Особенности административного процесса

Административный процесс, в основном, базируется боль­ше на юрисдикционной основе, однако административно-про-

цедурныи аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в регулировании отношений в сфе­ре государствнно-управленческой деятельности. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга. Они имеют следующие сходные черты:

1) в основном, внесудебный характер разрешения индиви­дуальных административных дел;

2) индивидуальность решения этих дел;

3) регламентируются, как правило, одним нормативно-пра­вовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению администра­тивно-правового спора, так и осуществлять правоохранитель­ные функции, которые в полной мере не относятся к деятель­ности юрисдикционного характера. Например, при осуществ­лении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управ­ления осуществляются процессуальные действия, однако ад­министративно-правовой спор между участниками этих отно­шений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов испол­нительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицен­зирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предпо­лагает наличие спора, в то время как административно-проце­дурная деятельность может проявляться в реализации разре­шительных, регистрационных, поощрительных, стимулирую­щих, координационных и иных функций. Поэтому админист­ративно-процедурные аспекты комплексно проявляются в ад­министративном процессе в реализации конкретных админис­тративных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов ис­полнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определя­ющих процессуальные права и обязанности участников отно­шений (применительно к стадиям процесса).

Особое значение при реализации административного про­цесса имеют принципы деятельности.

К основным принципам административного процесса сле­дует отнести: законность; равенство сторон перед законом;

объективность; гласность, открытость; ведение дел на нацио­нальном языке; право пользоваться услугами адвоката; эконо­мичность процесса; ответственность должностных лиц за пра­вильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятель­ности юрисдикционного характера, административное произ­водство по делам об административных правонарушениях мо­жет быть рассмотрено в определенной последовательности ста­дий процесса. Каждая из них имеет свое процессуальное на­значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: