Французский романтизм

Основные моменты истории Франции первой половины 19 века:

14 июля 1789 г. - начало Великой французской революции. 1793 – казнь короля и самое большое восстание сторонников короля, в Вандее. 1799 - захват власти Наполеоном, который в 1804 г. объявил себя императором, а Франция стала Империей. В ходе завоевательных войн Франция подчинила себе все основные европейские страны, кроме Англии. 1814 – полное поражение Наполеона и Франции, в котором Россия сыграла решающую роль. Наполеон отправлен в ссылку на остров Эльба в Средиземном море. В 1815 г. он оттуда сбежал и мгновенно вернул себе власть. Знаменитые 100 дней нового правления Наполеона и окончательное поражение его армии в решающей битве при Ватерлоо, в которой Россия уже не принимала участия. Битва знаменовала собой окончание большого периода европейской истории – времени Французской революции. Её замечательно описал Гюго в романе «Отверженные». После неё Наполеона сослали на остров Святой Елены в Атлантическом океане очень далеко от Европы. 1815 - 1830 – эпоха Реставрации, возвращение монархии и старой королевской династии. 1830 – Июльская революция, установление конституционной монархии. 1848 – новая революция, установление республики. 1851 – государственный переворот, незаконный захват власти племянником Наполеона, Наполеоном III, время второй Империи.

Первым французским романтиком считается Шатобриан (1768-1848), прославившийся главным образом тем, что первым ввел в литературу образ разочарованного героя в повести «Рене» (1802). Её главный герой убедился, что мир полон страданий и бед, одним из проявлений которых становится противоестественная страсть к нему его родной сестры.

Бенжамен Констан (1767-1830). Его знаменитый роман «Адольф» (написан в 1806, издан в 1816) очень ценил Пушкин. Главный герой – молодой человек, не знающий чем заняться, не видящий ни в чём смысла. В основе сюжета описание его странной связи с женщиной старше его Элеонорой. Констан очень подробно и психологически глубоко описал тончайшие оттенки, переливы сложных, противоречивых чувств молодого человека (его прототип – сам автор), страдающего эгоиста, неуверенного в себе, раздвоенного. Адольф близок Печорину склонностью к самоанализу: роман написан от его имени, он сам анализирует свою душевную жизнь. По глубине, правдивости и полноте психологического анализа роман Констана превосходит большинство произведений первой половины 19 века. Однако то, что анализа в романе больше, чем повествования, делает его сухим и не очень интересным. Из романа становится ясно, что любовь – это не нечто постоянное, это чувство, меняющееся, исчезающее и возникающее в зависимости от внешних обстоятельств, настроений, впечатлений и т.д. И вообще душевная жизнь человека очень сложна: иной раз в душе совмещаются противоположные стремления и сам человек не знает, чего он хочет. В любом случае было бы полезно прочитать это небольшое произведение (в интернете оно есть).

Жермена де Сталь (1767 – 1816) – очень известная, авторитетная во всей Европе женщина, писательница. К её мнению прислушивались, за критику в свой адрес Наполеон её выслал из Франции, она написала первые романтические романы, где главной героиней стала женщина «Дельфина» (1802), «Коринна» (1807), которые сегодня являются достоянием лишь истории литературы.

Неплохая поэтесса Марселина Деборд-Вальмор (1786-1859).

ЭЛЕГИЯ

Он грустен был и тих. И — странно — голос милый, /

Который был всегда так нежен и глубок,
Звучал на этот раз с такою дивной силой, /

Как будто говорил не человек, а бог...

Он долго говорил... А из меня по капле /

Сочилась жизнь... Так кровь из вскрытых вен течет...
От боли, нежности и жалости иссякли /

В душе слова, и страх сковал меня, как лед.

Что говорил он? Ах, упреки и рыданья... /

Я слышу их еще сейчас...
Но сколько в этот миг в нем было обаянья, /

Какой струился свет из милых влажных глаз!

Он спрашивал, за что внезапно впал в немилость! /

Увы, над женщиной любви безмерна власть:
Он был со мной, и я забыла, что сердилась, /

Вернулся он — и вновь обида улеглась.

Но он винил меня! Ах, это так знакомо! /

Я тщилась объяснить... Но он махнул рукой
И произнес слова страшней удара грома: /

— Мы не увидимся с тобой!

А я, окаменев, как статуя, сначала, /

Не вскрикнув, не обняв, дала ему уйти;
И в воздухе пустом чуть слышно прозвучало /

Ненужное ему последнее: «Прости!»

Альфред де Мюссе (1810-1857) также испытал сильнейшее влияние Байрона. Он развивает байроническую линию французской литературы, как Лермонтов в России. Прежде всего Мюссе замечательный поэт. До революции Мюссе был очень популярен в России. Главная тема его – любовь. Он воспевал любовь, которая приносила ему много страданий, и тем не менее это лучшее, что есть на свете.

Но всё-таки - люблю ль я что-нибудь на свете? //

Я Гамлета слова сейчас вам повторю:

Офелия, дитя, не верьте ни в зарю, //

Ни в синеву небес, ни в ночь, ни в добродетель,

Ни в розу пышную и алую, как кровь, //

Не верьте ни во что, - но веруйте в любовь.

Лучшие стихи Мюссе: «Ива», «Песня», «Октябрьская ночь» и др.

В последнем стихотворении Мюссе высказывает важнейшую для романтиков, вообще для поэтов мысль: о том, что страдание благотворно для души, страдание необходимая часть человеческой жизни – без страданий мы не знали бы настоящей радости. Именно Мюссе, а не Байрон, первым высказал эту мысль.

Поэт, благослови судьбы удар жестокий: /

Открыл сокровища он в сердце у тебя.

Страданье нам даёт суровые уроки, /

И лишь постигнув их, мы познаём себя.

Таков закон. Его неотвратимой власти, /

Извечной, как судьба здесь все подчинены.

Ценою тяжких мук, печалей и несчастий /

Богатства наших душ мы покупать должны.

Поэтому Мюссе призывает прощать всех тех, кто нам изменил, причинил боль и т.д.

Также стоит упоминания его известный роман «Исповедь сына века» (1836). В нём ярко, эмоционально раскрывается странная противоречивость души главного героя Октава (его прототип – сам Мюссе). Октав – в начале чистый, наивный, очень впечатлительный юноша, без памяти влюблён, и его просто потрясла измена возлюбленной с его другом (потом он узнаёт, что у неё был ещё один любовник). У него вызвало настоящий шок то, как хладнокровно и цинично она умеет лгать прямо в глаза, а он эту бесстыжую женщину считал ангелом, божеством и т.д. Октав жестоко разочарован в любви и в жизни, окунается в разврат и светское веселье, но такая жизнь ему не приносит никакой радости. Он уезжает в деревню и снова влюбляется, в женщину старше себя на 10 лет, вдову по имени Бригитта. И она по-настоящему достойна его глубокой любви, в романе она описана как идеальная возлюбленная, но в нём самом начинают происходить странные вещи, он сам портит и уничтожает собственное счастье. В нём просыпаются его прошлые разочарования и разврат, которым он успел отравиться. На ровном месте он начинает её подозревать, ревновать, грубо насмехаться над их любовью, он начал сравнивать ту, которую он любит, с продажными женщинами, с которыми он когда-то встречался. По сути, он целенаправленно и с эгоистическим наслаждением причинял любимой страдания. Причём, ревность, жестокость чередовались у него с неистовой, искренней любовью, благоговением, раскаянием, слезами. Сам он понимал весь ужас того, что он делает, точнее того, что с ним происходит, потому что это всё это он как бы совершал помимо своей воли. В нём жили два человека, добрый и злой. От этого всего она жестоко страдала, но и он сам страдал не меньше. Кончилось это тем, что она встретила хорошего человека, они полюбили друг друга. И Октав после долгих и страшных колебаний (он даже хотел убить и её, и себя) отпустил их, в нём победило добро.

В романе описано то, как под воздействием внешних неблагоприятных обстоятельств (первоначальная измена возлюбленной, развратное светское окружение), даже в целом в хорошем человеке просыпается злое, эгоистическое начало. Роман показывает, как странен и противоречив бывает человек, это знание полезно само по себе, независимо от того, как относиться к Октаву. Также роман помогает чуть глубже понять произведения других авторов, прежде всего Байрона и Лермонтова. Октав отчасти похож на Печорина.

Жорж Санд (1804-1876) – псевдоним Авроры Дюдеван, известной 19 веке романтической писательницы, одной из ярких представительниц движения эмансипации, она в своих произведениях боролась за женскую свободу, право выбирать мужа, выходить замуж по любви, право на развод, на независимую жизнь и т.д. У неё была довольно бурная жизнь. Расставшись с мужем, который был обычным человеком, она не стеснялась вступать в свободные любовные связи. Большой след оставила в жизни обоих её любовь с Мюссе. Эту любовь он и описал в романе «Исповедь сына века», значительно изменив характер героини. Бригитта лишь отчасти напоминает Жорж Санд. Потом у неё была длительная связь с великим польским композитором Шопеном. Она часто вела себя экстравагантно, демонстрируя свободу, ходила в мужском костюме, открыто курила (что в 19 веке немыслимо).

Жорж Санд автор многочисленных романов, которые были очень популярны в России. Содержанием большинства её романов является борьба неординарной, ярко чувствующей, высоконравственной и явно идеализированной героини (или героя), которую окружают косные, грубые, жадные люди, за свободу. Во второй половине 1830-х годов Жорж Санд увлекается утопическим социализмом, поэтому всё чаще её героями становятся революционеры, борцы за народное счастье, за свободу, часто это представители народа.

Самые известные романы Жорж Санд. «Лелия» (1833), в котором очень эмоционально отразился период разочарования в жизни самой писательницы, и она создала женский вариант разочарованного героя. Главная героиня, переходя от любовника к любовнику не может найти счастья (в первоначальном варианте романа было откровенно описано, что Лелия не может найти в том числе и сексуального удовлетворения, но потом этот мотив был убран). А также «Консуэлло» (1843) - о тяжёлой судьбе талантливой певицы низкого происхождения. Но в целом её творчество несколько устарело.

Среди наиболее значительных французских романтиков Альфред де Виньи (1797-1863) - поэт, достойный упоминания хотя бы за одно стихотворение. Важнейшую идею творчества Виньи можно сформулировать как трагический героизм (в духе Байрона). Виньи считал, что жизнь человека, а особенно выдающегося, талантливого, трагична, он обречён на одиночество и гибель. Единственное, что он может – это противопоставить враждебному миру стойкость духа. Если мы обречены на смерть, то нужно умереть достойно и гордо – к этому призывает Виньи. Очень хорошо сказано о нём в учебнике Тураева. Он написал не очень много, но, к сожалению, произведения Виньи у нас очень мало изданы, кроме одного замечательного стихотворения «Смерть волка» (в переводе В. Левика). О том, как мужественно, сопротивлялся обречённый волк целой своре собак, израненный ружьями и ножами охотников. Он умер в бою.

И, свору жадных псов лицом к лицу встречая, /

Волк в горло первому, охрипшему от лая,

Свои клыки вонзил, готовый дать отпор, /

Хоть выстрелы его дырявили в упор

И хоть со всех сторон ножи остервенело /

Ему наперекрёст распарывали тело, -

Разжаться он не дал своим стальным тискам, /

Покуда мёртвый враг не пал к его ногам.

Тогда он, кинув пса, обвёл нас мутным оком. /

По шерсти вздыбленной бежала кровь потоком.

Не думая о том, за что и кем сражён, /

Упал, закрыл глаза и молча умер он.

Да, я постиг тебя, мой хищный, дикий брат. /

Как много рассказал мне твой последний взгляд!

Он говорил: усвой в дороге одинокой /

Веленья мудрости суровой и глубокой

И тот стоический и гордый строй души, /

С которым я рождён и жил в лесной глуши.

Лишь трус и молится и хнычет безрассудно. /

Исполнись мужества, когда боренье трудно,

Желанья затаи в сердечной глубине /

И, молча отстрадав, умри, подобно мне.

Самый известный французский романтик - Александр Дюма-старший (1803-1870). Он писал исторические романы, но подлинной истории в них значительно меньше, чем у Вальтер Скотта. Никакого стремления проникнуть в более или менее реальные причины событий, поразмыслить над серьёзными вопросами у Дюма нет, он писал специально для широкого, массового читателя - просто, понятно и увлекательно, его главная задача – развлечь, и он с ней прекрасно справлялся, и за это простые читатели по всему миру до сих пор очень любят романы Дюма. На написание своих романов он не тратил много времени, в год публикуя по нескольку штук, всего им написано более двухсот романов, правда, поздние романы уже написаны не собственно им, а его помощниками: он лишь придумывал общую сюжетную линию и в конце слегка редактировал написанное. Дюма - крёстный отец всех современных производителей развлекательного чтива, вроде Акунина, Донцовой, Дашковой и т.д. Его романы стали классикой авантюрного жанра: «Три мушкетёра» (1844), «Королева Марго» (1845), «Граф Монте-Кристо» (1846). В них нет глубины и правды жизни, но есть правда человеческих страстей: его героями всегда двигают сильные страсти, например, роман «Граф Монте-Кристо» - это классическое описание мести как всепоглощающего чувства. Многие его романы имеют воспитательное значение, прививая чувство чести, благородства, товарищества, как, например, лучший роман о дружбе – «Три мушкетёра».

Ещё один автор знаменитых авантюрных романов Эжен Сю (1804 – 1857). Самый его известный роман «Парижские тайны» (1843), который в отличие от романов Дюма несёт некое социально-гуманистическое содержание: в ходе приключений герой открывает «дно» Парижа (как в пьесе Горького «На дне»), это мир людей отверженных, брошенных, нищих, воров, проституток, но эти люди оказываются гораздо более нравственными, чем аристократы и буржуа (в этом, кстати, и заключается романтизм романа). В этом смысле Эжен Сю является предшественником Гюго.

Литература

1. История французской литературы. Т.2. 1789-1870. – М.: Академия наук СССР, 1956. – 730 с.

2. Писатели Франции / Составитель Е.Г. Эткинд. – М.: Просвещение,1964. – 700 с.

Виктор ГЮГО (1802-1885).

Самый знаменитый французский романтик, лучший прозаик среди романтиков вообще. Ещё он самый поздний европейский романтик.

Гюго - один из самых великих гуманистов 19 века. Гуманизм – это проповедь любви к человеку, страдающему, униженному и оскорблённому, сострадание прежде всего к простому народу, живущему в нищете. До самой старости Гюго сохранил оптимистическую веру в добро, в человека, в то, что мир, человеческая история, жизнь каждого человека имеют высокий смысл. Смысл этот – победа добра, справедливости, любви над злом, эгоизмом, насилием, радости над страданием. Каждый человек обязан внести свой вклад в глобальный процесс построения идеального общества справедливости и любви. Огромную роль в этом процессе играет литература, писатели – это вожди, учителя народа, проповедники возвышенных идей. Они художественно, эмоционально воздействуют на человеческие души, потрясают их, исправляют, наполняют добротой и состраданием.

Жизнь Гюго.

Это был человек с ярким, неугомонным характером, страстный, неравнодушный, активный. К 25 годам он уже стал главой французских романтиков и оставался им в течение 50 лет. В 1830-м году на премьере романтической драмы Гюго «Эрнани» произошло в буквальном смысле побоище, драка между сторонниками классицизма и романтизма. Победили молодые романтики, и романтизм окончательно победил классицизм.

Но заниматься только литературой он не мог, он хотел непосредственно вмешиваться в реальную жизнь, улучшать её. В 1840-е годы он увлёкся политикой, сблизился с самим королём, одно время даже претендовал на пост премьер-министра. Гюго принял активное участие в революции 1848 года как депутат Законодательного собрания. Но самое главное начинается в 1851 году, когда Луи Бонапарт, племянник Наполеона, совершил государственный переворот, незаконно объявил себя императором Наполеоном III, уничтожил республику. И вот тогда Гюго, писатель, пользующийся огромным уважением народа, имеющий большое общественное влияние, объявил новому императору, которого считал преступником, настоящую войну. Он призвал народ к вооружённому сопротивлению. За его поимку была обещана огромная награда, и Гюго тайно уехал из Франции в Англию. Там он продолжал борьбу, писал очень резкие обличительные стихи и прозу против императора, которые тайно печатались во Франции и имели большой успех. Вернулся он на родину как победитель в 1870-м году, когда режим Наполеона III пал.

Его семейная жизнь сложилась крайне непросто. Когда ему было 30 лет у него была жена и четверо детей, но он полюбил другую, актрису Жюльетту Друэ. Самое интересное, что с женой он остался в дружеских отношениях, не развёлся и жил то с семьёй, то с той женщиной, любовницей, которая всегда жила неподалёку. Жена об этом знала, но согласилась так жить.

Фактически они все составляли одну семью: Гюго, две его жены и дети. В 1843 году старшая дочь, катаясь на лодке, утонула вместе с мужем. В 1871 году от внезапной болезни умирает сын, через два года то же происходит со вторым сыном. А младшая дочь сошла с ума. Но в утешение ему остались внук и внучка.

Творчество Гюго.

Творчество Гюго многообразно, во Франции его чтят как великого поэта и драматурга, освободившего французскую поэзию и драму от классицистических канонов. Как ни странно, поэзия - самая объёмная часть его творчества. Но во всём мире он известен прежде всего как величайший романист.

Художественные особенности. Главная цель Гюго – произвести на читателей как можно более сильное, яркое впечатление, потрясти душу. Чтобы привлечь читателя к серьёзным, глубоким проблемам он использует внешнюю эффектность. Эффектность – основной принцип романтической поэтики Гюго. Для её создания он почти до предела сгущает реальную жизнь, преувеличивает отдельные черты, эмоции, страсти своих героев. Любимые его приёмы – гротеск и резкий контраст – столкновение крайних противоположностей, допустим, безобразия и ангельской красоты. Гюго часто создаёт малоправдоподобные, редкие в реальной жизни, но очень яркие сюжетные ситуации. Вообще сюжет в романах Гюго – очень напряжённый, увлекательный, приключенческий, хотя он порой прерывается авторскими отступлениями, рассуждениями на самые разные темы. Его стиль очень эмоциональный, яркий, эффектный, со множеством эпитетов, метафор, нарочито красивых выражений, афоризмов, парадоксов. Парадокс - неожиданное, непривычное, или противоречивое высказывание. Например, в «Отверженных»: «Украв у мальчика деньги, он совершил то, на что уже был не способен» (Ч. 1, кн. 2, гл. 13).

Исходя из всего вышесказанного, читать Гюго очень интересно. Но есть и недостатки, происходящие из достоинств: 1. неубедительность – иногда Гюго пишет настолько неправдоподобно, преувеличенно, что перестаёшь воспринимать всё, что он описывает всерьёз. 2. манерность, нарочитая красивость. 3. многословие.

Основные идеи прозы Гюго. Каждый его роман доказывает одну и ту же мысль – те люди, которых в обществе привыкли отвергать, презирать, считать преступниками, злодеями, людьми безнравственными, не всегда являются таковыми на самом деле. Речь идёт о проститутках, преступниках, людях с безобразной внешностью. Гюго призывает различать внешность, внешние, видимые поступки и внутренний мир человека, его душу, призывает увидеть в них сквозь внешнее зло внутреннее, более глубокое, спрятанное добро, призывает не делать поспешных выводов о человеке, быть милосердным к тем, кто сначала вызывает отвращение. Эта мысль Гюго основана на общем для романтизма тезисе о сложности и противоречивости человеческой души. В романах Гюго зло оборачивается добром, добро – злом, безобразие – красотой, в целом добрый человек иногда совершает злые поступки и наоборот, злой – добрые и т.д.

Ранние романы Гюго – «Ган Исландец» (1823), «Бюг Жаргаль» (1826) малоизвестны. Третий роман Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831) – самый популярный его роман. У него самый интересный захватывающий сюжет. Действие происходит в экзотической обстановке средневекового Парижа 15 века.

Главный герой – Квазимодо – олицетворение несправедливо обиженного, его обидела природа, он родился страшным уродом. Квазимодо изначально обречён на человеческую злобу, насмешки, непонимание, одиночество. Его окружает зло, и он становится злым в ответ. А на самом деле в глубине души он добр, способен на самые нежные чувства. Квазимодо - звонарь Собора Парижской богоматери – главного собора Парижа, он очень любит свои колокола, каждому из которых он дал имя.

Важнейший эпизод романа – книга 6, глава 4: когда толпа осмеивала, оскорбляла несправедливо наказанного, стоящего у позорного столба Квазимодо, он попросил пить. Неожиданно прекрасная юная девушка Эсмеральда, уличная плясунья, поднесла к его пересохшим губам свою флягу с водой.

Это необыкновенное проявление доброты и милосердия потрясло Квазимодо, Эсмеральда пробудила в его душе глубокую и чистую любовь. Эта сцена яркий пример контраста в творчестве Гюго, и он его специально подчёркивает своим восклицанием: «Кого бы не тронуло зрелище красоты, свежести, невинности, очарования, хрупкости, пришедшей в порыве милосердия на помощь воплощению несчастья, уродства и злобы!».

Через некоторое время уже Квазимодо спасает от несправедливой смертной казни Эсмеральду, на глазах у всех он уносит её в собор, и в этот момент этот урод, полный любви и благородной отваги кажется прекрасным (книга 8, глава 6).

Гюго уравнивает эти два образа – отвратительного Квазимодо и прекрасную Эсмеральду, они оба несправедливо обижены, но они оба способны на сострадание, на добро. Они равны, так как в человеке главное не внешность, а душа. Именно через них Гюго выразил основную идею романа – призыв к милосердию.

Любовь Квазимодо к Эсмеральде - высшая форма любви в романе – это любовь альтруистическая, в ней нет ни капли эгоизма. О себе самом Квазимодо не думает, ни на что не рассчитывает, его цель – не своё счастье, а счастье и благополучие Эсмеральды, он готов за это отдать всё, собственную жизнь, готов привести к ней своего ненавистного соперника, капитана Феба. Такова, с точки зрения Гюго, настоящая любовь.

Важная часть романа – исследование иррациональности, сложности человеческой души. В этом смысле важен образ Клода Фролло, главного священника собора, приёмного отца Квазимодо.

Фролло влюбился в Эсмеральду, но это не чистая любовь, а плотская, эгоистическая страсть, для которой сама Эсмеральда – лишь средство удовлетворения. И эта страсть парадоксальным образом становится причиной его ненависти к Эсмеральде. В нём эти два противоположных чувства живут одновременно. Дело в том, что для него как для католического священника любовь к женщине – смертный грех. Страсть, возникшая помимо его воли, породила в его душе смятение, внутреннюю борьбу. С одной стороны, он считает, что Эсмеральда ведьма, она своей бесовской красотой толкнула его на грех, околдовала, он ненавидит её, её хватают и ведут на казнь, по его приказу. Но с другой стороны, он её страстно любит и даже готов отказаться от христианства ради счастья с ней, готов отдаться чарам ведьмы. В тюрьме он предлагает ей свою страсть, но она его боится и отвергает, и он отправляет её на смертную казнь.

Сама Эсмеральда довольно глупо влюблена в красавца капитана Феба, который в самом начале романа спас её от опасности, явился прекрасным благородным рыцарем из мечты, на белом коне, в шляпе с перьями и т.д. Это первоначальное восприятие заслонило истинное лицо этого человека, легкомысленного и пустого эгоиста, не способного на глубокие чувства. Эсмеральда влюблена в его внешность и думает, что душа соответствует внешности, она не видит истины, не хочет видеть. Её любовь искренняя, чистая, но глупая, слепая.

Смысл романа – воспевание истинной, жертвенной любви и милосердия.

Далее роман – «Отверженные» (1862). Лучший роман Гюго, лучший романтический роман вообще. Он очень объёмный, приблизительно равен «Войне и миру». Но его пять частей неравноценны. Лучшими являются первые 500 стр. (часть 1 и первые три книги 2 части).

В дальнейших частях описаны продолжающиеся приключения Жана Вальжана и Козетты, скрывающихся от Жавера. Это именно приключения, сюжет принимает именно такой характер, он интересен, но ничего нового, столь же глубокого, как в начале, в дальнейших частях нет. Среди прочего есть описание неудавшейся революции 1832 года, баррикадные сражения. Там появляется ставшим очень знаменитым персонаж – уличный мальчик Гаврош, смелый, весёлый, который помогал восставшим и был убит на баррикаде. Этот эпизод входил при советской власти в школьную программу.

Далее Гюго пишет неплохой, он малоизвестный роман «Труженики моря» (1866), где рассказывается о жизни французских рыбаков, о героизме одного из них, вступившем в борьбу с огромным осьминогом. Более известен роман, действительно интересный - «Человек, который смеётся» (1869). О приключениях Гуинплена, юного английского лорда, которого по приказу короля в раннем детстве выкрали, изуродовали (разрезали уголки рта), и он, не зная, кто он на самом деле, стал бродячим актёром.

Но потом он опять делается лордом, разочаровывается и возвращается к актёрам. Ещё до того, как стало известно, что он лорд, в него, урода, влюбляется знатная леди Джозиана, ей нужны сильные, необычные чувства. Вот её слов: «Иметь любовником человека презренного, гонимого, смешного, омерзительного, выставляемого на посмешище к позорному столбу, - в этом особое наслаждение». В романе много ярких, впечатляющих сцен, но всё же в нём слишком много рассуждений автора и слишком много преувеличений. Так что шедевром этот роман назвать нельзя.

И последний роман Гюго «Девяносто третий год» (1874). Один из ярчайших примеров того романтизма, который существует вопреки разуму. Описан один из эпизодов жестокой гражданской войны между белыми (роялистами, сторонниками короля) и синими (революционерами).

Маркиз Лантенак, вождь восставших, белых, прославившийся особой жестокостью (сжигавший целые деревни), попал в плен к синим. Он мог бы убежать, однако он остался, чтобы спасти от пожара детей и поэтому попал в плен. Казнить Лантенака - значит наверняка подавить восстание, прекратить потоки крови. Но Говэн, командир синих, человек благородной души, настоящий романтический герой, выпускает Лантенака из соображений возвышенного гуманизма. Он не может допустить, чтобы они, революционеры, борцы со злом во имя лучшего будущего (так считал Говэн и сам Гюго), казнили врага, который совершил самоотверженный, благородный поступок (спас детей). Совершенно очевидно, что Лантенак по-прежнему ненавидит революционеров и будет с ними бороться до конца, прольётся новое море крови. Всё это Говэн разумом понимает, но поступает в соответствии со своим сердцем, как истинный романтик. В конце его казнят свои как предателя, но все симпатии на его стороне. Гюго в романе воспел романтический гуманизм, который с точки зрения разума и реальной жизни не только глуп, но и часто преступен.

Литература

1. Бахман С.Р. «Отверженные» Виктора Гюго. – М., 1968. – 104 с.

2. Трескунов М. Виктор Гюго. – М., 1968. – 162 с.

3. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с. – (Биография писателя).

4. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. – Кишинёв, 1982. – 246 с.

5. Толмачёв М.В. Свидетель века Виктор Гюго [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.philology.ru/literature3/tolmachov-88.htm

6. Евнина Е.М. Виктор Гюго [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.philology.ru/literature3/evnina-73.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: