Появление в начале 90-х годов XX в. большого числа мелких собственников и различных форм хозяйствования, потребовали регулирования земельных отношений на самом нижнем уровне власти — местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определили порядок формирования территории местного самоуправления, определив понятие «территория муниципального образования».
Административно-территориальными образованиями любого уровня являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы власти, осуществляется местное самоуправление.
В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой
осуществляют местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются:
городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);
|
|
несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
Территории муниципальных образований устанавливают с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция Российской Федерации определила задачи органов местного самоуправления, связанных с местом проживания:
совместное использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;
совместное пользование социальной инфраструктурой; регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).
Особенности управления муниципальными образованиями возникают либо в результате законодательства субъектов Федерации, которым предоставлено право на передачу отдельных государственных полномочий, либо в результате возложения дополнительных обязанностей на органы местного самоуправления самим населением муниципального образования. В первом случае возникающие особенности касаются, как правило, всего субъекта России, во втором — конкретного муниципального образования.
У органов местного самоуправления, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.
Главный субъект и одновременно объект самоуправления — население муниципального образования, которое осуществляет местное самоуправление. В большинстве случаев местное сообщество не имеет технической и организационной возможности осуществлять местное самоуправление непосредственно и поэтому передает часть функций и полномочий от своего имени органам местного самоуправления. В этом случае органы местного самоуправления выступают в роли субъекта управления. Органы местного самоуправления как организационная структура, выступающая от лица объекта местного самоуправления — населения муниципального образования (местного сообщества), должны осуществлять два типа функций, объективно присущих этому субъекту: представлять его интересы и реализовывать эти интересы. Этим двум типам функций соответствуют представительные и исполнительные органы.
|
|
Органы местного самоуправления могут исполнять несколько различных функций. Например, хозяйствующие субъекты могут выступать как нормативной орган, как заказчик на определенные виды работ, как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности, как собственник муниципальных предприятий.
Кроме того, к системе управления развитием муниципального образования в качестве субъектов управления (наряду с органами местного самоуправления) относятся и органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Эти органы управляют муниципальными образованиями косвенно, например путем принятия законов.
Таким образом, управленческое воздействие (прямое или косвенное) на территории муниципального образования может одновременно оказывать система субъектов управления, имеющих различные интересы. Наличие такой системы субъектов управления — основная особенность муниципального управления.