Социометрические критерии и их классификация

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Виды социометрических критериев:

Производственные критерии выясняют межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности.

Непроизводственные критерии показатели межличностных взаимоотношений в коллективе.

Прогностический критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.

Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы.

Коммуникативные критерии - используется для того, чтобы замерить реальные или воображаемые отношения в группе. Выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение.

Гностические - предназначены для отражения представления человека о том, как он видит свою позицию в группе.

Официальные - оценка формальной структуры.

Неофициальные - оценка неформальной структуры.

Параметрические - позволяют выбрать столько лиц, сколько члены группы считают нужно.

Непараметрические - выбор с заранее заданными ограничениями.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров. Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц).

Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления. Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.

Требования к социометрическому критерию.

1. В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива. 2. Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности (или выбрать или отклонить). 3. Не должен ограничивать возможности выбора. 4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него. 5. Должен описывать конкретные ситуации. 6. Должен быть грамотно сформулирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: