double arrow

И.С. Тургенев

18.1. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления обороной

Под обороной понимается система политических, экономи­ческих, военных, социальных, правовых, организационных, информационных и технических мер по обеспечению готовно­сти государства к защите от возможного вооруженного нападе­ния, а также защиты населения, целостности территории и своего суверенитета.

Основной правовой базой организации обороны в стране является Конституция РФ и закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»1, в ред. от 30.12.1999 г.; «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53.2, в ред. 21.05.2002 г.; «О статусе военнослужащих» от 27.05. 1998 г. № 763, в ред. от 21.05.2002 г.; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 27.02. 1997 г. № 314, в ред. от 30.12.2001 г.; «О воен­ном положении» от 30. 01. 2002 г. № 1-ФКЗ; «Об альтернатив­ной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ и др.

Важное значение для регулирования отношений в сфере оборонного и военного строительства имеют указы Президента РФ: от 7. 05. 1992 г. «О создании Вооруженных сил РФ»5, от 2.11.1993 г. «Основные положения военной доктрины РФ»; от 14.12. 1993 г. утверждены общевоинские уставы Вооружен­ных сил РФ6; от 17.12. 1997 г. «Концепция национальной бе-

1 СЗ РФ. 1996. № 23, ст. 2750.

2 СЗ РФ. 1998. № 18, ст. 1464.

3 СЗ РФ. 1998. № 22, ст. 2331.

4 СЗ РФ. 1997. № 9, ст. 1014

5 ВВС РФ. 1992. № 16, ст. 1077.

6 САПП РФ. 1993. № 51, ст. 4931; СЗ РФ. 1997. № 11, ст. 1298.

f

зопасности РФ1; от 15.10.1999 г. утверждено Положение о военных комиссариатах; от 2 марта 1999 г. «О железнодорож­ных войсках»; от 3 марта 1999 г. «Об утверждении Положе­ния о Главнокомандующем внутренних войск МВД РФ»; от 9 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы», «Положение о порядке прохождения военной службы», а так­же постановлением Правительства РФ от 25.02. 2003 г. при­нято «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспер­тизе» (РГ 13 марта 2003 г.). Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войс­ка РФ, внутренние войска МВД РФ, воинские подразделения ФСБ РФ, войска правительственной связи, войска гражданс­кой обороны, железнодорожные войска и др. Особенно боль­шой социально-политический резонанс вызвал ряд указов Пре­зидента РФ, принятых 11 марта 2003 г. по реформированию так называемых «силовых» структур (РГ. 2003 г. 12 марта). Упразднена Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), ее функции переданы в МВД РФ. Расформировано Федераль­ное агентство правительственной связи и информации при Пре­зиденте РФ. Его функции распределены между ФСБ России и Минобороны России.

Управление в области обороны строится на принципе еди­ноначалия, централизации воинской дисциплины.

После того, как Россия стала правопреемницей бывшего СССР, объективно возникли новые проблемы решения многих вопросов организации управления в области обороны, как по­литические так и экономические.

С принятием закона от 19 марта 1997 г. № 61-ФЗ «О рати­фикации Соглашения между Российской Федерацией и Рес­публикой Белорусь о сотрудничестве и взаимодействии в обес­печении безопасности воинских формирований РФ, временно размещенных на территории Республики Белорусь, и лиц, вхо­дящих в их состав»1, и ратификации Союза с Белоруссией в декабре 1999 г. и еще ряда законов о ратификации Соглаше­ний и Договоров со странами СНГ возникла необходимость со­здания прочной базы коллективной безопасности, тем более при расширении НАТО на Восток. Принятие в июне 1997 г. в НАТО Польши (а на очереди страны Балтии и Украина), при­близило военные силы этого блока к нашим границам. Следо­вательно, военная опасность для России усиливается. Главные

1 СЗ РФ. 1997. № 52, ст. 5909.

2 Ведомости ФС РФ № 10, ст. 474.

причины — политические, экономические, территориальные, социальные, региональные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил разрешить их с использованием средств вооруженной борьбы. Особенно вносит нестабильность в обеспечение состояния обо­роны и безопасности положение на Северном Кавказе и Сред­ней Азии.

Правовые основы организации управления обороной РФ, права и обязанности органов государственной власти и местно­го самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в сфере обороны, структура орга­нов управления и организация Вооруженных Сил России, виды ответственности за нарушение законодательства по вопросам обороны страны регламентированы вышеназванными норма­тивными правовыми актами.

В настоящее время сроки воинской службы определены для лиц, проходящих военную службу по призыву, срок опреде­лен два года; для лиц, имеющих высшее образование и прохо­дящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для прохо­дящих военную службу по контракту — сроки контракта (3, 5 или 10 лет). В соответствии с указом Президента РФ от 4 января 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» для полков­ника с возрастом свыше 50 лет контракт заключается на 1, 3, 5 лет, общий не более 10 лет. Министр обороны РФ до 65 лет включительно. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» принято Положение о порядке прохождения военной службы1, а постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. №1541 в ред. 14.08.2002 г. принят правовой акт «Об утверждении положения о воинском учете». В настоящее время в связи с большим ростом количе­ства беспризорных детей особое значение имеет правовой акт, принятый постановлением Правительства РФ от 11.02.2000 г. № 124 «Об утверждении положения о зачислении несовершен­нолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия». Ука­зом Президента РФ от 11 марта 2003 г. создан Государствен­ный комитет по государственному оборонному заказу при Ми­нистерстве обороны РФ, на который возложены функции еди­ного заказчика по обычным вооружениям (РГ. 2003. 12 марта).

Система органов управления обороной включает в себя органы управления, объединения, соединения, воинские час­ти, учреждения, военные академии, институты и училища.

1 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.

Общее руководство Вооруженными Силами России осу­ществляют Федеральное Собрание и Правительство РФ в пре­делах их полномочий, определенных Конституцией РФ и Фе­деральным законом «Об обороне».

К вопросам ведения парламента (обеих палат) Российс­кой Федерации, согласно ст. 102 Конституции, относятся: ут­верждение указов Президента РФ о введении военного поло­жения и о введении чрезвычайного положения; решение воп­роса о возможности использования Вооруженных Сил за ее пределами. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой Федеральные за­коны, по вопросам федерального бюджета (в том числе по рас­ходам на оборону), ратификации и денонсации международ­ных договоров Российской Федерации, статуса и защиты госу­дарственной Границы России.

Президент РФ в соответствии с частью 1 ст. 87 Конститу­ции РФ является Верховным главнокомандующим Вооружен­ными Силами, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает выс­шее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и под­писывает международные договоры. То есть осуществляет не­посредственное руководство деятельностью Министерства, а также утверждает Положение о Министерстве обороны.

В случае агрессии против Российской Федерации или непо­средственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе.

Правительство РФ согласно ст. 112 и 114 Конституции РФ непосредственно решает основные задачи по укреплению обороны страны. Председатель Правительства РФ представля­ет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, одним из которых являются федеральные органы управления обороной, предлагает канди­датуру министра обороны. Правительство представляет Госу­дарственной Думе бюджет, обеспечивает его исполнение и от­читывается за его исполнение, осуществляет практические меры по обеспечению обороны страны. Все эти задачи и функции Правительства России определены законодательством.

Федеральным законом «Об обороне» определены основы и организация обороны РФ, полномочия органов государствен­ной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и

обязанности граждан России в области обороны, силы и сред­ства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми, федеральными законами и иными нормативными право­выми актами.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправ­ления и организаций независимо от форм собственности, а так­же собственников транспортных средств.

К обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутрен­ние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорож­ные войска РФ, войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ, войска граждан­ской обороны (далее — другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны при­влекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполни­тельной власти (далее — воинские формирования), Служба внеш­ней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности России, органы пограничной службы РФ, федеральные орга­ны правительственной связи и информации при Президенте РФ, федеральные органы государственной охраны, федераль­ные органы обеспечения мобилизационной подготовки орга­нов государственной власти РФ (далее—органы), а также со­здаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формиро­вания и органы выполняют задачи в области обороны в соот­ветствии с планом применения Вооруженных Сил России.

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходи­мой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами России, другими вой­сками, воинскими формированиями и органами;

6) планирование перевода органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, органов мес­тного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, комму­никаций и населения страны;

8) оперативное оборудование территории РФ в целях обо­роны;

9) обеспечение защиты сведений, составляющих государ­ственную тайну, в области обороны;

10) развитие науки в интересах обороны;

11) координацию деятельности органов государственной вла­сти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;

12) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и осуществляет дру­гие мероприятия в области обороны.

Правовые основы организации в области обороны базиру­ются на Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах и международных договорах РФ в обла­сти обороны.

Полномочия Президента России в области обороны:

1) определяет основные направления военной политики РФ;

2) утверждает военную доктрину РФ;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрес­сии против Российской Федерации, возникновения вооружен­ных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлитель­ным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Воору­женными Силами РФ о ведении военных действий;

5) вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в

соответствии с федеральным конституционным законом о во­енном положении;

6) принимает в соответствии с федеральными законами ре­шение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с ис­пользованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и разви­тия Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формиро­ваний и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ и осуществля­ет другие полномочия.

Полномочия Федерального Собрания в области обороны:

1) рассматривает расходы на оборону, установленные при­нятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы в области обороны;

3) утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использо­ванием вооружения к выполнению задач не по их предназна­чению;

4) решает вопрос о возможности использования Вооружен­ных Сил РФ за пределами территории РФ.

Полномочия Государственной Думы РФ:

1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые фе­деральными законами о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обороны. Полномочия Правительства РФ в области обороны:

1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведом­ственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

4) организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и во­енной техникой по их заказам;

^5) организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными сред-

ствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

6) организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны:

1) организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

2) участвуют в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ и обес­печивают в пределах своих территорий выполнение мероприя­тий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обо­роны;

3) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

4) осуществляют бронирование граждан РФ из числа рабо­тающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время;

5) обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транс­портных и других технических средств в целях обороны;

6) организуют работу по военно-патриотическому воспита­нию граждан РФ;

7) обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, дру­гих войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в облас­ти обороны, и осуществляют иные функции.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соот­ветствии с законодательством РФ.

Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны:

1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа и предоставляют услуги для нужд Вооруженных Сил РФ других войск, воинских фор­мирований и органов;

2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и • созданию на военное время специальных формирований;

3) обеспечивают и принимают участие в выполнении ме­роприятий по гражданской и территориальной обороне;

4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени;

5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством РФ, предоставляют для нужд обороны зда­ния, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсаци­ей понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ.

Функции должностных лиц организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством РФ;

2) создают работникам необходимые условия для исполне­ния ими воинской обязанности в соответствии с законодатель­ством РФ;

3) оказывают содействие в создании организаций, деятель­ность которых направлена на укрепление обороны.

Права и обязанности граждан РФ в области обороны:

1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с феде­ральным законом;

2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

3) могут создавать организации и общественные объедине­ния, содействующие укреплению обороны;

4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти зда­ния, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсаци­ей понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: