Американский романтизм

История возникновения США.

Северная Америка стала заселяться европейцами (в основном англичанами) с начала 17 века. Америка долгое время была колонией Великобритании. 4 июля 1776 года было объявлено об образовании нового самостоятельного государства Соединённые Штаты Америки, началась война с Англией за независимость, которая закончилась в 1783 году победой американцев. США – первая демократическая республика, где народ выбирает президента (сейчас подавляющее большинство стран мира переняли политическое устройство Америки). При устройстве США были воплощены основные принципы просветителей. Главный принцип жизни в США: равноправие всех граждан и свобода каждого добиваться своего индивидуального счастья и благополучия, как он его понимает, не нарушая закона. Правда, при этом не было отменено рабство, и чернокожие рабы не считались гражданами.

Первый всемирно известный американский писатель - Вашингтон Ирвинг (1783-1859).

Прославился он в основном своими новеллами, первый сборник вышел в 1819 году. Большинство его новелл имеет иронический, юмористический оттенок. Самая знаменитая – «Рип Ван Винкль» (1820). Добродушный, ленивый деревенский житель, которого постоянно пилит сварливая жена, однажды встречает в горах странных людей. Выпив их странного вина, он засыпает. Проснувшись утром и возвратившись в родную деревню, он её не узнаёт. Оказывается, он спал 20 лет, превратился в старика.

Много у Ирвинга новелл псевдоужасных, где он смеётся над людьми, верящими в нечистую силу. Например, «Легенда о Сонной лощине», но голливудский фильм ужасов «Сонная лощина» якобы снятый по мотивам новеллы Ирвинга имеет с ней немного общего.

Сюжет новеллы «Легенда об арабском звездочётце» использовал Пушкин для своей «Сказки о золотом петушке» (кстати, факт этот обнаружила Анна Ахматова, серьёзно исследовавшая творчество Пушкина).

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) - знаменитый автор приключенческих романов в основном про индейцев, хотя не только.

Первый роман опубликован в 1821 году. Лучшее, что создал Купер – это пенталогия, серия из пяти романов - «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры», «Прерия» - объединённых образом благородного одинокого охотника, известного под прозвищами Следопыт, Зверобой, Кожаный чулок, Соколиный Глаз и др. Это история завоевания белыми первопроходцами, пионерами, Дикого Запада, западных территорий США. Впервые Купер открыл для широкого читателя интересные обычаи, жизнь американских индейцев. Индейцы воюют с белыми, защищая свою территорию. Кроме того, англичане воюют с французами, отдельные индейские племена воюют друг с другом.

Романы Купера были всегда очень популярны именно в России. Белинский и Лермонтов считали его великим писателем. Начиная с 30-х годов 19 века вплоть до самого недавнего времени русские мальчишки непрерывно играли в индейцев, стреляли из луков, именно благодаря увлекательным романам Купера. Индейские слова «скальп», «томагавк», «бледнолицый», «краснокожий», «вигвам» и т.д. вошли в русский язык.

Генри Лонгфелло (1807-1882) – поэт-романтик, прославился своей прекрасной поэмой «Песнь о Гайавате» (1855), которая является поэтическим переложением красивой и своеобразной индейской мифологии.

Хотя надо признать, что сюжетное содержание поэмы достаточно традиционно для всех фольклорных произведений, мифов, сказок: богатырь, совершающий разнообразные подвиги во имя своего народа. Написана очень просто, понятно, ярко и поэтично, с душевной теплотой.

На русский язык поэму великолепно перевёл Иван Бунин.

Если спросите – откуда / Эти сказки и легенды

С их лесным благоуханьем, / Влажной свежестью долины,

Голубым дымком вигвамов, / Шумом рек и водопадов,

Шумом, диким и стозвучным, / Как в горах раскаты грома?

- Я скажу вам, я отвечу: / "От лесов, равнин пустынных,

От озер Страны Полночной, / Из страны Оджибуэев,

Из страны Дакотов диких, /

С гор и тундр, с болотных топей,

Где среди осоки бродит / Цапля сизая, Шух-шух-га.

Повторяю эти сказки, / Эти старые преданья

По напевам сладкозвучным / Музыканта Навадаги".

Натаниэль Готорн (1804-1864) – родился в среде пуритан и описал её. Пуритане – это английские протестанты, в большом количестве заселившие Америку, отличались особой строгостью нравов. Себя они считали носителями чистого, истинного христианства (пур – чистый). Жёстко пресекали всякое инакомыслие, наказывали любое отступление от норм их морали. На площади каждого городка обязательно стоял позорный столб, к которому приковывали провинившихся. Жестоко наказывалось прелюбодеяние, иногда даже смертной казнью.

Самый известный роман Готорна «Алая буква» (1850).

Главная героиня молодая женщина Эстер, будучи замужем, после двухлетнего отсутствия нелюбимого пожилого мужа-учёного, отправившегося в дальнюю экспедицию, родила дочь. То, что муж за 2 года ни разу не писал и Эстер считала его погибшим, суд признал смягчающим обстоятельством и приговорил её не к смертной казни, а только к трём часам у позорного столба и вечному бесчестью. Она должна была всю жизнь ходить в чёрном платье, на котором была вышита крупная алая буква А, что значит адюльтер – прелюбодеяние, никто с ней не имел права дружить и даже просто разговаривать.

Эстер стойко переносила все невзгоды, сосредоточившись на воспитании дочери. Она наотрез отказалась назвать имя своего любовника, чтобы он не пострадал. Постепенно выясняется, что этим любовником был священник, который её собственно и допрашивал. Он испытывает моральные муки от того, что не в силах открыто признать свою вину. Они любят друг друга, но в их положении счастье невозможно. За свою попытку быть счастливыми они расплачиваются всю жизнь. Неожиданно приехавший муж живёт мечтой о мести и всё время ищет любовника жены. Объективный смысл романа – разоблачение жестокости, узости пуританской морали, лишающей человека права на счастье.

Кроме этого, Готорн писал неплохие новеллы, с налётом таинственности и мистики. Например, в новелле «Молодой Браун» используется гофмановский приём мерцания смысла: невозможно однозначно понять, бесовский шабаш ведьм привиделся главному герою во сне или он действительно его видел.

Герман Мелвилл (1819-1891) - необычный писатель. В юности он был матросом, а потом стал писать книги. Естественно, что большинство из них были о море.

Лучший его роман «Моби Дик, или Белый кит» (1851). Плавание обычного китобойного судна под названием «Пекод» неожиданно оказывается очень необычным. Капитан Ахав объявляет, что они будут не просто охотиться за китами, но преследовать одного определённого кита, белого, необыкновенно большого и агрессивного, который потопил уже много кораблей. Ахав уверен, что этот белый кит, по кличке Моби Дик – воплощение мирового зла, и что убить этого кита - его высшее предназначение.

Ахав – человек необыкновенной, нечеловеческой силы духа, мужества, упорства. Внешность у него соответствующая: через всё лицо страшный шрам, одна нога костяная (вместо настоящей, которую откусил Моби Дик). Он вызывает восхищение, уважение, но и одновременно ужас, он безумный фанатик своей идеи, с точки зрения обычной человеческой логики он подвергает всю команду неоправданному, бессмысленному риску. Все знают, что убить Моби Дика почти невозможно, но даже и убив его, мир не изменить, зло в нём не уничтожить. Но всё дело в том, что Ахав – это романтический герой, живущий вопреки человеческой логике, его стремление иррационально, неразумно, но так сильно, что никто не может его ослушаться.

Весь роман проникнут ощущением неизбежной Судьбы. И капитан, и многие другие предчувствуют свою гибель во время этой охоты, но не могут противостоять Судьбе. Всё должно произойти так, как должно произойти. Ахав и его команда - символизируют всё человечество, и такова судьба всех людей – безнадёжно противостоять враждебному внешнему миру, враждебной к человеку природе, которую воплощает этот злой, огромный, непостижимый кит. И в этом противостоянии человечеству суждено погибнуть. В этом романе есть что-то величественное, потрясающее, трагическое. Он очень напоминает древнегреческую трагедию.

В романе много ярких, необыкновенных сцен, связанных с охотой на китов, и, конечно, наиболее впечатляют последние главы о последней охоте на Моби Дика, который, весь израненный гарпунами, из последних сил таранит «Пекод» и все погружаются в пучину океана.

Роман также необычен тем, что в нём множество самых разнообразных отступлений от сюжета. Во-первых, это почти научные сведения о китах, подробные описания китобойного промысла. Во-вторых, это философские размышления разных персонажей о жизни.

Основная идея – утверждение трагического фатализма, неизбежного свершения трагической Судьбы Человека и Человечества.

Литература

1. Гиленсон Б.А. История литературы США. – М., 2003. – 704 с.

2. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХIX века. – М., 1972. – 286 с.

Эдгар Аллан ПО (1809-1849).

Самый знаменитый, лучший американский романтик.

Жизнь.

Его творчество во многом обусловлено его странной и страшной жизнью. Он постоянно сталкивался со смертью близких людей. Когда Эдгару был год, бесследно исчез его отец, через год умерла от туберкулёза мать. Тем не менее, воспитывался Эдгар в благополучной семье, которая взяла его на воспитание. Когда ему было 14 лет, он сильно влюбился в 30-летнюю женщину, красивую, образованную, любящую искусство. Несмотря на разницу в возрасте, они стали духовно близки. Но через год она сошла с ума и умерла. Естественно, это произвело на него огромное впечатление.

После смерти приёмной матери, он нашёл приют у родной тёти, у неё была дочь Вирджиния, на 13 лет младше Эдгара, постепенно они сблизились и, когда ей было 13 лет, а ему 26, они обвенчались, скрыв истинный возраст невесты – с полного согласия её матери. Вирджиния была очень болезненной и инфантильной, выглядела всегда моложе своих лет, была неразвита ни физически, ни духовно. Их семья существовала так: Эдгар работал, писал, хозяйство вела тётя (она же тёща), а Вирджиния играла в куклы. Но главное, что муж её любил и был вполне счастлив.

Через 7 лет их счастье закончилось. Однажды, когда Вирджиния пела, у неё из горла пошла кровь. Она заболела туберкулёзом и в течение 5 лет медленно умирала, лежала, почти не вставая, её и всех окружающих мучил постоянный кашель. По стал пить, впадал в длительные запои, от переживаний у него стали случаться приступы безумия, потери ориентации в пространстве, его часто находили бродившим по окрестностям в невменяемом состоянии. После смерти жены По прожил всего два года.

Всю свою жизнь Эдгар По, этот замечательный писатель и поэт, произведения которого вот уже более 150 лет удивляют и привлекают огромное число читателей, вынужден был бороться с нищетой. Он работал день и ночь, писал рассказы, стихи, статьи, но выбрался из нищеты только в самом конце жизни.

Итак, жизнь для него обернулась страшным, враждебным хаосом, злом. Этим объясняется мрачный, пессимистический характер его произведений, также понятно, откуда взялся постоянный мотив умершей прекрасной возлюбленной.

Закончена с жизнью опасная схватка. /

Болезнь разрешилась, прошла лихорадка.

Зовут её жизнь, а она – лихорадка.

Спокойно в постели лежу распростёртый. /

И всякий, кто взглянет, подумает: мёртвый.

Боренью, горенью, страданью, стенанью /

Конец положило одно содроганье.

Не ведал я в жизни ужасней напасти, /

Чем жажда в волнах иссушающей страсти,

Средь мутной реки иссушающей страсти.

(Одно из последних стихотворений)

Особенности творчества.

1. Глубочайший пессимизм. Жизнь страшна и ужасна. В ней неизбежно царят смерть, зло, преступление. Зло таится в иррациональной натуре самого человека, зло подстерегает человека извне, из природы, от мистических тёмных сил и т.д. Смерть встречается в большинстве произведений По.

2. Таинственность. Главная тема По – Тайна, его влечёт всё непонятное, скрытое, загадочное, иррациональность, необъяснимость бытия. Таинственность есть в абсолютном большинстве его произведений.

3. Странное сочетание признания иррациональности, принципиальной необъяснимости души человека, мира в целом и любви к логике, к почти математическому анализу. По увлекался разгадыванием логических загадок, поэтому именно он стал создателем детективного жанра. Впрочем даже в своей любви к логике По впадал в преувеличения и был иррационален.

4. Стремление к убедительности, детальность при описании самых фантастических событий. Фантастику По преподносит как нечто реально бывшее, убеждает в этом читателя. Именно поэтому почти все его рассказы написаны от первого лица, от имени «я». Впервые на это внимание обратил Достоевский в своей статье 1861 года «Три рассказа Эдгара По». Достоевский привёл яркий пример. Рассказ По «История с воздушным шаром» был опубликован в газете без пометки, что это художественное произведение. Рассказ - о перелёте воздушного шара через Атлантический океан из Европы в Америку, что в то время было просто невозможно. Но большинство читателей поверили рассказу как очерку очевидца, и отправились посмотреть на упавший шар, так как По написал, что он упал неподалёку.

5. С другой стороны, большая часть его рассказов построена на нарушении элементарнейшей правдоподобности. Читая рассказы Эдгара По, о правдоподобии нужно забыть.

5. Огромное значение По придавал художественной форме, каждому её элементу. Произведение – это единое гармоническое целое, в котором важна каждая деталь, всё создаёт необходимое эстетическое впечатление. Не во всех его рассказах, но в самых лучших - выверено каждое слово, каждое описание, каждая деталь, фразы выстроены музыкально, ритмически.

Рассказы.

1. Страшные мистические рассказы.

Потусторонние силы вмешиваются в человеческие дела.

«Маска Красной смерти».

Некую страну опустошает страшная болезнь вроде чумы – Красная смерть, люди умирают тысячами. Спасения нет, но принц решил избежать смерти и даже посмеяться над ней. Он наглухо заперся с придворными в своём замке и устроил весёлый маскарад, настоящий пир во время чумы – в то время как его подданные умирали. В 12 часов ночи вдруг все увидели новую незнакомую маску и оцепенели от ужаса. Маска изображала симптомы страшной болезни. Это была маска Красной смерти. Принц рассердился, попытался сорвать с незнакомца маску, но был убит. Когда же подданные маску сорвали, под ней ничего не было. Это сама Смерть пришла мстить за неуважение к ней. Все участники маскарада тут же заразились Красной смертью и стали умирать – не выжил никто.

«Лигейя». После смерти первой жены Лигейи, герой женился на другой, но и она таинственным образом, без видимой причины умирает. Читателю из намёков понятно, что её убил призрак ревнующей умершей Лигейи. Далее труп второй жены неожиданно оживает, открывает глаза к ужасу героя, но это глаза Лигейи. Она убила соперницу и переселилась в её тело.

Ещё несколько рассказов описывают в том или ином виде воскрешение умершей прекрасной возлюбленной героя: «Морелла», «Элеонора».

Самый важный рассказ группы – «Чёрный кот» (семинар). В рассказе есть мистика, но главное – то, что в нём показана ужасающая сложность, иррациональность человеческой души (дух противоречия). Этот рассказ повлиял на Достоевского, который развил его мотивы в повести «Записки из подполья».

2. Страшные психологические рассказы.

Самая многочисленная и прославленная группа рассказов. В их центре – необычные, иррациональные, в основном негативные психические состояния – страх, ужас, безумие, бред, обморок, необъяснимая злоба и т.д. И опять всё так или иначе связано со Смертью.

Рассказ «Падение дома Ашеров» (семинар) интересен тем, что это классический пример постепенного нагнетения ужаса.

«Колодец и маятник» - один из немногих рассказов Эдгара По со счастливым финалом. Герой с помощью своего разума, логического анализа ситуации избавился от страшной, мучительной и очень необычной смерти. Герой в тюрьме однажды проснулся привязанным к кровати, а прямо на него с высокого потолка очень медленно спускается огромный, качающийся остро отточенный маятник, всё отчётливее слышен, как со свистом разрезает воздух. Также здесь есть попытка проникнуть в сознание человека, находящегося в обмороке.

«Низвержение в Мальстрем» - описано потрясающее природное явление – гигантский водоворот у берегов Норвегии, в который попали два рыбака и их засасывает внутрь. Один из них испытывает одновременно ужас от скорой гибели и восторг от созерцания столь необыкновенного зрелища. Но ему удаётся спастись с помощью опять-таки своего разума.

Также интересны рассказы «Овальный портрет» и «Береника».

Чтобы полноценно насладиться страшными рассказами Эдгара По, нужно их читать в соответствующей обстановке: поздним вечером, ночью, в тёмной комнате, лучше при свечах - выразительным зловещим шёпотом, чтоб мурашки по коже.

3. Детективные рассказы.

Эдгар По – создатель жанра классического детектива. Детектив – это рассказ о загадочном преступлении, которое раскрывает с помощью своих необыкновенных логических способностей выдающийся сыщик. Именно логические размышления занимают самое значительное место в детективе. Само собой, важно, чтобы разгадка была неожиданной.

Главный смысл детективов По – прославление человеческого разума, но не обычного, обывательского, а сверхнормального, способного посмотреть на ситуацию с абсолютно новой, неожиданной, оригинальной точки зрения и раскрыть загадку тогда, когда никто не может ничего понять. Очень ярко это показано в рассказе «Похищенное письмо». Чтобы найти письмо полиция почти буквально перерыла весь дом в поисках самых невероятных тайников: в стенах, в мебели и т.д. Но полицейские не догадались, что можно спрятать письмо там, где никто не будет искать, то есть положить его на самом видном месте. Иногда надёжно спрятать – значит не прятать вовсе. Главный герой логически это понял и легко нашёл письмо.

Ещё более интересны рассказы «Убийства на улице Морг» (семинар) и «Золотой жук» (последний - не совсем детектив: там герой не раскрывает преступление, а находит пиратский клад по зашифрованной старой рукописи).

4. Научно-фантастические и приключенческие рассказы.

Эдгар По был одним из тех, кто заложил основы жанра научной фантастики. Рассказы этого жанра: «История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» - о путешествии на Луну на воздушном шаре. «Повесть Крутых гор» - о том, как герой вступив в некую безлюдную долину вдруг попал в другое время и другое пространство, душа его на время переселилась в другого давно умершего человека из прошлого.

Близки научно-фантастическим рассказам, рассказы о разнообразных приключениях. Самый интересный из них - «Рукопись, найденная в бутылке». Герой во время страшного шторма попадает на некий странный гигантский корабль (где матросы похожи скорее на призраков, чем на людей, они не замечают новоприбывшего, хотя он не прячется), корабль несётся среди льдов и полной тьмы к южному полюсу, герой чувствует, что он находится на пороге каких-то совершенно небывалых открытий. «Мы, без сомнения, быстро приближаемся к какому-то ошеломляющему открытию, к разгадке некоей тайны, которой ни с кем не сможем поделиться, ибо заплатим за нее своею жизнью».

5. Шуточные рассказы. В этих рассказах неожиданный шутливый финал.

Лучший – «Заживо погребённые» (или «Преждевременное погребение») (семинар). «Очки». Главный герой близорук, но стесняется носить очки. Он влюбляется в прекрасную даму, которая чуть старше его. Но когда он после свадьбы надел очки и, наконец, разглядел её по-настоящему, оказалось, что ей 82 года. Более того, она его родная прапрабабушка. Ситуация абсолютно фантастическая, но она в рассказе очень подробно и даже почти правдоподобно объяснена.

Также интересен рассказ «Система доктора Смоля и профессора Перро».

Лирика.

Эдгар По – один из самых выдающихся поэтов с мировым именем. Он написал немного стихотворений, но среди них несколько бесспорных шедевров.

Особенности его поэзии: необыкновенное, таинственное содержание, а также необыкновенная музыкальность, напевная интонация, основанная на обилии повторов, необычная строфика, ритмика.

Лучшее стихотворение, которое должны знать все, а филологу не знать его просто стыдно, - «Ворон» в переводе К. Бальмонта.

Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,

Над старинными томами я склонялся в полусне,

Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,

Будто кто-то постучался - постучался в дверь ко мне.

"Это, верно, - прошептал я, - гость в полночной тишине,

Гость стучится в дверь ко мне".

Подавив свои сомненья, победивши опасенья,

Я сказал: "Не осудите замедленья моего!

Этой полночью ненастной я вздремнул, - и стук неясный

Слишком тих был, стук неясный, - и не слышал я его,

Я не слышал..." Тут раскрыл я дверь жилища моего:

Тьма - и больше ничего.

Стук повторяется и в окно входит старый ворон. Герой, чтобы развеять одиночество и горе по умершей возлюбленной, обращается к ворону с риторическими вопросами о том, сможет ли он когда-нибудь стать счастливым, забыть прекрасную Ленору или, может, встретиться с ней после смерти. На все вопросы Ворон отвечал страшным словом: «Никогда». Он символ ужаса и безнадежности человеческой жизни.

Второе замечательное стихотворение «Аннабель Ли» также в переводе Бальмонта.

Это было давно, это было давно,

В королевстве приморской земли:

Там жила и цвела та, что звалась всегда,

Называлася Аннабель-Ли,

Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли.

Но любили мы больше, чем любят в любви, -

Я и нежная Аннабель-Ли,

И, взирая на нас, серафимы небес

Той любви нам простить не могли.

Оттого и случилось когда-то давно,

В королевстве приморской земли, -

С неба ветер повеял холодный из туч,

Он повеял на Аннабель-Ли;

И родные толпой многознатной сошлись

И ее от меня унесли,

Чтоб навеки ее положить в саркофаг,

В королевстве приморской земли.

Половины такого блаженства узнать

Серафимы в раю не могли, -

Оттого и случилось (как ведомо всем

В королевстве приморской земли), -

Ветер ночью повеял холодный из туч

И убил мою Аннабель-Ли.

Но, любя, мы любили сильней и полней

Тех, что старости бремя несли, -

Тех, что мудростью нас превзошли, -

И ни ангелы неба, ни демоны тьмы,

Разлучить никогда не могли,

Не могли разлучить мою душу с душой

Обольстительной Аннабель-Ли.

И всегда луч луны навевает мне сны

О пленительной Аннабель-Ли:

И зажжется ль звезда, вижу очи всегда

Обольстительной Аннабель-Ли;

И в мерцаньи ночей я все с ней, я все с ней, /

С незабвенной - с невестой - с любовью моей -

Рядом с ней распростерт я вдали, /

В саркофаге приморской земли.

Эдгар По очень сильно повлиял на новые модернистские направления в европейской литературе конца 19 века, символизм прежде всего. Русские символисты – В. Брюсов, З. Гиппиус, Ф. Сологуб - писали очень интересные рассказы в духе Эдгара По.

Литература

1. Аллен Г. Эдгар По. – М.: Молодая гвардия, 1984. - 334 с.

2. Мисрахи А. Эдгар Алан По. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 316 с.

3. Зверев А.М Вдохновенная математика Эдгара По [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.philology.ru/literature3/zverev-03.htm

4. Сайт, посвящённый жизни и творчеству Эдгара По [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.edgarpoe.ru/tvorchestvo-edgara-po/


[1] Дословно: потерянное дитя (франц.). Так назывался часовой на передовом посту в армии времен французской революции 1789 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: