Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере культуры

Культура — сложная социальная категория, чаще относи­мая к сфере духовной жизни людей, их эстетического, нрав-

1 СЗ РФ. 1999. № 45. Ст. 5437. 372

ственного воспитания и религиозного самосознания. Важна роль религиозного самосознания, как главного фактора силы и кре­пости существования народа как этноса. Уместно вспомнить слова одного из замечательных православных пастырей пер­вой половины XX века протоирея Сергея Четверикова: «Каж­дый народ черпает силу и крепость своего существования преж­де всего из своего религиозного самосознания»1.

К системе федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры относятся: Министерство культуры РФ; Ми­нистерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Федеральная архивная служба.

Министерство культуры РФ как федеральный орган ис­полнительной власти, согласно Положению о нем от 6 июня 1997 г. № 6792 в ред. от 02.12.2000 г. № 913 осуществляет возложенные на него задачи административно-правового регу­лирования отношений в сфере культуры во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, творческими союзами, другими общественными орга­низациями, деятелями культуры как непосредственно, так и через соответствующие органы управления культурой субъек­тов Федерации.

Основными субъектами административно-правовых от­ношений являются различные учреждения культуры: биб­лиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цир­ки, музеи, театры, различные предприятия обслуживающие учреждения культуры. Следует указать на особую роль в фор­мировании культуры среди широких масс библиотек, кото­рые способствуют не только восприятию культуры посред­ством чтения книг, но и культурно-массовыми мероприяти­ями. В этом плане, например, заслуживает внимание работа библиотеки № 105 района «Гольяново» Восточного админи­стративного округа г. Москвы, где с 1995 г. проводится боль­шая культурно-просветительная работа под девизом «Эколо­гия души».

Основными задачами Минкультуры России как федераль­ного органа исполнительной власти являются:

• разработка и реализация государственной политики в сфере культуры;

• эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

1 Газета «Наш дом Россия» 1996 г. 19 апреля.

2 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

• научные исследования в области культуры;

• создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории России;

• содействие в реализации гражданами прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение ду­ховных потребностей и приобщение к ценностям отече­ственной и мировой культуры;

• содействие развитию сферы досуга; обеспечение государ­ственной поддержки и создание условий для профессио­нального искусства;

• осуществление государственной политики в области ох­раны и популяризации историко-культурного наследия;

Ш разработка и реализация федеральных программ сохра­нения и развития культуры;

• формирование и обеспечение функционирования феде­ральной системы специального профессионального об­разования в сфере культуры;

• участие в разработке и реализации государственной фи­нансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры;

• развитие и координация международных культурных связей и другие задачи.

В настоящее время Минкультуры России является коорди­натором действий и организует отношения различных органи­зационных структур по поддержке театров, музеев, библиотек, учебных заведений культуры.

Федеральным исполнительным органом власти в сфере культуры является также Министерство по делам печати, те­лерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В Положении, принятом от 10 сентября 1999 г. «Вопросы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» в ред. 14.02.2002 г. № 101 отмеча­ется, что оно осуществляет государственное регулирование, ме­жотраслевую координацию деятельности по вопросам разра­ботки и осуществления государственной политики в области кинематографии1. Функционирует оно во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, союзом кинематографистов и другими творческими союзами и общественными организациями страны.

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций решает следующие задачи:

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4508.

• разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;

• разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;

• анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;

• содействует развитию международных связей и др. Основными задачами министерства в области печати явля­ются:

• разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области периодической пе­чати, книгоиздания, полиграфии и распространение книг;

• защита свободы слова и независимости прессы;

• взаимодействие с органами государственной власти в под­готовке проектов законодательных и иных нормативных актов в области печати;

• разработка и участие в реализации федеральных издатель­ских программ по выпуску литературы;

• создание условий организации и функционирования феде­ральных, межрегиональных, региональных, местных из­дательств, газет и журналов.

Основными функциями министерства с возложенными на него задачами в области печати являются:

• координация деятельности федеральных органов испол­нительной власти по вопросам периодической печати, книгоиздания, полиграфии и распространения книг;

• заключение договоров с предприятиями вне зависимос­ти от их форм собственности на размещение госу­дарственных заказов;

• регистрация и перерегистрация периодических изданий, лицензирование издательской и полиграфической дея­тельности;

• содействие укреплению материально-технической базы государственных издательств, предприятий полиграфии и книжной торговли.

Соответствующие подразделения министерства организуют телерадиовещание и работу средств массовых коммуника­ций именуемых, как средства массовой информации (СМИ), которые иногда называют четвертой властью наряду с законо­дательной, исполнительной и судебной, подчеркивая тем са­мым реальную возможность их влияния через умы граждан на Жизнь общества и государства в целом.

Однако, это власть над умами и душами граждан, значит, как и любая власть в государстве, она должна быть подконт­рольна обществу. Если какой-то канал решил называть себя общественным, например, ОРТ, то при нем должна быть со­здана квалифицированная общественная комиссия, отвечаю­щая публичным интересам большинства народа. Если в госу­дарстве нет официальной идеологии, то, как говорят, «свято место пусто не бывает», его заполнит идеология конкурирую­щих государств, имеющих свою национальную идеологию. Ус­транение разрухи в социально-экономической жизни страны надо начинать с устранения разрухи в умах. Это, на первый взгляд, простая, но чрезвычайно актуальная проблема нынеш­ней России.

Правовые основы регулирования отношений в сфере куль­туры заложены в Конституции РФ и Законе от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культу­ре»1. Это закон регулирует отношения в области сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; обеспечение и защиту конституционного права граждан на эту деятельность; правовое ее обеспечение; принципы государствен­ной политики в области культуры и др.

Большое значение для управления в области культуры имеет Закон «О средствах массовой информации» от 1 декабря 1995 г.2. В соответствии с Конституцией РФ ст. 71 в ведении Федерации относится установление основ федеральной поли­тики и федеральных программ в области культурного разви­тия. Федеральные органы исполнительной власти осуществля­ют прямое финансирование организации культуры, находящих­ся в ведении РФ. Конституция РФ закрепляет основные права и свободы граждан в области культуры, способствует их гар­моничному развитию.

Правовые основы регулирования отношений в сфере куль­туры также регламентированы законом от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре». В нем определены следующие важнейшие области культурной деятельности:

• художественная литература, кинематография, сценичес­кое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

• выявление, изучение, охрана, реставрация и использо­вание памятников истории и культуры;

1 Ведомости РСФСР.1992.№ 46,ст. 2615.

2 СЗ РФ. 1995. № 49, ст. 4698.

• эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные ис­следования культуры;

• художественные народные промыслы и ремесла, народ­ная культура в таких ее проявлениях, как языки, диа­лекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, историчес­кие топонимы; самодеятельное (любительское) художе­ственное творчество;

• музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело;

• телевидение, радио как средства создания и распростра­нения культурных ценностей и др.

Правовое регулирование отношений в сфере культуры осу­ществляется следующими основными нормативными актами:

Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1; Закон от 23 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; закон от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде РФ и музе­ях в Российской Федерации»3; закон «О государственной под­держке кинематографии РФ»4; Положение о Российской госу­дарственной библиотеке»5; Положение о Государственном ака­демическом Малом театре России» 6 Положение о Государствен­ном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль»7, утвержденное Правительством РФ; «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй миро­вой войны и находящихся на территории Российской Федера­ции» от 15 апреля 1998 г.8 и другие правовые акты.

Правовые основы деятельности СМИ регламентируются: в Конституции (ст. 29) гарантируется свобода массовой ин­формации — это одно из условий становления и развития Рос­сии как правового государства. Поэтому информационная от­крытость должна стать сердцевиной государственной полити­ки в области СМИ. В то же время государственная информаци­онная политика должна работать на созидание, способствовать реализации позитивного потенциала общества. Законом от

1 Ведомости РСФСР. 1993. № 20, ст. 718.

2 СЗ РФ. 1995. № 1, ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 7(25).

4 СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 14(32).

5 САПП. 1993. № 32, ст. 3021.

6 САПП.1993. № 2, ст.103.

7 СЗ РФ.1994. № 12, ст.1394.

8 СЗ РФ. 1998. № 16, ст.1799.

27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»1; Федеральным законом от 29 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, ин­форматизации и защите информации»3; закон от 24 ноября 1995г. «О поддержке районных (городских) газет».4; законом от 1 декабря 1995 г. № 191 «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» и другими нормативными актами. Основными задачами телевидения и радиовещания явля­ются:

• разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и ра­диовещания;

• разработка и осуществление мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевизионных и ра­диовещательных организаций;

• координация деятельности общероссийских и региональ­ных государственных телерадиоорганизаций, руководство подведомственными организациями;

• регистрация и лицензирование всех телерадиовещатель­ных организаций;

Ш анализ состояния дел на телевидении и радиовещании и выработка предложений по их решению;

• участие в международном сотрудничестве в области те­левидения и радио и др.

В целях реализации этих задач министерством осуществ­ляются следующие функции:

• разрабатывает совместно с министерствами и ведомства­ми долгосрочные прогнозы и планы развития телеради­овещания, а также предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы;

• осуществляет контроль за выполнением телерадиовеща­тельными организациями обязательств, предусмотрен­ных лицензиями;

• организует работу по обеспечению кадрами подведом­ственных организаций.

Ш организует материально-техническое обеспечение дея­тельности подведомственных организаций и содейству­ет предпринимательству в области телерадиовещания и ДР-

1 Ведомости. 1952. № 7. Ст. 300. 2СЗ. 1995. № 1. Ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1995, выпуск 8.

4 СФКЗ и ФЗ, выпуск!6.

Соответствующие подразделения министерства культуры решает следующие задачи по кинематографии:

• разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;

• разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;

• анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;

• содействует развитию международных связей и др.

22 августа 1996 г. был принят Закон № 126-ФЗ «О государ­ственной поддержке кинематографии РФ»1, где прямо было отмечено, что кинематограф - часть культуры и искусства и должна сохраняться и развиваться при финансовой поддерж­ке государства.

Федеральная архивная служба России (Росархив)2 явля­ется также федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Росархив обеспечивает государственное регу­лирование развития архивного дела, осуществляет межотрас­левую координацию деятельности государственных и ведом­ственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела.

В систему входят федеральные государственные архивы и центры хранения документации, научные учреждения и дру­гие организации, подчиненные непосредственно Росархиву, а также органы управления архивным делом субъектов Федера­ции и подведомственные им архивы.

Все эти вышеназванные федеральные органы исполнитель­ной власти осуществляют административно-правовое регули­рование отношений между субъектами права в сфере культу­ры на основе Конституции РФ, Федеральных законов и других нормативных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: