Решение о качественном исследовании принимают в следующих случаях

Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить «логику» функционирования индивидуального в социальных структурах.

Во-вторых, если проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты: одни успешны в адаптации, а другие – нет. Почему? Кто успешен? И т.д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.

В-третьих, если необходимо детальное глубокое описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.

В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях.

В-пятых, если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.

В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практики жизни.

Качественные методы часто используют на начальных этапах исследования, а также в специальных (этнографических исследованиях).

Достоинства: 1) получение качественной глубокой информации об объекте 2) относительная оперативность 3) относительная дешевизна

Недостатки: 1) нерепрезентативность (почти всегда) 2) субъективизм исследователя, проводящего полевые процедуры 3) локальность каждой исследовательской ситуации

Количественные методы – методы, в основе которых лежит инструмент, по средствам которых осуществляется измерение. Процедура количественных методов строго регламентирована. Массовый закрытый опрос, структурированное наблюдение. Область исследования строго и априорно определяется исследователем.

- Используется для изучения достаточно больших по численности объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников).

- Исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей.

- Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий.

- Логика анализа дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий.

- Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.

- Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных.

- Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.

- Данные представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами.

«Количественные методы меньше учитывают индивидуальный или субъективный опыт. Их предпочитают те социологи, которые используют системные или структурные концепции. Количественные данные чаще всего ассоциируются с позитивистскими методами исследования и считаются более «достоверными». Достоверность в данном контексте означает возможность повторить часть исследований и получить тот же результат, то есть показать, что существует закономерность, позволяющая прийти к этим заключениям».

Развитие количественной стратегии в социологических исследованиях связано с позитивизмом Э. Дюркгейма, согласно которому «естественная наука социология состоит в сборе и статистическом анализе количественных данных о жизни общества»

Достоинства: 1) простота при обработке информации 2) меньший субъективизм, чем в качественных исследованиях 3) больше % ответивших 4) относительная экономичность 5) отработанность

Недостатки: 1) потеря глубины интервью

Существуют микс методики: холл тест, хоум тест, таинственный покупатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: