Гражданское право - это совокупность норм, регулирующих имущественные отношения, а также тесно связанные с ними личные неимущественные отношения (например, возникшие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, защита чести, достоинства и деловой репутации). Эти отношения и составляют предмет гражданского права.
Имущественные отношения, т.е. отношения, связанные с нахождением материальных благ, которые включают в себя:
отношения статики, т.е. отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);
· отношения динамики, т.е. связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).
2. Личные неимущественные отношения - отношения, возникшие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания:
· личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникшие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение);
· личные неимущественные отношения, напрямую не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).
Система гражданского права включает в себя:
· отношения собственности;
· договорные связи участников оборота (куплю-продажу, поставку, биржевые сделки и др.);
· возмещение причиненного вреда;
· возмещение неосновательного обогащения;
· наследование
· права на результаты творческой деятельности
· личные неимущественные права и т.д.
Принципы гражданского права:
· равенство участников гражданских правоотношений;
· неприкосновенность собственности;
· недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела;
· беспрепятственное осуществление гражданских прав;
· обеспечение восстановления нарушенных прав.
Источники гражданского права: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы («О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рекламе»), подзаконные акты.