделить под воздействием каких этнических факторов они сформировались. Отметим, что все психологические черты по своему содержанию являются, как правило, общечеловеческими. В то же время, люди реально различаются по своей психологии, что справедливо и для представителей разных этносов. В этом проявляется многообразие условий бытия человека, его контактов с другими людьми, отражающихся на его психологическом облике. Ценностные ориентации народа, его история, культурные традиции, обычаи, нравы, язык — главное условие существования того или иного этноса. В свое время Л.С. Выготский писал, что национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения, языка, обычаев, нравов и навыков, которые культивируются в этносе.

Л.Н.Гумилев в свое время писал, что «каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения. Внутренняя структура этноса — это строго определенная норма отношений между коллективом и индивидом и индивидов между собой» [Гумилев, 1993, с. 100]. Вместе с тем, среда обитания, административно-территориальная целостность и самостоятельность народа — основа сохранения самобытности каждого этноса.

Для народа тыва характерны свои собственные социально-исторические условия бытия, влияющие на процесс формирования психологического облика его представителей и каждой семьи. Эти условия (или факторы) весьма различны по своему характеру и соответственно формировали у представителя типа этноса своеобразные черты психики. Само же воздействие этих условий, понимаемых как совокупность конкретных факторов, отражается по-разному в различных сферах национального самосознания — мотивационно-фоновой, эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательной и коммуникативно-поведенческой.

Влияние природно-географических факторов на этнопсихологическое своеобразие народа тыва. В концепции формирования и развития этносов в их неразрывной связи с природой, разработанной Л.Н. Гумилевым, выделены связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами — психологии народа с биосферой. Он выделил три фактора, которые формируют стереотип поведения этноса, отличающий один этнос от другого (географическая среда — привычный ландшафт и система хозяйства); культурная традиция (совокупность форм человеческой искусственной деятельности) и этническое окружение (сложившиеся исторически взаимоотношения).

Исследуя в своих трудах историю основных этносов Евразии — гуннов, монголов, тюрок и хазар, оказавших огромное воздействие на психологию, образ жизни и культуру русского народа, он приходит в главном к тем же выводам, что и евразийцы. Л.Н. Гумилев в географической среде усматривал прямую зависимость этногенез. В природные условия входит и космический фактор (солнечная активность, магнитные поля и др.). Развитие этносов у Л.Н. Гумилева определяется наличием в них особых людей — пассионариев, обладающих сверхэнергией, т.е. непреодолимой энергией, стремлением к цели. Активностью и силой воли к деятельности пассионариев отмечены главные события в истории этносов. А активность и деятельная сущность самих пассионариев связана с ландшафтами, историческим временем и космическими факторами [Гумилев, 1990]. Каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен приспосабливаться к условиям ландшафта. Связи этносов с окружающей природой рождают пространственные взаимоотношения. Члены этноса могут приспособиться к тому ландшафту, где они проживают, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические черты. Усвоенные историческими традициями стереотипы поведения и отношений составляют основное отличие членов одного этноса от другого [Гумилев, 1992). Ландшафт влияет на стереотип повеления этноса, потому что он явля­ется частью этнической системы. Если говорить о доме, построенном своими руками, как об элементе системы, то следует сказать и о поле, которое возделано членами этноса или их предками. Также и о том лесе, который их окружает, о речке, в которой они ловят рыбу. Привычка, адаптация к ландшафту является составной частью системных связей. И самое интересное: есть такое явление — ностальгия, когда человек не может жить в чужом месте. Ландшафт действует принудительно, через биополе [Гумилев, 1990]. Человек, члены его семьи, этнос, природа и исторический процесс взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Тезис о единстве этноса и биосферы доказан самой историей, жизнью.
В.О. Ключевский в одной из своих лекций по курсу русской истории отдельно выделил вопрос под названием «Влияние природы страны на историю народа» [Ключевский, 1987]. Например, традиционный образ жизни тыва этноса включал в себя деятельное отношение к природе, экологически сбалансированный способ ведения триадного хозяйства. Бережное отношение к природе, изготовление традиционной одежды и предметов быта, элементы почитания земледельческих и скотоводческих божеств в мифологии и т.д. формировали определенный психологический облик тыва этноса.

Для тыва этноса можно отметить, целостность и труднодоступность территории проживания.

Борьба этноса тыва за выживание в условиях резко континентального климата сформировала такие психологические черты, как терпение, выносливость, практичность, рационализм, спокойствие и уравновешенность, а разнообразие географических и климатических зон обусловило деление тыва этноса на ряд психологических типов: северный, западный, южный, горный и лесистый.

Одним из условий, сформировавших психологические характеристики этноса тыва, является религия. С одной стороны, религия влияет на формирование психологических характеристик этносов, с другой стороны, она одновременно и сама приобретает национально-специфические формы в зависимости от психологии того или иного народа. «В ходе распространения мировых религий происходил своеобразный процесс накладывания сложившейся религиозной идеологической системы на местные нравы, обычаи, традиции, верования», — пишет Д.Е. Мануйлова в своей книге «Социальные функции религии» [Мануйлова. 1975]. Таким образом, воздействие религии на психологию этноса различается в зависимости от того или иного народа. В Германии, например, отмечает она, религия способствовала формированию добросовестного отношения немцев к труду.

Более древняя религия тыва этноса — шаманизм, связана с многовековым нравственно-психологическим наследием народа. Буддизм после распространения среди тывыларов одновременно приобрел национально-специфические формы в зависимости от психологических особенностей народа тыва. В прошлом религиозные авторитеты способствовали решению этических, социальных, культурных, а иногда и политических вопросов. И сегодня, не случайно, в условиях социально-экономических изменений священнослужители и шаманы вновь стала играть важную роль в образе жизни тыва этноса. Духовно-нравственный потенциал религии признавали даже критики религиозного учения. Без религии не живет ни один этнос. Она — существенный элемент культурного наследия этноса. Если в течение двух тысяч лет христианство составляло стержень нравственно-психологического опыта миллионов людей, предопределяло их восприятие мира и служило ориентиром повседневного поведения, то этим самым вопрос о взаимоотношениях с религией делается одним из важнейших. Религиоведы отмечают, что религия содержит в себе методологию решения политических, экономических, юридических и этических проблем. А. Тойнби и С. Хантингтон высказывали мысль о том, что религия является одной из основных характеристик цивилизации и даже определяет цивилизацию. Неприятие этого тезиса наблюдается у Н.Н. Моисеева: «Слов нет, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека и тем самым на утверждение тех или иных цивилизационных догм. Вряд ли можно отрицать, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии». Н.Н. Моисеев считает, что не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизации не только «выбирает» ту или иную религию, но и адаптирует ее к своим духовных и материальным потребностям. «В самом деле, ведь любая цивилизация возникает гораздо раньше религии, принятой теми или иными народами, а цивилизационные стандарты меняются весьма медленно» [Моисеев, 1995, с. 15].

Многие современные тывалары (тувинцы) причисляют себя к буддистам. Буддизм проник в край из Монголии и народ тыва приспособил «желтую религию» к своему миропониманию. Культура тыва этноса могла получить от буддизма такие ценности, которые, с одной стороны, удовлетворяли их культурным потребностям, а с другой — их значение, интенция и функция не противоречили бы сложившейся национальной психологии и менталитету. Уместно здесь отметить, тот факт, что по исследованиям Т.А. Ондар, буддизм глубоко не вошел в жизнь тыва этноса, не подчинил себе всю их культуру [Ондар, 1997]. Официальное принятие буддизма в форме ламаизма произошло в 1753 г. Наряду с шаманизмом, буддизм был признан государственной религией. Поэтому современные историки тыва этноса считают, что принятие буддизма сыграло выдающуюся роль в этнической консолидации и недопущении их ассимиляции.

После разгрома в 1757 г. Джунгарского ханства маньчжурско-китайской армией и вплоть до 1911 г. Танды-Урянхай находился в зависимости от маньчжурских правителей Китая, которые, впрочем, не смогли утвердить своего прямого господства. Это обусловило усиление их связей с буддийскими духовными центрами Монголии и Тибета, которые также являлись составными частями Китайского государства. По историческим данным, с начала XVIII века у тыва этноса были передвижные хурээ (тувинское наименование дацана — буддийского монастыря), а первый ламаистский храм был возведен в 1773 г. в Самагалтае [Батманов, Кунаа, 1965]. За годы господства маньчжурской династии было построено 22 буддийских храма. Их отличает оригинальный архитектурный облик, сочетающий китайские, тибетские и монгольские элементы с традициями тувинской мобильной (кочевой) архитектуры [Батманов, Кунаа, 1965].

Воздействие шаманизма способствовало формированию у тувинцев бережного отношения к природе, терпимости ко всему живому, оказывало психотерапевтическую помощь и поддержку человеку, членам его семьи, в целом этносу. Буддийские же праздники укреплялись в жизни семьи тыва этноса, становясь ее интегральной частью и удовлетворяя запросы людей. В целом, религия способствовала закреплению у тыва этноса таких качеств, как уважительное отношение ко всему окружающему его миру, самоограничение, рационализм и практицизм.

Следующим фактором, повлиявшим на формирование психологических особенностей тыва этноса, являются миграционные процессы. Особо отметим, что миграционные процессы привносят с собой психологию, отличную от психологии, жизнедеятельности народа данной местности. Если говорить более конкретно, то психологические характеристики тыва этноса приобрели свою специфику под влиянием нескольких взаимосвязанных между собой миграций.

Исторические события. Наиболее значимыми событием для тыва этноса в XX веке явились принятие российского протектората в 1914 году, а затем вхождение в 1944 году ТНР в состав СССР. Социальные, экономические и политические изменения в республике повлияли на организованный переход аратов, т.е. кочевников, на оседлый образ жизни. Началось создание новой инфраструктуры сельского хозяйства: строительство теплых ломов, производственных зданий, животноводческих ферм, магазинов, школ, интернатов, детских садов и культурно-бытовых помещений. Но этот процесс проходил нелегко, так само переселение из традиционных юрт в типовые дома поначалу вызывало недоумение и сопротивление у отдельной части аратов. Отношение семей к новому быту было очень противоречивое, но процесс вовлечения населения в общественное производство ускорял этот процесс. Преодолевая сопротивление, доказывая и убеждая людей, органы власти в 1953 году в сельской местности построили 722 жилых дома, в 1955 г. — 1552, в 1956г.- 1936 [История Тувы. 1964].

Осуществлялось постепенное переселение сельских жителей из юрт в дома. Это создавало определенное облегчение работающим женщинам — матерям и бабушкам в домашнем хозяйстве. Но, несмотря на стремление органов власти к переустройству быта, к ускоренному культурному строительству аратских хозяйств, встречались трудности и непонимание, особенно в осуществлении начального всеобуча. Многим аратам еще было непривычно, что приходилось надолго отрывать от семьи детей, отправляя их в школы-интернаты. Семьи укрывали детей от учета, увозили с собой на дальние пастбища, да и сами дети не безболезненно свыкались со школой, с ее требованиями, режимом дня в интернатах, необходимостью каждодневной учебной работы. Можно привести слова из исследований Г.С. Сабирзянова: «Ходили по юртам, собирали детей. Частенько бывало, что в пятницу, субботу и понедельник заниматься тоже не с кем было: ребята расходились к родителям. И мы опять шли по юртам, беседовали со старшими и вместе с ними вели ребят обратно в школу» [Сабирзянов, 1967, 17].

Для развития промышленности, здравоохранения, народного образования необходимы были подготовленные кадры. Поэтому в истории становления и развития образования в Туве определенное место принадлежит специалистам, присланным из педагогических учебных заведений СССР. Не зная родного языка своих учеников, живя в непривычных условиях, они обучали и их родителей и членов их семей. К концу 1953 года при школах Тувы были открыты 76 интернатов, в которых на полном государственном обеспечении находились 7470 детей тываларов, занимающихся отгонным животноводством [Сабирзянов, 1967]. Экономические и социально-культурные изменения, происходящие в жизни этноса тыва, сопровождались ломкой старых семейных устоев, быта, видоизменялись и обязанности членов семьи, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Сельская семья, как бы подтягивалась к образу жизни семьи городской. Переход аратов на оседлый образ жизни создавал новые возможности для воспитания и образования детей в яслях, детских садах, школах, ПТУ. Это приводило к необходимости формирования новых связей и отношений с воспитателями, педагогами, врачами и т.д.

Осуществление законов о равноправии женщины требовало преодоления патриархальных обычаев, перестройки психологии у всех членов семьи. Важную роль в этом сыграли съезды женщин Тувы и женские советы, которые способствовали улучшению положения женщин в обществе, подъему их общественной и трудовой активности, содействовали изменению семейных отношений. Женщины активно шли учиться, овладевать новыми профессиями. Все это способствовало воспитанию в женщине чувства личного достоинства, эмоционально-волевых качеств, изменяло ее отношения к семье, мужу и детей. В 1950—1960 гг., в связи с развитием колхозов и внедрением новых технических средств в сельскохозяйственное производство, значительно расширилась сфера применения женского труда. Женщины овладевали новыми профессиями, становились агрономами, зоотехниками, ветеринарными врачами, приобретали не только среднее, но и высшее образование. Вовлечению трудоспособных женщин в сельское производство способствовало открытие детских дошкольных учреждений. Так, если в 1950 г. их было всего 11 и в них воспитывалось около 400 детей, то в 1960 г. число дошкольных учреждений достигло 84 и в них воспитывалось 4200 детей [Сердобов, 1971].

Облегчение семенной нагрузки, которая в основном ложилась на плечи на женщин, давало им возможность не только участвовать в общественном производстве, но и находить время для посещения разного рода курсов, вечерних школ, лекций. Работая наравне с мужем, вкладывая свой заработок в семейный бюджет, женщина-мать чувствовала себя в семье равноправной с мужчиной-отцом. Все это приводило к изменению психологического облика женщины тыва; семья тыва этноса постепенно отходила от национальных традиций. Но в сельской местности обычаи, традиции были более устойчивы, чем в городских семьях.

Большое значение для формирования психологических характеристик тыва этноса имело введение новой государственной письменности (1930 г.), что создало базу для повышения интеллектуального уровня народа и открыло новые познавательные возможности людям. Система народного образования и культурно-просветительных учреждений стала по-новому определять судьбу этноса.

В 1950 г. активно строятся ремонтно-механические мастерские, мясокомбинат и такие промышленные предприятия как «Тувакобальт» и «Туваасбест». С каждым годом ускорялся приток на­селения из сельской местности в города и городские поселки, главным образом из числа молодежи. Овладевая новыми профессиями, они прочно связывали свою жизнь с городом. Формировались новые — уже городские семьи, в которых формировались иные взаимоотношения между мужем и женой, между родителями и детьми. Городская семья отличалась от сельской и по уровню влияния социокультурной сферы. Женщина имела новый общественный статус работницы, что делало ее равноправным членом общества, семьи. Мужчина тоже начинает усваивать новое, непривычное распределение ролей, расставшись страдиционным образом жизни. Все эти факторы оказывали большое влияние на семейные отношения. В Туве стала формироваться семья нового типа, в которой складывались равноправные взаимоотношения между мужем и женой. В городских и сельских поселениях Тувы тем временем работали и проживали многие специалисты с семьями из других областей и республик СССР. По статистическим данным численность населения в 1959 году составила 171,9 тыс. человек, а этнический состав был следующим: тувинцев — 98,0 тыс. человек, русских и других национальностей — 73,9.

Как и в других регионах СССР (а в Тыва в силу ряда факторов — особенно), представители русского этноса внесли свой вклад в практическое осуществление социально-экономических и, в первую очередь, культурно-образовательных задач. <...>

С конца 1980 годов начинают происходить изменения в сознании тыва этноса, разбуженные преобразованиями, происходящими в стране. Осуществлялась попытка возродить духовность, восстано­вить моральные нормы и ценности в качестве живых ориентиров сознания и каждодневного поведении. Об этом свидетельствуют исследования во многих областях общественных наук, т.к. современная жизнь все глубже погружает людей в сферу потребительской цивилизации, отторгнутой от духовной культуры. Нельзя не отметить проблему, волнующую каждую семьи в Улуг-Хемском кожууне (районе) по сей день. К концу 1980 годов в регионе появилось Тувинское водохранилище Саяно-Шушенского ГЭС. Хоть и были построены новые поселки для людей, но на дно водохранилища ушли сельские угодья, населенные пункты и вместе с ними безвозвратно ушло все то, что было самым близким сердцу человека, каждой семьи. Эти ценности — родные места, древние памятники истории, родительские дома, кладбища и др. безвозвратно исчезли и вызвали у многих чувство тоски. Как отмечал немецкий философ и психиатр К. Ясперс, чувство тоски по родине знакомы людям с глубокой древности и в наши дни часто встречаются случаи ипохондрии и депрессии [СтефаненкоТ.Г, 1999].

Отметим также влияние образования. В 1959 году был устранен разрыв в образовании между мужчинами и женщинами. В 1979 г. в республике среднее и высшее образование имели 524 из 1000 мужчин и 528 из 1000 женщин в возрасте 10 лет и старше [Гуманизация и демократизация образования..., 1993]. Численность научных работников возрастает с каждым годом, среди них преобладает число женщин. Это повлияло на выравнивание заработной платы мужчин и женщин во многих сферах народного хозяйства, в связи, с чем изменилась роль мужчины в семье, как добытчика, кормильца, (особенно и городской семье). Это привело к нарушению традиционных семейных отношений, муж стал не всегда главой семьи; главой стал лидер, то есть тот член семьи, чье психологическое влияние признается добровольно. Это привело к тому, что семья тыва этноса столкнулась с противоречием реальности и традиции: традиция подталкивает к преимущественному призна­нию главенства за мужчиной; эта же традиция часто сохраняет ведение домашних дел и женщиной. Таким образом, дисгармония семейных ролевых обязанностей, акцентирование внимания на стимулировании социально-профессиональной деятельности вне семьи лишили семью ее органичных функций.

Большую семью, объединяющую несколько поколений, постепенно сменила семья, состоящая, как правило, из родителей и детей, т.е. из двух поколений. По данным
З.Ю. Доржу, на такие семьи приходилось более 65% от общего количества тувинских семей [Доржу, 1993]. Вместе с тем, у тыва этноса значительно чаще, чем в других регионах России, в настоящее время наблюдаются семьи, живущие в составе трех и даже четырех поколений. Это объясняется устойчивыми традициями тыва этноса и сильными родственными отношениями (связями). Семьи в три поколе­ния чаше всего встречаются в сельской местности, у животноводов отгонных пастбищ.

Для Республики Тыва характерно появление, а затем рост этнически смешанных браков. Встала проблема разводов в городских семьях, наблюдается увеличение неполных семей, количества матерей-одиночек. В это время в семьях наиболее остро встали проблемы совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей, рождаемости и абортов. В Туве в местной промышленности получило распространение надомничество.

Законодательное закрепление равноправия женщин и мужчин создало предпосылки для нового типа семьи. Вместе с тем процессы, связанные с «освобождением» женщины тыва, имели и ряд деструктивных последствий для стабильности семьи: переориентация на профессиональную деятельность в ущерб семейным ролям жены и матери, приоритет государственной системы воспитания на разных этапах жизни ребенка, изменение межпоколенных связей. Эти факты тоже свидетельствуют, что постепенно произошло нарушение в стабильности родовых отношений (связей) среди тыва этноса. И этот процесс, особенно с конца 1950 годов в регионе обеспечивался еще государственной политикой, направленной на максимальную занятость населения в сфере производства, на вытеснение семейных ценностей на обочину общественного внимания.

Таким образом можно сказать, что под влиянием исторического, социально-экономического и культурного факторов были сформированы следующие социально-психологические особенности этноса тыва: терпимость, чувство единой родоплеменной и национальной принадлежности, неприхотливость, самостоятельность, настойчивость, независимость, способность переносить трудности, эмоционально-волевая устойчивость, гостеприимность, чуткость, искреннее уважительное отношение к старшим и младшим, вежливость, уважение достоинства и чести других людей и др. Природно-климатические условия сформировали самоограничение, самоуспокоенность, умеренность во всем, стремление к балансу и гармонии в жизни (особенно к явлениям окружающего мира).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: