double arrow

Испанское Возрождение

2

Мигель де Сервантес (1547 – 1616) – величайший испанский писатель, классик мировой литературы.

Его жизнь полна несчастий, он принимал участие в войне с турками, после нескольких ранений он не владел левой рукой, пять лет томился в плену у пиратов в Северной Африке, потом ещё несколько раз сидел в тюрьме за растрату казённых денег, он занимал разные государственные должности. Умер в нищете. Всемирную славу после смерти принёс ему роман «Дон Кихот» (полное название «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», часть 1 – 1605, часть 2 – 1615). По некоторым подсчётам это самая издаваемая книга в мире после Библии.

Существуют два основных перевода романа на русский язык: есть полный перевод Н. Любимова в двух частях для взрослых - около 1.150 страниц; и есть так называемая обработка для детей (среднего и старшего школьного возраста) Б. Энгельгардта – около 550 страниц (правда, чуть большего формата), в ней нет многих глав, в том числе нет ни одной вставной новеллы (которых в оригинале довольно много), а также нет деления на части. Я считаю, что в учебных целях стоит прочитать обработку для детей, поскольку полный вариант слишком объёмен, содержит много не очень интересных эпизодов, полный перевод можно оставить на потом, если кто захочет ознакомиться с подлинным текстом Сервантеса.

Слово «идальго» означает «мелкопоместный испанский дворянин». Дон Кихот был ярым поклонником рыцарских романов, читал их с утра до вечера.

Дело в том, что в Испании 16 век – это век расцвета и господства в литературе рыцарского романа, рыцарские романы читали все, кто умел читать, в то время как в остальной Европе рыцарские романы уже вышли из моды. Самым известным испанским рыцарским романом был «Амадис Галльский» (1508) Гарсиа Монтальво, роман, который неоднократно упоминается Сервантесом.

Дон Кихот, как пишет Сервантес, «свихнулся» на чтении рыцарских романов, и в конце концов он решил, что должен стать странствующим рыцарем, «ради своей собственной славы, ради пользы родной страны он должен сесть на коня и отправиться по свету искать приключений, защищать обиженных, наказывать злых, восстанавливать попранную справедливость» («искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет»). Сумасшествие Дон Кихота заключалось в том, что всю окружающую реальность он воспринимал сквозь призму рыцарских романов, то есть он реальную жизнь как бы подстраивал под эти романы с помощью воображения, искажал, переиначивал. Например, у всех книжных рыцарей были прекрасные дамы, которым они служили и во имя которых совершали подвиги. Дон Кихот также выбрал себе даму – простую крестьянскую девушку Альдонсу, которую он вообразил и преобразил в самую прекрасную женщину на свете сеньору Дульсинею Тобосскую (так как она жила в селении Тобоссо). Себя самого он назвал Дон Кихотом Ламанчским (из провинции Ламанча), хотя вообще-то его звали Алонсо Кихано (о чём узнаём мы уже в конце), в своём поведении, в своей речи он подражает книжным рыцарям, и этим у простых людей вызывает удивление, а чаще всего смех. Дон Кихот не был адекватен реальности и саму реальность воспринимал неадекватно. В путь он отправился с оруженосцем, крестьянином из его деревни Санчо Пансой. Дон Кихот был высокий и очень худой, а Санчо Панса маленький и толстый, очень смешная пара. Важнейшим элементом книги являются забавные их разговоры друг с другом.

Самое знаменитое приключение Дон Кихота – бой с ветряными мельницами (глава 7, в полном переводе 8), которых он принял за великанов. «Посмотри, друг Санчо Панса: вон там виднеются тридцать, если не больше, чудовищных великанов, - я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого, трофеи же, которые нам достанутся, явятся основою нашего благосостояния. Это война справедливая: стереть дурное семя с лица земли - значит верой и правдой послужить богу». Оруженосец Санчо Панса, с которым они путешествовали, уверял его, что это просто мельницы, на что Дон Кихот возразил: «Сейчас (сразу) видно неопытного искателя приключений, это великаны» (цитата из полного перевода Любимова, как и большая часть других цитат, поскольку обработки Энгельгардта нет в интернете). Мельничное крыло сбросило его с коня, и он весьма больно ударился. В других главах Дон Кихот принимает постоялый двор за замок, таз для бритья он отбирает у цирюльника и надевает себе на голову, принимая его за рыцарский шлем и т.д.

При всём своём сумасшествии Дон Кихот действительно стремиться творить добро. В 4 главе он вступился за мальчика-пастуха Андреса, которого стегал ремнём его хозяин за то, что тот регулярно теряет овец. Дон Кихот приказал хозяину никогда не бить мальчика и выплатить ему всё жалованье, хозяин пообещал всё исполнить. Но… но как только Дон Кихот уехал, он отстегал Андреса до полусмерти и выгнал, ничего не заплатив. Эта история получила продолжение в главе 23 (в полном варианте - ПВ - 31). Встретив снова Дон Кихота, Андрес обвинил его в том, что он разозлил хозяина, который потом его чуть не убил. Если бы Дон Кихот не вмешивался вовсе, всё обошлось бы гораздо благополучнее. И в конце Андрес попросил больше никогда за него не заступаться, проклял Дон Кихота и всех рыцарей. «Ради создателя, сеньор странствующий рыцарь, если вы еще когда-нибудь со мной встретитесь, то, хотя бы меня резали на куски, не защищайте и не выручайте меня и не избавляйте от беды, ибо ваша защита навлечет на меня еще горшую беду, будьте вы прокляты богом, а вместе с вашей милостью и все странствующие рыцари, какие когда-либо появлялись на свет».

Весьма характерна ссора с толедскими купцами (в той же 4), которых он остановил на дороге, сказав: «Все, сколько вас ни есть, - ни с места, до тех пор, пока все, сколько вас ни есть, не признают, что, сколько бы ни было красавиц на свете, прекраснее всех ламанчская императрица Дульсинея Тобосская!». Его тон не очень понравился ехавшим, возникла ссора, Дон Кихот бесстрашно вступил в бой с ними, а их было 13 человек, но его конь Росинант споткнулся, он упал, и его сильно побил погонщик мулов. Один из самых смешных эпизодов на постоялом дворе: главы 11,12 (в ПВ – 16,17). Ночью служанка стала пробираться в темноте к погонщику, с которым договорилась о свидании, но по ошибке наткнулась на Дон Кихота, который решил, что это влюблённая в него дочь хозяина замка. Поднялся переполох, завязалась драка в полной темноте, и Дон Кихоту, а особенно ни в чем не повинному Санчо Пансе, здорово досталось в основном от погонщика. Забавнее всего была беседа избитых Дон Кихота и Санчо, которые посчитали, что на них напал чудовищный великан и несколько зачарованных привидений. Потом Дон Кихот велел приготовить лечебный бальзам, который вызвал у Санчо такую резь в животе, что его состояние многократно ухудшилось. В довершение всего, при отъезде Дон Кихот отказался заплатить за постой на том основании, что книжные рыцари никогда не расплачивались в гостиницах. Санчо также отказался платить, и его начали подбрасывать на одеяле.Следующий не менее смешной эпизод: глава 13 (18) – сражение со стадом баранов. Дон Кихот принял два стада баранов, а точнее тучи пыли поднятые ими, за два враждующих рыцарских войска. Более того, он настолько живо представил себе это сражение, что начал описывать всех рыцарей с той и с другой стороны, которых якобы видел. Когда пыль рассеялась, Санчо сказал: «- Сеньор! Верно, черт унес всех ваших великанов и рыцарей, я, по крайней мере, их не вижу: они тоже, поди, заколдованы не хуже вчерашних привидений. - Как ты можешь так говорить! - воскликнул Дон Кихот. - Разве ты не слышишь ржанья коней, трубного звука и барабанного боя? - Я слышу только блеянье овец и баранов, - отвечал Санчо. - Страх, овладевший тобою, Санчо, ослепляет и оглушает тебя, в том-то и заключается действие страха, что он приводит в смятение наши чувства и заставляет нас принимать все предметы не за то, что они есть на самом деле» - так уверенно ответил Дон Кихот, самый адекватный человек на свете. Дон Кихот с копьём наперевес помчался на помощь одному из войск и врезался в стадо баранов, но на него напали пастухи и побили камнями. Своё поражение Дон Кихот приписал колдовству злого волшебника.Далее Дон Кихот освободил каторжников, посчитав, что отправлять их на галеры –бесчеловечно, а потом один из них украл у Санчо осла. Заканчивается первая часть тем, что односельчане Дон Кихота – священник и цирюльник решают наставить его на путь истинный и вернуть домой, они попросили одну проезжую девушку разыграть принцессу, у которой злой волшебник отнял королевство, а победить волшебника может лишь доблестный рыцарь. Дон Кихот вызвался ей помочь, и они отправились в путь, на самом деле, обратно домой. А потом и вовсе его сонного ночью посадили в клетку, а потом ему объявили, что его околдовал и взял в плен могущественный волшебник. И Дон Кихот смиренно ехал в клетке домой, так как всему поверил. Часть 2. С месяц Дон Кихот болел, а потом опять они с Санчо ушли странствовать. В главе 40 (2-17) они встретили повозку, в которой везли льва. Дон Кихот потребовал, чтобы клетку с огромным львом открыли, и собрался изрубить его на куски. Перепуганный сторож открыл клетку, но лев не вышел из неё. Так Дон Кихот в очередной раз доказал свою небывалую храбрость.Этот эпизод можно считать последним значительным подвигом Дон Кихота, так как далее он попадает в гости к герцогу, который решил вместе с герцогиней повеселиться и поиздеваться над ним и Санчо. Но издевались над Дон Кихотом и раньше. Ещё в 1 части в главе 26 (43) дочь хозяина постоялого двора зло пошутила над Дон Кихотом. Ночью, когда он на коне охранял «замок», постоялый двор, она из слухового окошка, которое находилось довольно высоко, подозвала его и попросила протянуть руку, он, вообразив, что хозяйка замка в него влюбилась, безропотно протянул, встав на Росинанта, служанка крепко привязала его руку. И всю ночь Дон Кихот вынужден был простоять в стол неудобном и унизительном положении, стоя на Росинанте и не смея шелохнуться, чтобы не вспугнуть его. Потом его одурачили священник с цирюльником, привезя домой в клетке. А потом дошло до того, что Санчо обманул Дон Кихота воспользовавшись его сумасшествием. В главе 37 (ПВ - 2 ч. 10 гл.) Дон Кихот решил навестить Дульсинею, но тут выяснилось, что он никогда не видел её, а влюбился по слухам, и не знает, где она живёт, а Санчо, чтобы не искать её дом и предчувствуя, что это всё может плохо кончиться, а, главное, поняв, что Дон Кихота можно легко обмануть, выдал за Дульсинею первую попавшуюся крестьянку, которая ехала навстречу на ослах с двумя подругами. Санчо уверил Дон Кихота, что видит роскошно одетых сеньор, едущих на благородных жеребцах. Дон Кихот же видел грубых и некрасивых крестьянок, но подумал, что его околдовал злой волшебник, именно на это и рассчитывал Санчо. Потом Дон Кихот решил, что волшебник заколдовал не его, а саму Дульсинею, превратив её в уродливую крестьянку. И это стало предметом постоянной тоски Дон Кихота, от которой он не избавился до самого конца.

Герцог принял Дон Кихота и Санчо Пансу как почётных гостей, приказал оказывать им самые высокие почести, но также поиздевался над ними. Он ради них устроил несколько спектаклей в стиле фантазий самого Дон Кихота (в которых актёрами были слуги герцога). В главе 47 (2, 34-35) на колеснице к Дон Кихоту прибыл волшебник Мерлин в сопровождении целого войска разнообразых духов, чертей с оглушительной музыкой, с сотней горящих факелов (дело было ночью), Мерлин возвестил, что, для того чтобы расколдовать Дульсинею, Санчо должен добровольно три тысячи триста раз огреть себя плетью. Санчо воспротивился, но герцог обещал ему остров, и Санчо согласился.

В главе 48 (2, 38-41) в замок прибыла графиня Трифальди, и сообщила, что её далекое королевство Кандайя захватил злой волшебник и великан, и заколдовал юную принцессу. И, конечно, победить великана может только Дон Кихот. Долететь до Кандайи можно на волшебном деревянном коне, нужно лишь завязать глаза да покрепче держаться. Дон Кихот, вместе с Санчо сел с завязанными глазами на деревянного коня и думал, что они летят по воздуху, меж тем как слуги герцога обдували их воздухом из мехов. В полёте они переговаривались, полностью поверив в то, что летят. А герцог и его слуги потешались над ними, стоя рядом. Когда путешественники, открыв глаза, увидели, что они в замке герцога, им принесли письмо злого великана, где было сказано, что конь привёз их сразу же обратно, поскольку он (великан) испугался самого факта, что к нему летит Дон Кихот и расколдовал принцессу.

Затем герцог решил исполнить давнюю мечту Санчо и отдать ему в управление остров. В главах 50, 52 (ПВ - 45, 47, 53) рассказано, как Санчо был губернатором острова Баратарии, так герцог приказал называть одно селение, населению коего было объявлено, что у них новый губернатор. Губернаторство Санчо заключалось в основном в том, что он вершил суд, причём, делал это честно, справедливо и мудро. Наиболее интересно следующее его решение (которое, правда, в сокращённый вариант не попало). Женщина обвинила мужчину в том, что он её изнасиловал в чистом поле. Санчо велел мужчине отдать женщине свой кошелёк и отпустил женщину домой. Когда она вышла, Санчо велел мужчине догнать её и отобрать кошелёк, но женщина так сопротивлялась, что это ему не удалось. Санчо сразу понял, что женщина оклеветала мужчину: если бы она проявила хоть половину бесстрашия, с каким защищала кошелёк, когда защищала свою честь, мужчина и то не смог бы её одолеть. Поэтому Санчо вернул кошелёк мужчине, а женщину прогнал. Но когда Санчо сел за уставленный первоклассными яствами стол, начались издевательства: за его спиной стоял доктор, который, якобы заботясь о его здоровье запрещал ему есть всё, к чему тянулась рука Санчо (вкусно поесть он любил больше всего на свете).

Потом на Баратарию якобы напал неприятель, и Санчо должен был с оружием в руках защищать остров. Ему принесли два щита и привязали один спереди, а другой сзади так туго, что он не мог пошевельнуться. Как только он попытался сдвинуться с места, он упал и остался лежать, зажатый между двумя щитами. Вокруг него слуги подняли суматоху, он слышал крики, звон оружия, по нему бегали, топтали, по его щиту яростно рубили мечом, полузадавленый, измятый, избитый, до смерти испугавшийся, Санчо на следующий день сложил с себя полномочия губернатора.

А через некоторое время они с Дон Кихотом покинули замок герцога. С этих пор Дон Кихот как будто присмирел, ему уже не мерещились ни замки, ни великаны. Он был в глубокой печали по заколдованной своей возлюбленной Дульсинее. Он убеждал Санчо начать себя стегать, чтобы расколдовать Дульсинею, но Санчо это нисколько не волновало. Однажды ночью Дон Кихот сам начал его стегать, но Санчо начал защищаться и повалил Дон Кихота.

В главе 55 (64-65) Дон Кихота вызвал на бой рыцарь Белой Луны, от которого Дон Кихот потерпел жестокое поражение. Рыцарь Белой Луны, оказавшийся односельчанином Дон Кихота бакалавром Самсоном Карраско, потребовал, чтобы Дон Кихот вернулся в своё село и целый год не выезжал оттуда. Дон Кихот безропотно согласился. Один из наблюдавших за поединком сказал бакалавру: «Да простит вас бог за то, что вы столь великий наносите урон всему миру, стремясь образумить забавнейшего безумца на свете! Неужели вы, сеньор, не понимаете, что польза от Дон-Кихотова здравомыслия не может идти ни в какое сравнение с тем удовольствием, которое доставляют его сумасбродства?».

В главе 56 (71) по пути домой Дон Кихот, видя, что Санчо никогда не совершит обряд самобичевания и не расколдует Дульсинею, обещал щедро заплатить ему за каждый удар, и только тогда Санчо охотно стал хлестать себя плетью, но быстро сообразив, что стоит ночь и Дон Кихот не видит его, стал стегать деревья и стонать якобы от боли.

Потом у Дон Кихота возникла идея на год стать пастухом и жить в гармонии с природой, как это описывалось в пасторальных романах, тоже весьма популярных. Но прибыв домой Дон Кихот, находясь в печали, заболел и вскоре умер, перед смертью на его разум снизошло просветление и он проклял все рыцарские романы на свете.

Таково общее содержание романа – наиболее значимых его эпизодов. Теперь некоторые выводы:1. Образ Дон Кихота у многих с первого раза вызывает отторжение, иногда непонимание, какой смысл делать явно сумасшедшего, неадекватного человека героем романа. Действительно Дон Кихот не принёс людям практически никакой реальной пользы, не сделал никому реального добра. Все его подвиги – нелепость. Он часто, наоборот, беспричинно придирается к людям, сам провоцирует ссору, драку, которую и считает подвигом. Дон Кихот не понимает, не желает разобраться в ситуации, прежде чем в неё вмешаться. Дожив до 50 лет, он не знает реальной жизни. В случае с Андресом он неожиданно столкнулся со сложностью этой реальной жизни, в которой часто бывает, что вмешательство чужого человека, пусть даже с добрыми намерениями, приводит лишь к ухудшению ситуации. Да всё это так, но просто отвергать Дон Кихота как сумасшедшего - это значит слишком поверхностно смотреть на роман и на жизнь в целом. Это взгляд обывательский. А кто из людей полностью адекватен реальности? Все мы смотрим на мир со своей точки зрения, искажающей общую объективную картину, с точки зрения своих интересов, увлечений и т.д. В случае Дон Кихота – это просто выражено более выпукло, гиперболично. 2. Очень важно для общей оценки образа и романа то, что Дон Кихот сам по себе, по душе необычайно светлый, добрый, благородный, честный, искренний, наивный, по-настоящему храбрый человек. Он действительно стремится делать добро. Большая часть его подвигов направлена на это, он, не раздумывая, бросается на помощь любому, кто в этом нуждается. Он «спасает» Андреса, он смело садиться на деревянного коня, чтобы лететь по воздуху за три девять земель сражаться с великаном и т.д., не думая о последствиях он бросается на 20 погонщиков, чтобы спасти избиваемого Росинанта - в главе 10 (15). Во всех этих эпизодах он не думает о своём благополучии, он думает о спасении другого. Это очень важно. Он никогда не лжёт (в отличие от всех остальных), во всё, что ему мерещиться, он искренне верит. Он всегда держит данное слово, он не может совершить подлости, низости или предательства.

Что ещё очень важно, Дон Кихот произносит в романе много прекрасных, благородных речей, он проповедует добро, благородство, правду, справедливость. Причём, важно, что произносит он их искренне, с глубокой верой, и все его дела подтверждают его слова, его веру. Этими речами Дон Кихот, несомненно, благотворно влиял на окружающих людей. Например: «Одни шествуют по широкому полю надутого честолюбия, другие идут путем низкой и рабьей угодливости, третьи — дорогою лукавого лицемерия, четвертые — стезею истинной веры, я же, ведомый своею звездою, иду узкой тропой странствующего рыцарства, ради которого я презрел житейские блага, но не честь. Я вступался за униженных, выпрямлял кривду, карал дерзость, побеждал великанов и попирал чудовищ. Я влюблен единственно потому, что так странствующим рыцарям положено, но я не из числа влюбленных сластолюбцев, моя любовь — платоническая и непорочная. Я неизменно устремляюсь к благим целям, а именно: всем делать добро и никому не делать зла. Судите же теперь, ваши светлости, высокородные герцог и герцогиня, можно ли обзывать глупцом того, кто так думает, так поступает и так говорит» (глава 46; ПВ – 2 ч. 32). Также замечательны советы Дон Кихота, адресованные Санчо перед вступлением его в должность губернатора, вот их общий смысл: прежде всего, нужно познать самого себя таким, какой ты есть, и тогда не будешь ни кичиться, ни стыдиться себя, зная себе цену и своё место в мире. Также нужно быть добродетельным, ибо добродетель возносит человека выше, чем знатность. При принятии решений нужно быть справедливым и всегда пытаться дознаться до истины, нельзя поддаваться на посулы богатых, на уговоры красноречивых, на бездоказательные жалобы бедных и т.д. И всё же надо быть сострадательным и милостивым: лучше совершить добро, чем зло, отпустить виноватого, чем наказать невиновного. И эти советы Санчо будучи губернатором свято соблюдал.

Общая значимость образа Дон Кихота как раз заключается в его глубинной противоречивости, неоднозначности. Возвышенный идеализм (т.е. само наличие идеалов), внутреннее благородство – прекрасны сами по себе, благотворно влияют на жизнь, но, если они оторваны от реальности, то могут вести и к прямо противоположным результатам, причинять людям не добро, а зло. Оторванность от реальности, неадекватность значительно усложняют жизнь самого Дон Кихота, он не может не чувствовать, что над ним смеются и издеваются, пользуясь этой его неадекватностью. Можно сказать, что в образе Дон Кихота Сервантес выразил саму противоречивость человеческой жизни, в которой добро и зло неразрывно сплетены. В конце концов без таких, как Дон Кихот было бы скучно жить. Сам Сервантес прежде всего, конечно, хотел разоблачить, уничтожить рыцарские романы (и это ему удалось), поэтому он не описал ни одного случая, где бы Дон Кихот совершил реальное неопровержимое добро (которое он в принципе мог совершить). Поэтому Сервантес в конце заставил Дон Кихота отречься от рыцарских романов, которые дали ему всё его своеобразие, яркость, необычность и т.д.В целом Сервантес одновременно и осмеивает Дон Кихота, и сочувствует ему.Санчо Панса – также образ противоречивый, он крестьянин, представитель народа, безграмотный, иногда излишне доверчивый, глуповатый, иной раз смекалистый, по-своему разумный, добродушный, до определённой степени верный, трусливый, корыстный, эгоистичный, более всего ценящий своё благополучие. Иной раз Сервантес его явно идеализирует. Более всего Санчо идеализирован во время своего честного и бескорыстного губернаторства. Судебные тяжбы на своём «острове» он разрешает с такой идеальной мудростью, что невольно возникает вопрос, а где была эта его идеальная мудрость в других эпизодах романа. С одной стороны, Санчо Панса своим житейским, крестьянским здравомыслием противостоит сумасшествию идеалиста Дон Кихота, но с другой стороны Санчо - ровно такой же сумасшедший, он начинает верить во все рыцарские бредни своего господина, когда Дон Кихот ему обещает подарить остров, а его самого сделать графом, как это практикуется у всех странствующих рыцарей. «Странствующий рыцарь - это, знаете ли, сестрица, такая штука! Только сейчас его избили - не успеешь оглянуться, как он уже император. Нынче беднее и несчастнее его нет никого на свете, а завтра он предложит своему оруженосцу на выбор две, а то и три королевские короны» - утверждает Санчо в 11 (16) главе. Мечта о мгновенном, халявном обогащении ведёт Санчо на протяжении всего романа, о ней он никогда не забывает. Санчо в течение романа то верит Дон Кихоту во всём, то считает его сумасшедшим, но в любом случае он надеется разжиться около своего господина деньгами. В течение всего романа Санчо верно служит Дон Кихоту, честно делит с ним все опасности и побои, но под конец Санчо Панса предаёт Дон Кихота, ставя выше всего, выше их дружбы, материальную выгоду, деньги. Речь идёт о том, что Санчо Панса взял на себя обязательства расколдовать Дульсинею самобичеванием. Зная и видя, как это важно для Дон Кихота, он просто проигнорировал эту ситуацию, спокойно спал. Неважно, что он сам в это не верил, в это верил Дон Кихот, которому он вызвался служить, оберегать, а согласился он только тогда, когда Дон Кихот пообещал ему за это заплатить, да и тогда Санчо обманул Дон Кихота, стегая не себя, а деревья. Санчо продал всё, во что верил Дон Кихот, за деньги, и это безусловно послужило одной из причин скорой болезни и смерти Дон Кихота. И тем не менее в течение всего романа Санчо Панса прекрасен, забавен в своих диалогах с Дон Кихотом, в которых он то сомневается в том, что Дон Кихот говорит и делает, то соглашается с ним. В целом Санчо Панса – типичный крестьянин, более хороший, чем плохой, просто не способный на серьёзное самопожертвование.

Роман Сервантеса «Дон Кихот» - первый настоящий роман нового времени. Первый роман, в котором переданы во всей тонкости, странные противоречия человеческой души, в котором передано, как глубоко переплетены в жизни добро и зло (это и является главным смыслом романа). Роман учит видеть противоречивость жизни. Это первый по-настоящему умный и глубокий роман, который стоит прочитать. Роман считается одной из вершин ренессансного реализма, именно в силу того, что в нём нашло отражение реальная противоречивость жизни и человека, хотя в целом реализм романа достаточно условен, то есть, часты отклонения от того, как всё действительно происходит в реальной жизни, начиная с приукрашенной речи крестьян.

1. Соответствие. «Божественная комедия» - поэма итальянца Данте о путешествии по загробному миру, аду, чистилищу и раю. «Декамерон» - сборник новелл итальянца Боккаччо, в которых значительную роль играет эротика. «Гаргантюа и Пантагрюэль» - роман француза Рабле, написанный в духе народного юмора. «Дон Кихот» - роман испанца Сервантеса о приключениях человека вообразившего себя рыцарем, первый великий роман в мировой литературе.

2. Петрарка – итальянский поэт, воспевший свою возлюбленную Лауру, первый гуманист. Франсуа Вийон – французский поэт, пьяница, бродяга и вор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: