Немецкий романтизм

Родиной романтизма считается Германия. Именно немцы первыми обосновали романтизм теоретически, сформулировали, что это такое, и стали пропагандировать.

Произошло это во второй половине 1790-х годов в небольшом университетском городке Иена, где жили и учились первые немецкие романтики, поэтому их называют иенской школой немецкого романтизма. Иенцы в 1797 году основали журнал «Атеней», в котором и объявили о рождении романтизма. Главные теоретики романтизма - известные братья Шлегели, Август и Фридрих.

Наиболее известный писатель среди иенских романтиков – Новалис (1772-1801). Его произведения – это классический романтизм, в некоторой степени эталон, точка отсчёта для более поздних романтиков, например, для Гофмана. У него была типичная для романтика трагическая, короткая жизнь. Свою невесту он полюбил, когда ей было 13 лет, через 2 года она умерла, вскоре и он умер от туберкулёза. Основной творческий принцип Новалиса - магический идеализм: изображение реальной жизни, но так что она в любой момент может приобрести черты сказки, в художественном мире Новалиса возможны любые чудеса. Главное его произведение - незаконченный философский роман «Генрих фон Офтердинген» (1800), где герой ищет Голубой цветок, увиденный им во сне, – символ романтической мечты, высокого идеала. Найти его - значит найти свою любовь, счастье, общий смысл бытия и своё предназначенье. Действие происходит в полусказочном мире. Герой путешествует, с ним происходят странные, иной раз волшебные события, он встречается с разными людьми, ведёт философские беседы, в которых и заключено основное содержание романа. В нём Новалис выразил своё идеалистическое, мистическое мировоззрение, которое в целом совпадает с важнейшими общеромантическими идеями. Роман философский и потому лишён сюжетной динамичности, увлекательности.

Кроме того, можно обратить внимание читателя на «Сказку о Розочке и Гиацинте» (которая является частью повести «Ученики в Саисе») - сказка забавная и небессмысленная.

Также к иенскому романтизму относится интересный писатель Людвиг Тик (1773-1853), создатель жанра сказочной новеллы, своего рода сказки для взрослых. Сам Тик писал в основном страшные сказки, жизнь в них страшна, потому что непонятна, иррациональна. Одну из них - «Белокурый Экберт» (1796) - можно прочитать в хрестоматии (кроме того, это одно из первых значительных романтических произведений в прозе вообще). Очень интересны пьесы Тика, ироничные, игровые. В пьесе «Жизнь и смерть Красной Шапочки» иронически переосмыслена известная сказка Перро. Самая необычная пьеса «Кот в сапогах». Это пьеса о театральном представлении, её герои – актёры, играющие пьесу «Кот в сапогах», и зрители, которые её смотрят и недовольны представлением.

Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) – поэт, не входящий ни в какие школы, но по духу близкий иенцам. Он главным образом интересен своей биографией. Гёльдерлин был беден, при жизни почти неизвестен, одинок, любил всю жизнь чужую жену, которая ответила ему взаимностью, но уйти из семьи не могла. Вскоре после её смерти он сошёл с ума. Ему было 32 года, после этого он прожил 41 год, будучи сумасшедшим. Как поэт Гёльдерлин не очень интересен широкому читателю, его поэзия крайне усложнена. Кроме того, его произведения, как и произведения всех вышеперечисленных писателей, у нас практически не издавались, прочитать их невозможно. Гёльдерлин был одним из любимых поэтов М.И. Цветаевой.

Большую роль в культуре Германии сыграла гейдельбергская школа немецкого романтизма. Гейдельберг – такой же, как и Иена, университетский городок, в котором в середине 1800-х годов году возникла новая школа. Её представители сосредоточили своё внимание на изучении и пропаганде народной культуры, немецкого фольклора. Самые знаменитые среди них - братья Гримм, Якоб и Вильгельм, собрали, обработали и издали весьма своеобразные народные немецкие сказки. Клеменс Брентано и Ахим Арним собрали и обработали народные песни, результатом чего стал в сборник «Волшебный рог мальчика».

Адальберт Шамиссо (1781-1838) – писатель, прославившийся одной сказочной новеллой «Чудесная история Петера Шлемиля» (1813). Петер – бедный молодой дворянин попадает в богатый дом, где встречает странного человека в сером, который предлагает ему неисчерпаемый кошелёк, всегда полный денег – в обмен на тень. И герой продал свою тень как самый ненужный предмет. Став богатым, Шлемиль убедился, что для людей почему-то важнее денег – необходимость быть нормальным человеком – похожим на всех, с тенью. Все отвернулись от него только потому, что у него нет тени, хотя он никому ничего плохого не делал. На помощь приходит человек в сером, предлагая вернуть Шлемилю тень, но теперь в обмен на душу. Оказалось, что это сам дьявол, который таким образом постепенно подбирался к его душе. Но Шлемиль отказывается от этого предложения. Лишившись тени и тем самым человеческого общества, но, не лишившись души, Шлемиль находит своё призвание в науке, изучает мир на благо человечества.

Тень не является эквивалентом нравственности, потому что многие бесчестные люди (например, слуга Шлемиля негодяй Раскал) имеют тень. Миллионер Джон, у которого Шлемиль встретил человека в сером, имеет тень: он её продал человеку в сером, а потом выкупил её, продав душу.

Смысл: 1. Ни в коем случае нельзя отдавать за богатство никакую часть самого себя. 2. Большинство людей терпеть не могут тех, кто хоть чем-то не похож на них.

Вильгельм Гауф (1802-1827) – прожил очень немного, 25 лет, однако сумел войти в историю мировой литературы своими сказками. Лучшая его сказка «Холодное сердце» про Петера-угольщика, который чтобы избавиться от бедности и тяжёлой физической работы вступил в сговор с нечистой силой – колдуном Михелем-Великаном, продал ему своё сердце и душу за богатство. Взамен живого, горячего сердца Михель дал Петеру каменное холодное сердце. Петера очень обрадовало то, что он больше не испытывал душевных страданий, огорчений, печали, не знал жалости, которая заставляла бы его отдавать бедным деньги. Но с другой стороны, он и не мог больше по-настоящему радоваться, жизнь его потеряла смысл. А однажды он ударил свою сердобольную жену за то, что она отдала монетку нищему, да так сильно, что убил её. Понял он, что после смерти его ждёт ад, и всё-таки ухитрился вернуть себе своё нормальное сердце, жена воскресла, раздал он своё богатство бедным, и сам тоже стал опять бедным угольщиком, зато счастливым, потому что имел любимую и любящую жену, детей и был честным, а скоро и разбогател. Это суть сказки, хотя сюжет её более сложен, действуют в ней и другие интересные персонажи (например, Стеклянный человечек - добрый колдун). Эта сказка выражает типологический смысл мировой классической литературы 19 и 20 века, проповедующей традиционные нравственные ценности (основанные на христианстве): счастье – не в богатстве, а в честности, доброте и любви. Счастлив тот, кто чист душой и способен чувствовать. Очень похож по смыслу на эту сказку Гауфа рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Также интересна сказка Гауфа «Карлик Нос», но это просто интересная волшебная сказка без глубокого смысла. Также известные сказки «Маленький Мук» и «Калиф-аист», но они менее интересны.

Генрих Клейст (1776-1811) – человек очень странный, слишком эмоциональный, впечатлительный, одинокий и глубоко несчастный. Ни одно из его стремлений не осуществилось. Его произведения, которыми он хотел завоевать мир, не нашли отклика у современников. Он сильно переживал поражение Германии в войне с Наполеоном в 1806 году. Также он не нашёл женщины, с которой разделил бы жизнь. В 1811 году он решил покончить жизнь самоубийством. Но что интересно, он не хотел это делать один, и вот он нашёл смертельно больную женщину, согласившуюся умереть с ним вместе. Так вот однажды Клейст сначала застрелил её, а потом себя.

В центре внимания Клейста-писателя – человеческие страсти, доведённые до предела. Лучшее его произведение – трагедия «Пентесилея» (1808). На сюжет из античной мифологии. Пентесилея – неистовая царица амазонок, женщин-воительниц. Главная их цель сохранить свободу от мужского мира. Но совсем без мужчин они не могут существовать. Им нужны дети, дочери. У них есть строгий закон – по мере надобности завоёвывать себе временных мужей на войне, т.е. брать в плен мужчин, приводить их в своё царство и справлять пышные свадьбы, а через некоторое время отпускать, после этого рождались дети, мальчиков убивали, а девочки становились новыми амазонками. Амазонка имела право полюбить и вступить в связь только с тем мужчиной, которого победила в бою и захватила в плен.

Но вот Пентесилея влюбилась в великого греческого героя, непобедимого Ахилла. И теперь её цель – победить его, взять его в плен. И Ахиллу она тоже очень нравится, он знает обычаи амазонок, понимает, чего она хочет, но он не может позволить себя победить, он привык быть всегда только победителем, завоевателем, в том числе и в отношениях с женщинами. А быть побеждённым женщиной для Ахилла самый страшный позор.

И вот они страстно любят друг друга и одновременно ненавидят, оба они невероятно горды и не могут преодолеть свою гордость, они оба хотят завоевать один другого и одновременно не хотят быть побеждёнными, не могут уступить друг другу, поэтому несчастны. Любовь превращается в «поединок роковой», по слову Тютчева, герои испытывают то нежность, то звериную ненависть. Вся необычность пьесы в том, что в ней соединено несоединимое: самое лучшее, что есть в жизни, - любовь и самое страшное – война, смерть. Это нервное соединение существует и на уровне стиля: «Пусть стрелы кудри опалят ему / И вкус лобзаний смерти он узнает».

Заканчивается всё это трагически. Ахилл решает уступить, он вызывает Пентесилею на поединок для того, чтобы сдаться в плен, но она как раз в этот момент разъярена до предела, она лично жестоко его убивает в припадке слепой звериной ярости, не сознавая, что делает, натравливает на него собак, и сама вместе с ними зубами терзает тело Ахилла, как она потом комментирует, «зацеловала насмерть». В этот момент Пентесилея, конечно, ненавидит Ахилла, но, с другой стороны, это некая крайняя извращённая форма проявления любви. Убийство как форма наиболее полного обладания телом возлюбленного. Героиня говорит:

Как много женщин, обнимая друга,

Твердят ему: люблю тебя так сильно,

Что съесть тебя готова от любви.

После этой страшной сцены следует другая, наполненная скрытым ужасом: Пентесилея спокойно вынимает свою стрелу из шеи убитого Ахилла, спокойно соскабливает с неё его кровь, разглаживает оперенье и аккуратно укладывает в колчан. Всё это она совершает в почти бессознательном лунатическом состоянии. Через некоторое время она приходит в себя, понимает, что она натворила, отдаёт всё оружие и умирает от горя, как бы совершая самоубийство изнутри.

Теперь я в глубину души спускаюсь,

Как в шахту. Там, холодное железо,

Я чувство нахожу уничтоженья.

Его очищу пламенем тоски,

И сталь скую, и напитаю ядом

Раскаянья, насквозь горчайшим ядом.

На вечной наковальне упований

Я заострю, я отточу кинжал,

И этому кинжалу грудь подставлю.

Так! Так! Еще! Ну вот и хорошо!

(Падает и умирает).

В пьесе очень ярко показана страшная иррациональность, сложность, противоречивость человеческой природы, в которой скрываются и могут вырываться наружу дикие животные инстинкты.

С другой стороны, в пьесе затронута серьёзная проблема взаимоотношений мужчин и женщин. По сути, вся пьеса является жёстким обвинением всего мужского мира, в котором мы живём. В этом мире идут постоянные войны и процветают лишь сильные и победители, мир существует по законам силы и насилия. Также часто строятся отношения мужчины и женщины. Амазонки – это женщины, пытающиеся защищаться от мужского насилия, отстаивать свою свободу, своё достоинство, быть равными мужчинам, но для этого им приходится фактически превратиться в мужчин, стать сильными, жёсткими, жестокими, и, в конце концов, убить в себе собственно женское начало. Клейст утверждает, что женщина в любом случае должна оставаться женщиной, нежной, слабой и т.д., чтобы уравновешивать мужскую жёсткость. Иначе рухнет этот мир. Но для этого и мужчины должны перестать унижать женщин, должны стать человечнее.

Генрих Гейне (1797-1856).

Лучший немецкий поэт-романтик ХIХ века. Наиболее прославлена его ранняя лирика из сборника «Книга песен» (1827). Действительно, многие его стихи стали песнями, они довольно просты и напевны. Основная тема – неразделённая любовь.

Особо эмоциональным трагизмом проникнуто стихотворение «Что разъярило кровь во мне?».

Что разъярило кровь во мне?
Клокочет грудь. Душа в огне.
Пылает кровь в горячке злой.
И злой меня снедает зной.

Взбесилась кровь и рвется вон...
Ужасный мне приснился сон:
Властитель тьмы мне подал знак
И за собой увел во мрак.

Вдруг некий дом я увидал;
Горят огни, грохочет бал,
И пир горой, и дым столбом.
И я вступаю в этот дом.

Справляют чью-то свадьбу тут.
Звенят бокалы. Гости пьют.
И я в невесте узнаю —
Кого?! — Любимую мою!

О, боже! То она, она,
Теперь с другим обручена...
В оцепененье я притих,
Встав за спиной у молодых.

Вокруг шумели... Я застыл...
Сколь горек этот праздник был!
Сидит невеста — вся огонь.
Жених — он гладит ей ладонь.

Он наполняет кубок, пьет,
Пригубив, ей передает...
Молчу, дыханье затая:
То не вино, то кровь моя!

Невеста яблоко берет:
И жениху передает.
Он режет яблоко... Гляди:
То сердце из моей груди!

В их взорах нега, страсть, призыв...
Любовно стан ее обвив,
Поцеловал ее жених...
И — смерть коснулась губ моих!

И, словно мертвый, я поник.
Свинцом сковало мой язык...
Но снова танцы! Шум и звон!
И вот плывут — она и он.

Я нем... Я мертв... Конец всему.
Он к ней прильнул, она к нему.
Он что-то шепчет ей... Она
Краснеет, томно смущена...

Прекрасное стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» - это перевод из Гейне.

Одно из самых известных стихотворений Гейне «Лорелея» или «Не знаю, что стало со мною» (в переводе В. Левика) – признанный шедевр в фольклорном стиле. Написано оно по мотивам одноименного стиховторения Брентано - о том, что красота может быть злой и способна погубить.

Не знаю, что стало со мною,

Печалью душа смущена.

Мне всё не даёт покою

Старинная сказка одна.

Прохладен воздух. Темнеет.

И Рейн уснул во мгле.

Последним лучом пламенеет

Закат на прибрежной скале.

Там девушка, песнь распевая,

Сидит на вершине крутой.

Одежда на ней золотая,

И гребень в руке золотой.

И кос её золото вьётся,

И чешет их гребнем она,

И песня волшебная льётся,

Неведомой силы полна.

Безумной охвачен тоскою,

Гребец не глядит на волну,

Не видит скалы пред собою –

Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, река, свирепея,

Навеки сомкнётся над ним,

И это всё Лорелея

Сделала пеньем своим.

Но Гейне уже не совсем романтик, ему свойственна ирония над излишним романтизмом, над культом возвышенной любви. Высокое у него рядом с низким, серьёзное со смешным.

Мне сон старинный приснился опять. /

Под липой сидели мы оба,

Ночною порою клялись соблюдать /

Друг другу верность до гроба.

Что было тут! Клятва за клятвою вновь /

И ласки и смех! Что тут было!

Чтоб вечно я помнил твою любовь, /

Ты в руку меня укусила.

О милая! с ясным сияньем очей, /

С опасною прелестью взгляда,

Я знаю, что клятвы в порядке вещей, /

Но вот кусаться – не надо!

КАПРИЗЫ ВЛЮБЛЕННЫХ

На изгородь сел опечаленный Жук;

В красавицу Муху влюбился он вдруг.

"О Муха, любимая, будь мне женою.

Навеки в супруги ты избрана мною.

Тебя я одну полюбил глубоко,

К тому ж у меня золотое брюшко.

Спина моя - роскошь: и там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд".

"Ох, нет, я не дура, я муха пока,

И я никогда не пойду за жука.

Рубины! Богатство! К чему мне оно?

Не в деньгах ведь счастье, я знаю давно.

Верна идеалам своим навсегда,

Я честная муха и этим горда".

Расстроился Жук, и в душе его рана.

А Муха пошла принимать ванну.

"Куда ты пропала, служанка Пчела?

В моем туалете ты б мне помогла:

Намылила спинку, потерла бока.

Ведь все же теперь я невеста Жука.

Прекрасная партия! Знаешь, каков! -

Не видела в жизни приятней жуков.

Спина его - роскошь. И там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд.

Вглядишься в черты - благороднейший малый.

Подружки от зависти лопнут, пожалуй.

Скорей зашнуруй меня, Пчелка-сестрица,

Пора причесаться, пора надушиться.

Ты слышишь, уже подлетают стрекозы,

Они мне подарят чудесные розы.

Вплетут флердоранж в мой прекрасный венец,

Девичеству скоро наступит конец.

Придут музыканты - танцуй до упаду! -

Нам песню споют примадонны цикады.

Пришла вся родня, оказала мне честь,

Уж всех насекомых на свадьбе не счесть.

Крот, пастор наш, в черную ризу одет.

Пора начинать. Жениха только нет".

Жених, завершая полет виртуозный,

Тоскуя, уселся на куче навозной

И там просидел бесконечных семь лет,

Невеста меж тем обратилась в скелет.

Позднее Гейне писал яростные, злые обличительные, сатирические стихи против властей, угнетающих народ, против покорного народа, против всем довольных мещан-филистеров, проповедовал борьбу за свободу, социальную справедливость.

Гейне вообще был бунтарём, атеистом, революционером, с точки зрения многих, циником и богохульником. В конце жизни «Бог наказал» Гейне за дерзость. Последние 8 лет жизни поэт был прикован к постели, каждое движение причиняло ему боль, у него болел позвоночник. Но дух бойца и бунтаря не покинул Гейне до конца, о чём свидетельствуют его последние стихи.

Enfant perdu[1]

Как часовой, на рубеже свободы
Лицом к врагу стоял я тридцать лет.
Я знал, что здесь мои промчатся годы,
И я не ждал ни славы, ни побед.

Пока друзья храпели беззаботно,
Я бодрствовал, глаза вперив во мрак.
(В иные дни прилег бы сам охотно,
Но спать не мог под храп лихих вояк.)

Порой от страха сердце холодело
(Ничто не страшно только дураку!).
Для бодрости высвистывал я смело
Сатиры злой звенящую строку.

Ружье в руке, всегда на страже ухо,—
Кто б ни был враг — ему один конец!
Вогнал я многим в мерзостное брюхо
Мой раскаленный, мстительный свинец.

Но что таить! И враг стрелял порою
Без промаха — забыл я ранам счёт.
Теперь — увы! я все равно не скрою,—
Слабеет тело, кровь моя течет...

Свободен пост! Мое слабеет тело...
Один упал — другой сменил бойца!
Я не сдаюсь! Еще оружье цело,
И только жизнь иссякла до конца.

Одно из самых последних стихотворений Гейне прямо обращено к Богу:

Брось свои иносказанья

И гипотезы святые!

На проклятые вопросы

Дай ответы нам прямые!

Отчего под ношей крестной,

Весь в крови, влачится правый?

Отчего везде бесчестный

Встречен почестью и славой?

Кто виной? Иль воле бога

На земле не все доступно?

Или он играет нами? -

Это подло и преступно!

Так мы спрашиваем жадно

Целый век, пока безмолвно

Не забьют нам рта землею...

Да ответ ли это, полно?

Литература

1. История немецкой литературы / Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов и др. — М., 1975. – 526 с.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1973. – 567 с.

3. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М., 2005. – 351 с. Публикация в интернете: https://window.edu.ru/window/library?p_rid=46991.

4. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гёльдерлин, Клейст, Гейне. – М., 1968. – 576 с.

5. Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа // Сайт, посвящённый жизни и творчеству Гофмана: критика [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etagofman.narod.ru/glavnaya.html.

6. Бент М. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://danshorin.com/liter/bent1.html.


Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН (1776-1822).

Самый известный, интересный и значительный из немецких романтиков.

Некоторые биографические сведения. Почти всю жизнь Гофман был судейским чиновником (чтобы прокормить семью), при этом был он очень увлечён музыкой, его кумир Моцарт, в честь которого он взял себе третье имя – Амадей. Более того, Гофман сам был талантливым композитором, в частности он автор первой романтической оперы «Ундина», в течение 6 лет он был дирижёром в разных немецких оперных театрах. Литературой Гофман увлёкся уже в зрелом возрасте. Первое значительное произведение – сказку «Золотой горшок» он написал в 1814 году в 38 лет. Кроме того, он любил рисовать, причём, рисовал в основном карикатуры, в том числе и на начальство. Вообще Гофман был весёлым, хулиганистым человеком. Любил выпить, попировать, постоянно влюблялся в своих учениц, которых учил музыке.

Основные особенности творчества:

1. Самая яркая особенность творчества Гофмана, главная прелесть его прозы – художественное двоемирие – сочетание в пределах одной художественной реальности двух миров – реальной, обыденной Германии начала 19 века и фантастического, сказочного мира. Многие персонажи существуют сразу в двух мирах, но в разных ипостасях, видах.

2. Часто Гофман использует приём мерцания смысла, двойственности, часто невозможно понять, показалось ли некое чудесное явление герою или приснилось во сне или оно было на самом деле, потому что в мире Гофмана возможно всё. И это очень интересно.

Первый тип произведений Гофмана – сказки, где фантастика нарочитая, явная, т.е. нет никаких сомнений, что всё это имеет к реальной жизни только символический смысл, как в любой сказке. Это игра для взрослых с серьёзным намёком.

«Золотой горшок». Это, так сказать, базовая сказка Гофмана, классический пример романтического двоемирия. В ней главный герой – студент Ансельм – стоит перед выбором: жениться на обычной девушке Веронике и стать обычным, нормальным человеком или жениться на змейке, которая также является прекрасной Серпентиной, дочерью князя духов (архивариуса Линдгорста). Если Ансельм окончательно поверит во все чудеса, происходящие с ним, его ждёт счастливая жизнь с Серпентиной в волшебной стране Атлантиде.

Вторая сказка «Щелкунчик и мышиный король». Самая известная сказка Гофмана, благодаря гениальному балету Чайковского. Сказка детская, но не совсем простая. Там, если внимательно читать, странные вещи начинают происходить ещё до основных чудес, до оживания игрушек и их битвы с мышами. Очень странная, даже таинственная фигура советника Дроссельмейера. По сюжету он герой положительный, но описан так, что не вызывает большой симпатии.

Эта сказка тоже яркий пример двоемирия. Хотя в сказке не два мира, а три: 1) реальная Германия, 2) мир сказки об орехе Кракатук, 3) кукольное царство, мир детской мечты, где всё сделано из сладостей и где главная героиня - девочка Мари стала принцессой со своим принцем Щелкунчиком.

«Крошка Цахес» - также очень знаменитая сказка. Крошка Цахес – отвратительный, уродливый карлик, который наделён всеми отрицательными чертами характера: глупый, злой, жадный, трусливый и т.д. Он воплощение земного несовершенства, ничтожества. По недомыслию или женской наивности одна фея пожалела Цахеса и сделала ему двусмысленный волшебный подарок, вплела в голову три волоска, с помощью которых он выглядел в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле, автоматически присваивая себе результаты их деятельности, таланта. Благодаря этой несправедливости он достиг вершин власти, ослеплённый князь назначил его главным министром. Когда все прославляют этого злобного карлика, рукоплещут, льстят ему, зрелище отвратительное.

Гофман здесь посредством фантастики и гротеска показал и разоблачил реальное явление, часто бывает, что высокий пост занимает полное ничтожество, а окружающие делают вид, что не замечают его несоответствия занимаемой должности. Попадает ничтожество на высокий пост в реальности с помощью влиятельных родственников, например. И точно также как в сказке Гофмана ничтожество у власти использует таланты других людей, присваивая их как бы себе, примазываясь к ним, делая карьеру за счёт других.

Другой тип произведений Гофмана – страшные мистические рассказы. В них уже почти нет нарочито игровой, сказочной фантастики, в них есть мистика. Фантастика – это то сверхъестественное, которого нет на самом деле, мистика – это то сверхъестественное, в существовании которого автор уверен и намерен уверить читателя. Мистика – это очень серьёзно. В основном мистические рассказы Гофмана страшные, в них появляется нечистая сила.

Наиболее интересен рассказ «Песочный человек» - классическое произведение, построенное на амбивалентности, неоднозначном понимании смысла описываемых событий, мерцания смысла. Главного героя, студента Натаниеэля, преследует зловещий колдун Коппелиус (он же Песочный человек). Но его невеста Клара считает, что излишне впечатлительный Натаниэль находится под влиянием детской сказки о Песочном человеке, и Копеллиус существует лишь в его воспалённом воображении. Кто прав?

В рассказе «Приключение в ночь на Новый год» герой лишается своего отражения в зеркале. Также неплохие рассказы «Игнац Деннер», «Тайна», «Пустой дом».

Целая серия рассказов Гофмана посвящена недавно открытому психологическому явлению – магнетизму, гипнозу, способности одного необыкновенно сильного человека подчинять своей воле других. Гофман трактовал такую способность как сверхъестественную, мистическую. Лучший из рассказов об этом - «Зловещий гость». Ещё можно почитать – «Магнетизёр».

К этому же разряду относится готический роман «Элексиры Сатаны». Готический роман – это мрачный, мистический роман ужасов, действие обычно происходит в мрачных средневековых замках. Сначала читать интересно, но потом закрученный сюжет ещё больше усложняется и запутывается, количество событий и героев всё растёт, количество неправдоподобных случайностей, совпадений, допущений переходит всякие разумные границы.

Главного героя монаха Медарда ведёт по жизни и помогает ему тёмная дьявольская сила. Однажды он выпил старый элексир, которым, по преданию, сам Сатана хотел напоить, соблазнить, искусить одного из самых известных католических святых святого Антония. Медарда одолевают иррациональные неуправляемые страсти - гордыня, жажда земных наслаждений, и он убегает из монастыря, потом с ним происходят разные, в основном страшные, приключения. Самое невероятное событие – главного героя случайно принимают за другого человека, и даже любовница не замечает подмены, и он начинает проживать чужую жизнь. Завершается роман раскаянием героя.

Третий тип произведений Гофмана – психологические рассказы, о разнообразных очень необычных психологических явлениях – без мистики, но в основном мрачного свойства.

«Советник Креспель» - один из самых лучших рассказов Гофмана, настоятельно рекомендую прочитать. Главная героиня - дочь советника Креспеля Антония, певица, обладающая необыкновенно красивым голосом, она видит в пении единственный смысл жизни. Но у неё находят редкую болезнь, при которой нельзя петь, пение теперь означает для неё смерть. Она стоит перед страшным выбором: либо жизнь, либо пение, то, без чего она не может жить. В конце концов, она выбирает пение и умирает. Её последнее, смертельное пение вызывает у отца, советника Креспеля противоположные чувства: он одновременно испытывает и смертельный ужас, и высшее блаженство от красоты голоса. А после похорон любимой дочери он выражает своё бесконечное горе тем, что, хриплым голосом напевал весёлую песню, да ещё пританцовывая, что привело рассказчика в ужас. Такова иррациональность человеческой души.

Хороший рассказ «Дон Жуан» - в нём очень ярко описано наслаждение, которое способен испытывать человек от музыки. Главный герой с восторгом слушает оперу Моцарта «Дон Жуан», а потом размышляет о самом Дон Жуане (это явно мысли самого Гофмана). Дон Жуан – положительный образ, он настоящий романтический герой, стремящийся найти идеальную женщину, а быстро охладевал к женщинам он именно потому, что все они оказывались далеки от идеала. Дон Жуан, подобно байроническим героям, презирает людей, смирившихся со своим несовершенством, поднимает бунт против самого Бога, обрекшего человека на несовершенство. Гофман им восхищается.

Очень известен рассказ – «Мадемуазель де Скюдери». Рассказ написан на одну из излюбленных тем Гофмана – о гибельных, неуправляемых страстях. Один из главных героев – необыкновенно талантливый ювелир Кардильяк, настоящий, всеми уважаемый мастер. В конце рассказа оказывается, что он является тем страшным убийцей, которого тщетно разыскивает вся полиция Парижа. Он до такой степени влюблён в красоту драгоценных камней, что не может расстаться со сделанными им самим украшениями, он отдаёт их заказчикам, которых потом поджидает в тёмных переулках, убивает и забирает свои сокровища, но не из желания богатства, а именно из страсти к красоте. Этой страсти он не в силах сопротивляться, это как бы некая внешняя сила, толкающая его на преступления. Недавно прошедший фильм, снятый по знаменитому роману Патрика Зюскинда «Парфюмер» - по сути, о том же самом.

Так как в центре сюжета – раскрытие целой серии таинственных убийств, то многие считают рассказ первым детективом в мировой литературе. Но это не совсем так. В классическом детективе обязательно преступление раскрывается силой разума и логики, здесь же истину открывает главная героиня - престарелая мадемуазель де Скюдери, но не благодаря разуму, а вопреки ему, все улики и логика указывали на то, что преступник – подмастерье Кардильяка - Оливье, но она своим чутким сердцем чувствовала, что он невиновен, но доказать ничего не могла. Правда потом сама раскрылась. То есть, разгадывания интеллектуальной загадки нет, значит, и детектива нет.

Особый разговор о последнем неоконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра». Он необыкновенен во многих отношениях. Во-первых, часть его написана от лица кота, который научился читать, писать и решил описать свою кошачью жизнь. Во-вторых, необычна композиция романа, построенная по принципу двоемирия. Это параллельное повествование о двух почти не связанных друг с другом противоположных героях. Мемуары кота неожиданно, на середине предложения прерываются совсем другим текстом – жизнеописанием композитора Крейслера (выдуманного Гофманом), затем опять мемуары кота и т.д. Роман написан о подлинном и мнимом романтическом герое. Кот Мурр считает себя романтическим героем, существом высшего порядка, с утончённой душой поэта, описывая свою жизнь, он использует типичные романтические штампы (и эти описания часто по-настоящему смешны). Но это только видимость, на самом деле этот необыкновенный кот - типичный мещанин, на первом месте у него всегда собственное благополучие и комфорт. Настоящий романтический герой – Крейслер, он человек не только высокого таланта, но и высокой чести, благородства и совести. Он придворный композитор в маленьком княжестве, его окружают интриги, корысть, эгоизм, лицемерие, с которыми он ведёт безнадёжную войну. Но в целом надо признать, что роман скучный.

Литература

1. Сафрански Р. Гофман. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 383 с.

2. Сайт, посвящённый жизни и творчеству Гофмана: критика [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etagofman.narod.ru/glavnaya.html.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: