18.1. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления обороной
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых, организационных, информационных и технических мер по обеспечению готовности государства к защите от возможного вооруженного нападения, а также защиты населения, целостности территории и своего суверенитета.
Основной правовой базой организации обороны в стране является Конституция РФ и закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»1, в ред. от 30.12.1999 г.; «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53.2, в ред. 21.05.2002 г.; «О статусе военнослужащих» от 27.05. 1998 г. № 763, в ред. от 21.05.2002 г.; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 27.02. 1997 г. № 314, в ред. от 30.12.2001 г.; «О военном положении» от 30. 01. 2002 г. № 1-ФКЗ; «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ и др.
Важное значение для регулирования отношений в сфере оборонного и военного строительства имеют указы Президента РФ: от 7. 05. 1992 г. «О создании Вооруженных сил РФ»5, от 2.11.1993 г. «Основные положения военной доктрины РФ»; от 14.12. 1993 г. утверждены общевоинские уставы Вооруженных сил РФ6; от 17.12. 1997 г. «Концепция национальной бе-
|
|
1 СЗ РФ. 1996. № 23, ст. 2750.
2 СЗ РФ. 1998. № 18, ст. 1464.
3 СЗ РФ. 1998. № 22, ст. 2331.
4 СЗ РФ. 1997. № 9, ст. 1014
5 ВВС РФ. 1992. № 16, ст. 1077.
6 САПП РФ. 1993. № 51, ст. 4931; СЗ РФ. 1997. № 11, ст. 1298.
f
зопасности РФ1; от 15.10.1999 г. утверждено Положение о военных комиссариатах; от 2 марта 1999 г. «О железнодорожных войсках»; от 3 марта 1999 г. «Об утверждении Положения о Главнокомандующем внутренних войск МВД РФ»; от 9 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы», «Положение о порядке прохождения военной службы», а также постановлением Правительства РФ от 25.02. 2003 г. принято «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (РГ 13 марта 2003 г.). Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, воинские подразделения ФСБ РФ, войска правительственной связи, войска гражданской обороны, железнодорожные войска и др. Особенно большой социально-политический резонанс вызвал ряд указов Президента РФ, принятых 11 марта 2003 г. по реформированию так называемых «силовых» структур (РГ. 2003 г. 12 марта). Упразднена Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), ее функции переданы в МВД РФ. Расформировано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. Его функции распределены между ФСБ России и Минобороны России.
Управление в области обороны строится на принципе единоначалия, централизации воинской дисциплины.
|
|
После того, как Россия стала правопреемницей бывшего СССР, объективно возникли новые проблемы решения многих вопросов организации управления в области обороны, как политические так и экономические.
С принятием закона от 19 марта 1997 г. № 61-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белорусь о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности воинских формирований РФ, временно размещенных на территории Республики Белорусь, и лиц, входящих в их состав»1, и ратификации Союза с Белоруссией в декабре 1999 г. и еще ряда законов о ратификации Соглашений и Договоров со странами СНГ возникла необходимость создания прочной базы коллективной безопасности, тем более при расширении НАТО на Восток. Принятие в июне 1997 г. в НАТО Польши (а на очереди страны Балтии и Украина), приблизило военные силы этого блока к нашим границам. Следовательно, военная опасность для России усиливается. Главные
1 СЗ РФ. 1997. № 52, ст. 5909.
2 Ведомости ФС РФ № 10, ст. 474.
причины — политические, экономические, территориальные, социальные, региональные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил разрешить их с использованием средств вооруженной борьбы. Особенно вносит нестабильность в обеспечение состояния обороны и безопасности положение на Северном Кавказе и Средней Азии.
Правовые основы организации управления обороной РФ, права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в сфере обороны, структура органов управления и организация Вооруженных Сил России, виды ответственности за нарушение законодательства по вопросам обороны страны регламентированы вышеназванными нормативными правовыми актами.
В настоящее время сроки воинской службы определены для лиц, проходящих военную службу по призыву, срок определен два года; для лиц, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту — сроки контракта (3, 5 или 10 лет). В соответствии с указом Президента РФ от 4 января 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» для полковника с возрастом свыше 50 лет контракт заключается на 1, 3, 5 лет, общий не более 10 лет. Министр обороны РФ до 65 лет включительно. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» принято Положение о порядке прохождения военной службы1, а постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. №1541 в ред. 14.08.2002 г. принят правовой акт «Об утверждении положения о воинском учете». В настоящее время в связи с большим ростом количества беспризорных детей особое значение имеет правовой акт, принятый постановлением Правительства РФ от 11.02.2000 г. № 124 «Об утверждении положения о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия». Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. создан Государственный комитет по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны РФ, на который возложены функции единого заказчика по обычным вооружениям (РГ. 2003. 12 марта).
Система органов управления обороной включает в себя органы управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военные академии, институты и училища.
1 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
Общее руководство Вооруженными Силами России осуществляют Федеральное Собрание и Правительство РФ в пределах их полномочий, определенных Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне».
К вопросам ведения парламента (обеих палат) Российской Федерации, согласно ст. 102 Конституции, относятся: утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за ее пределами. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой Федеральные законы, по вопросам федерального бюджета (в том числе по расходам на оборону), ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной Границы России.
|
|
Президент РФ в соответствии с частью 1 ст. 87 Конституции РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры. То есть осуществляет непосредственное руководство деятельностью Министерства, а также утверждает Положение о Министерстве обороны.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Правительство РФ согласно ст. 112 и 114 Конституции РФ непосредственно решает основные задачи по укреплению обороны страны. Председатель Правительства РФ представляет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, одним из которых являются федеральные органы управления обороной, предлагает кандидатуру министра обороны. Правительство представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается за его исполнение, осуществляет практические меры по обеспечению обороны страны. Все эти задачи и функции Правительства России определены законодательством.
Федеральным законом «Об обороне» определены основы и организация обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и
|
|
обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
К обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны (далее — другие войска).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности России, органы пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации при Президенте РФ, федеральные органы государственной охраны, федеральные органы обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее—органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с планом применения Вооруженных Сил России.
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами России, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
6) планирование перевода органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) оперативное оборудование территории РФ в целях обороны;
9) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
10) развитие науки в интересах обороны;
11) координацию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;
12) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и осуществляет другие мероприятия в области обороны.
Правовые основы организации в области обороны базируются на Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах и международных договорах РФ в области обороны.
Полномочия Президента России в области обороны:
1) определяет основные направления военной политики РФ;
2) утверждает военную доктрину РФ;
3) осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;
5) вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в
соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;
6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ и осуществляет другие полномочия.
Полномочия Федерального Собрания в области обороны:
1) рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;
3) утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
Полномочия Государственной Думы РФ:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обороны. Полномочия Правительства РФ в области обороны:
1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
4) организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
^5) организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными сред-
ствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
6) организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны:
1) организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;
2) участвуют в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны;
3) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;
4) осуществляют бронирование граждан РФ из числа работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время;
5) обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;
6) организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан РФ;
7) обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны, и осуществляют иные функции.
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством РФ.
Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны:
1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа и предоставляют услуги для нужд Вооруженных Сил РФ других войск, воинских формирований и органов;
2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и • созданию на военное время специальных формирований;
3) обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени;
5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством РФ, предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Функции должностных лиц организаций независимо от форм собственности:
1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством РФ;
2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством РФ;
3) оказывают содействие в создании организаций, деятельность которых направлена на укрепление обороны.
Права и обязанности граждан РФ в области обороны:
1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.