Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.
Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении).
Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.
Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.
Требования к осуществлению:
§ целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?);
§ систематичность;
§ объективность (достигается увеличением числа наблюдателей);
§ стандартизованная процедура фиксации результатов;
|
|
§ наличие концепции;
§ не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации.
Социально-психологический эксперимент
Это целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей выявить и исследовать социально-психологические явления.
Виды эксперимента: 1). лабораторный (проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более "чистым") и естественный (проводится в "полевых" условиях, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности); 2). индивидуальный и групповой.
Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в "чистом" виде.
Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных.
Требования к осуществлению:
§ ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;
§ добровольность;
§ наличие контрольной группы;
§ надежные средства фиксации результатов;
§ репрезентативная выборка;
§ программа эксперимента;
§ статистическая достоверность результатов.
Тесты
Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.
Виды тестов: классификационные, обучающие, проективные, диагностические.
В психологии управления в целях психодиагностики личностных особенностей распространен т. н. ситуационный тест (его можно отнести и к естественному эксперименту). Например, кандидату на к-л. должность создают стрессовую ситуацию, провоцируют конфликт… выясняя тем самым профессионально-важные качества – например стрессоустойчивость…
Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, надежность, объективность (защищенность от экспериментатора).
Недостатки метода: опасность "слепых", случайных ошибок, опасность "профанации", потеря индивидуального подхода, формализация общения и процедуры.
Требования к осуществлению:
|
|
1. наличие официальных полномочий;
2. стандартные бланки;
3. анонимность;
4. ограничение времени: оптимальное время – от 5 до 40 мин, максимальное – до 1,5 часа;
5. четкая инструкция;
6. контроль тестирующего;
7. удобное время суток;
8. удобное помещение.
Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа). Это методы сбора широкой, статистически значимой информации или сбора предварительной информации.
Достоинства метода: широта охвата.
Недостатки метода: субъективизм ответов (осн. на самоанализе).
Требования к построению вопросов:
1. должны содержать 3 категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений;
2. короткие формулировки вопросов;
3. понятность;
4. конкретность;
5. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;
6. не должны быть внушающими;
7. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных;
8. вводить "спасительные" формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда…);
9. избегать шаблонных формулировок;
10. адекватный выбор формы опроса (закрытой или открытой).