Основными регионами - импортерами облицовочных изделий европейской части России являются; Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный и Поволжский экономические районы. Эти традиционные зоны крупного потребления, облицовочных изделий из доломита. По экспертным оценкам, потребность в изделиях из камней средней прочности составляет: в Центральном экономическом районе - 900-920 тыс. м и значительно превышает производство; в Центрально-Черноземном районе - около 50 тыс. м2.
Спрос, предъявляемый областями, колеблется в пределах 10-15 тыс. м2 в год. Наиболее крупными потребителями являются Московская, Тульская и Смоленская области (13-15 тыс. м2 в год), несколько меньший спрос на эти изделия предъявляют Рязанская, Тверская, Брянская и Владимирская области (12-12,5 тыс. м2).
Можно выделить три основные сферы применения облицовочных изделий из природного камня на региональных рынках: строительство, ландшафтная архитектура и изготовление памятников. Наиболее емким рынком является строительство. Здесь потребляется около 80% облицовочных плит. На изготовление памятников идет 15% облицовочных плит, относительно небольшая часть (5%) используется в ландшафтной архитектуре. Большая часть изделий используется при строительстве объектов соцкульбыта и административных зданий и сооружений, а также дорог, тротуаров, площадей, надземных и подземных переходов, в Москве и Санкт-Петербурге применяют для отделки метро.
|
|
Перспективным рынком сбыта каменной продукции является рынок «тонких» плиток для полов и внутренней облицовки степ жилищ. Емкость этого рынка приблизительно в 10 раз больше, чем рынка облицовочных плит. Большим спросом пользуются мозаичные клееные плиты для устройства интерьеров.
Основными потребителями изделий в Центральном и Центрально-Черноземном районах являются:
• строительные отделочные управления крупных строительных организаций;
• управления капитального строительства;
• дирекции строящихся зданий и сооружений министерств и ведомств.
В настоящее время ими потребляется около 85% изделий из природного камня.
В последнее время на смену крупным заказчикам изделий из природного камня (величина разовых заказов до 5-10 тыс. м2) пришли мелкие заказчики: банки, страховые компании, крупные АО (разовые заказы до 250 м2). Доля потребления ими изделий из природного камня достигла 15% и продолжает расти. Основными факторами формирования спроса на каменную продукцию являются цена и декоративность. Отечественные потребители, как правило, не дифференцируют спрос по типоразмерам плит. Наибольшим спросом пользуются наименее дорогие изделия.
|
|
Значительное влияние на формирование спроса на те или иные виды каменной продукции оказывают архитектурно-строительные мастерские.
Продажа изделий чаще всего осуществляется по образцам, реже по каталогам, в ходе прямых контактов между покупателем и продавцом. Подобный способ удобен для покупателя, который может непосредственно ознакомиться с качеством предлагаемого товара. Все большее распространение получает торговля через оптовые базы строительных материалов в крупных городах и через крупные магазины стройматериалов.
Приложение 7
Пример составления плана маркетинга
План маркетинга АО «____» базируется на результатах анализа состояния тенденции развития отрасли, ситуации и тенденций развития внутреннего и внешнего рынков. При его разработке учитывались потенциальные возможности предприятия:
- наличие в составе учредителей предприятий, имеющих опыт добычи, хранения, транспортировки и реализации продукции;
- энергичная команда управления, обладающая большим опытом организации подобных производств;
- отработанность технологического процесса производства-
- развитая система основных и вспомогательных средств.
Планирование производства. АО «_____» будет выпускать продукт А по ГОСТ _______ и продукт Б по ГОСТ ______. Наряду с этими продуктами из отходов основного производства будут производиться продукт В по ГОСТ ________ и продукт Г по ТУ ______.
Производство на АО «_______» проектируется так, чтобы обладать достаточной степенью адаптивности к изменению спроса, в частности реагировать на сезонные и циклические изменения спроса на различные продукты.
Учитывая значительный неудовлетворенный спрос на продукт Б в ________ области и прилегающих регионах, производственный процесс планируется организовать так, чтобы обеспечить максимальный выход этого продукта.
Выпуск продукции будет осваиваться поэтапно.
После завершения первой фазы строительства предприятие будет выпускать ___________________________________________________________________________
После пуска второй очереди производство продукта А будет доведено до проектной величины (____% совокупного объема), повышен выход продукта Б (до %), начато производство продукта Г. При этом производство продукта В, обладающего наименьшей стоимостью, будет уменьшено более чем в _________ раз.
Структура выпуска продукции после вывода предприятия на проектную мощь приведена в таблице.
Показатели | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
Сырье | |||
Продукт А | |||
Продукт Б | |||
Продукт В | |||
Продукт Г |
Такой подход к планированию производства позволит обеспечить его максимальную рентабельность.
Планирование сбыта. Продукты А, Б, В и Г пользуются большим спросом как на региональном, внутреннем, так и на внешнем рынке. Емкость существующей на этих рынках рыночной ниши значительно превышает планируемые на АО «____» объемы производства и создает прекрасные предпосылки для сбыта этой продукции.
Внутренний рынок. Основными видами продукции для внутреннего рынка будут продукты А, Б, В и Г. Спрос на эту продукцию в настоящее время достаточно высок и, по прогнозным данным, будет оставаться достаточно стабильным в среднесрочной перспективе.
Основными региональными рынками сбыта будут традиционные зоны крупного потребления; _________ область и _____________область. На рынках этих областей будут реализовываться 100% продуктов А и Б.