Наблюдение. Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных

Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.
Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении).
Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.
Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.
Требования к осуществлению:

§ целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?);

§ систематичность;

§ объективность (достигается увеличением числа наблюдателей);

§ стандартизованная процедура фиксации результатов;

§ наличие концепции;

§ не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации.

Социально-психологический эксперимент

Это целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей выявить и исследовать социально-психологические явления.
Виды эксперимента: 1). лабораторный (проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более "чистым") и естественный (проводится в "полевых" условиях, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности); 2). индивидуальный и групповой.
Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в "чистом" виде.
Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных.
Требования к осуществлению:

§ ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;

§ добровольность;

§ наличие контрольной группы;

§ надежные средства фиксации результатов;

§ репрезентативная выборка;

§ программа эксперимента;

§ статистическая достоверность результатов.

Тесты

Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.
Виды тестов: классификационные, обучающие, проективные, диагностические.
В психологии управления в целях психодиагностики личностных особенностей распространен т. н. ситуационный тест (его можно отнести и к естественному эксперименту). Например, кандидату на к-л. должность создают стрессовую ситуацию, провоцируют конфликт… выясняя тем самым профессионально-важные качества – например стрессоустойчивость…
Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, надежность, объективность (защищенность от экспериментатора).
Недостатки метода: опасность "слепых", случайных ошибок, опасность "профанации", потеря индивидуального подхода, формализация общения и процедуры.
Требования к осуществлению:

1. наличие официальных полномочий;

2. стандартные бланки;

3. анонимность;

4. ограничение времени: оптимальное время – от 5 до 40 мин, максимальное – до 1,5 часа;

5. четкая инструкция;

6. контроль тестирующего;

7. удобное время суток;

8. удобное помещение.

Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа). Это методы сбора широкой, статистически значимой информации или сбора предварительной информации.

Достоинства метода: широта охвата.
Недостатки метода: субъективизм ответов (осн. на самоанализе).
Требования к построению вопросов:

1. должны содержать 3 категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений;

2. короткие формулировки вопросов;

3. понятность;

4. конкретность;

5. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;

6. не должны быть внушающими;

7. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных;

8. вводить "спасительные" формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда…);

9. избегать шаблонных формулировок;

10. адекватный выбор формы опроса (закрытой или открытой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: